Царская посуда |
Во дворце московских государей самая дорогая и диковинная посуда обычно выставлялась на всеобщее обозрение в парадных палатах. Чаши, ковши, кубки, чарки для повседневного обихода хранилась в «коморах» Сытенного, Кормового и Хлебного дворцов.
Во избежание краж всю царскую посуду полагалось «заорлить», то есть снабдить особыми клеймами. Для чего при царе Иване Грозном приобрели специальный железный штамп с изображением двуглавого орла. Тех, кто все же попадался на воровстве царской посуды, казнили без всякой жалости.
К ХVII веку блеск столового убранства русских царей несколько потускнел: многое было разбито, разграблено в междоусобицах либо присвоено временными постояльцами кремлевских палат.
Золотая и серебряная царская посуда выполнялась в различной технике. Она могла быть гладкой, чеканной, сканной, граненной или грановитой. Причудливы и разнообразны были украшавшие ее орнаменты. Фон насыщался выпуклыми изображениями цветов, деревьев, райских птиц, сказочных зверей, солнца, месяца, звезд. По верхнему краю сосуды иногда украшались узорными венцами. Таких венцов бывало несколько, но ни один не повторял узоров других. С особой выдумкой делались крышки. На них можно было увидеть орлов, золотые яблоки, петухов, цветы, человеческие фигурки, сказочные личины. Кубок Ивана Грозного, например, украшал терем «о трех столбах». «Между столбами, — восхищался очевидец, — три человеческих изображения в кругах, а на верху самого терема человеческая фигура, держащая копье».
Побывавшие вместе с послом на обеде у царя Бориса Годунова заморские гости рассказывали: «На наш стол были поданы три большие золотые братины, украшенные дорогими каменьями; самая лучшая из них подана послу, а другие две придворным, чтобы они пили из них вкруговую. Эти две чаши были такие большие, что одному едва было под силу поднести их ко рту…».
Всем известен тот факт, что изготавливалась посуда из драгоценных металлов, чаще всего, золота и серебра, и украшалась драгоценными камнями. Посуда делалась гладкой или рельефной, могла быть граненной или чеканной. Орнаменты, украшавшие ее, были самыми диковинными и разнообразными – растения, животные, сказочные сюжеты и райские птицы, природные явления – каждый предмет посуды был произведением искусства. Все царские чарки украшались венцами, узоры которых никогда не повторялись. Крышки делались очень тщательно и с выдумкой, орнамент прорисовывался в мельчайших деталях.
Вся эта красота – чаши, подносы, блюда, чарки – не прятались, а выставлялись на всеобщее обозрение в палатах, где проходили гуляния. Краж не было, ведь всю посуду со времен Ивана Грозного клеймили – ставили штамп в виде двуглавого орла. Если же находились безумцы, который позволяли себе похитить «заорленную» посуду, их участь была незавидна – казнь без суда и следствия.
Блеск и роскошь царской посуды сильно потускнели к 17 веку. Междоусобные войны, грабежи, разбои, кражи – все это привело к потере многих редких и дорогих экземпляров посуды.
Посуда царей служила поводом для восхваления богатства Руси. Послы, приглашенные к столу, не могли отвести глаз от драгоценной посуды, причем восхищались они не только материалами, но и самой работой. Изготавливали посуду только русские мастера, в основном, монахи при монастырях и лаврах. Наиболее известны Чудов и Симонов монастыри, а также Троице-Сергиева лавра.
Рубрики: | антиквариат |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |