Храмы и монастыри Крыма |
Свято-Успенский собор в Гурзуфе — молодой 5-ти купольный православный храм в Гурзуфе, освященный 2 июля 2007 года. Он находится на конечной остановке автобуса 31-б, возле проходной лагеря «Кипарисный». Судьбу Гурзуфа решил изменить известный русский промышленник Петр Ионович Губонин (1828–1894), очарованный красотой поселка, раскинувшегося у подножия Медведь-горы. Губонин, вышедший из крестьян, был глубоко верующим человеком. Состояние, заработанное тяжким трудом, даже несколько тяготило, он говорил: «За грехи мои Господь отягчил меня богатством».
Поэтому значительную часть средств Губонин тратил на благотворительность. А когда Петру Ионовичу было положено дворянство, на его гербе начертали девиз: «Не себе, а Родине!» И в Гурзуфе Губонин решил построить православный храм. В 1887 году на набережной состоялась торжественная закладка, а в 1890 году освящение нового красивого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Спроектировал и построил церковь в греко-византийском стиле московский архитектор М. Н. Чичагов. Храм был поистине великолепен. Храм Успения Богородицы ожидала печальная судьба. В 1935 году его разобрали, а на его месте построили лечебный корпус военного санатория. Поэтому восстановить церковь на прежнем месте невозможно. Верующим выделили под храм здание мебельного магазина, затем службы совершались в бывшей поликлинике. Но прихожане желали возродить уничтоженную святыню. Они добились у местных властей выделения участка, где сейчас стоит храм. 2 июля 2007 года в Гурзуфе освятили вновь построенный Свято-Успенский собор. Чин освящения собора совершили митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь и архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, которым сослужили благочинный церквей Ялтинского округа протоиерей Адам и священники благочиния. Новый храм, одновременно торжественный и уютный, украсил Гурзуф.
По одной версии юная дочь купца Кузнецова, а может быть его возлюбленная, каталась в горах на лошадях. Вдруг испугавшись чего-то, кони понесли экипаж прямо в пропасть. Казалось, гибель неминуема. Но чудесным образом лошади остановились на самом краю обрыва, как будто ангел установил перед ними невидимую преграду. В честь этого мистического события купец велел построить храм Воскресения.
Для росписи стен были приглашены известные художники К. Е. Маковский и А. И. Корзухин. Мозаичные работы выполнил итальянский мастер Антонио Сальвиатти из Винченсы. Сооружение храма обходится заказчику в 150 тысяч рублей. По тем временам деньги немалые… Кроме того, в собственность церкви Кузнецов передает 2,5 десятин земли, на которых строятся дома для настоятеля и причта. Спустя 4 года после закладки первого камня строительство церкви завершили. 4 октября 1892 года в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева храм был освящен. Храм Вознесения Господня в Форосе часто называют одним из чудес Крыма. История создания этого архитектурного шедевра связана с именем известного в свое время чаепромышленника, московского купца первой гильдии Александра Григорьевича Кузнецова. Он унаследовал огромное состояние и прибыльный бизнес от своего деда по материнской линии Алексея Семеновича Губкина, которого по праву можно назвать праотцом чайных промыслов в России. После открытия дороги, связавшей Ялту и Севастополь, дело было в 1887 году, Кузнецов покупает прибрежный участок земли в размере 259 десятин и строит особняк. Приобретение стоит немалых денег, но купец не жалеет средств, поскольку болеет туберкулезом и надеется поправить здоровье в Крыму. Имение «Форос» становится любимым местом отдыха чайного магната.
К сожалению, целебный южнобережный воздух не помог Александру Григорьевичу. Он умер в возрасте 40 лет и был похоронен в Москве в фамильном склепе на кладбище Алексеевского монастыря. За два года до смерти, в 1892 году в самом живописном уголке имения он успевает построить необыкновенной красоты храм. Что подвигло Кузнецова построить церковь на Красной скале? Возможно предчувствие смерти… По одной версии юная дочь купца, а может быть его возлюбленная, каталась в горах на лошадях. Вдруг испугавшись чего-то, кони понесли экипаж прямо в пропасть. Казалось, гибель неминуема. Но чудесным образом лошади остановились на самом краю обрыва, как будто ангел установил перед ними невидимую преграду. В честь этого мистического события купец велел построить храм Воскресения. Альтернативой романтической легенде служит другая – более драматическая, но не менее чудесная. Эту версию, кстати, подтверждают архивные документы. В октябре 1888 года недалеко от Харькова у станции Борки произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Санкт-Петербург. По свидетельствам современников – в аварии погибло множество людей. Семь вагонов сошли с рельсов и полностью разбились, однако Александр III и его родные остались живы. При крушении в царском вагоне обвалилась крыша.
К счастью, император был физически сильным человеком, он поднял блокирующий выход обломок и держал его на своих плечах до тех пор, пока жена и дети не выбрались наружу. Весть о чудесном спасении царской семьи облетела всю России. В связи с этим событием по стране прошли благодарственные молебны. Не остался равнодушным и Александр Григорьевич Кузнецов. К работе по созданию храма предприниматель привлекает талантливых специалистов. В 1888 году проект здания разрабатывает русский архитектор академик Н. Чагин. Он решает строить храм в византийском стиле, однако его отличительной особенностью будет наличие многочисленных куполов по типу русских деревянных церквей. Впоследствии двухъярусное здание увенчают девять куполов. Стены сложат из чередующихся рядов красного кирпича и желтого камня, а их поверхность облицуют белым инкерманским камнем
Храм Вознесения Господня в Форосе часто называют одним из чудес Крыма. История создания этого архитектурного шедевра связана с именем известного в свое время чаепромышленника, московского купца первой гильдии Александра Григорьевича Кузнецова.Он унаследовал огромное состояние и прибыльный бизнес от своего деда по материнской линии Алексея Семеновича Губкина, которого по праву можно назвать праотцом чайных промыслов в России.
Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса. Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко. Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский. Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе. К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи.
Средневековый Херсонес (Херсон) сыграл важную роль в распространении христианства в древнерусском государстве. Именно здесь, по летописному свидетельству, принял крещение князь Владимир. Почти две тысячи лет Херсонес играет роль важного транзитного пункта, культурного и политического центра Северного Причерноморья.
Космо-Дамиановский или Козьмодамиановский монастырь расположен в Крыму, в диком живописном ущелье между Бабуган-Яйлой и хребтом Синап-Даг, в 20 км от города Алушты, на территории Крымского природного заповедника, на высоте 700 м над уровнем моря, рядом с целебным источником Савлух-Су. Это место – одно из самых святых для крымских христиан. По легенде в средние века здесь жили святые бессребреники братья Косьма и Дамиан, бескорыстно врачевавшие людей от многих болезней. После их трагической смерти в горах забил святой источник Савлух-Су, к которому за целебной водой многие столетия приходили жители Крыма – как христиане, так и мусульмане. В начале 19 века графиня Софья Потоцкая выделила деньги на постройку пристанища для паломников. Позже один симферопольский купец, вылечившийся водой источника Савлух-Су, поставил сруб с образами святых Космы и Дамиана. В 1895 г. по распоряжению архиепископа Таврического Иннокентия здесь был учрежден мужской монастырь. Космо-Дамиановский или Козьмодамиановский монастырь расположен в Крыму, в диком живописном ущелье между Бабуган-Яйлой и хребтом Синап-Даг, в 20 км от города Алушты, на территории Крымского природного заповедника, на высоте 700 м над уровнем моря, рядом с целебным источником Савлух-Су. Здесь была церковь, гостиница и каменная часовня над источником. До наших дней сохранилась только часовня над исцеляющим источником Савлух-Су («здоровая вода»). Кроме святого источника Савлух-Су в монастыре есть икона святых Космы и Дамиана с частичками их мощей. Еще одна святыня монастыря – икона Божией Матери «Иерусалимская». Икона была написана и освящена на горе Афон в Греции.
По ходатайству православного населения Алушты к генерал-губернатору Новороссии, графу М.С.Воронцову, в ХІХ веке была построена церковь Во имя всех крымских святых. Проектирование церкви прошло под руководством архитектора Г.И.Торричелли. К проекту он подключил друзей: архитекторов Эшлимана и Дево, каждый из них внес свою лепту в конечный результат постройки. Торричелли видел церковь в готическом стиле. Отблески его задумок можно увидеть и сегодня в щипцовом завершении боковых приделов церкви, стрельчатой форме дверных и оконных проемах и части стеклянных витражей.Восстановлен он благодаря неравнодушным людям, алуштинцам, которые стараются сберечь исторические и архитектурные ценности своего города. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве. Они просили восстановить храм в честь святого Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане.
В восточном направлении от Алушты, на трассе, ведущей в Судак, близ села Малореченское находится удивительный православный храм святого Николая, который одновременно служит маяком. Расположенный на утесе у берега моря, храм-маяк привлекает к себе внимание не сколько моряков, а скорее больше группы экскурсии из Алушты, выезжающие полюбоваться этим удивительным сооружением. Высота храма достигает пятидесяти четырех метров, этот факт делает его самым высоким в Крыму. Храм увенчан церковным крестом, под ним располагается светило маяка. На белокаменных фасадах здания, сияющего на фоне ясного голубого неба, изображена икона святого, вписанного в огромную мозаику в форме креста. На четырех углах храма виднеются корабельные якоря, а также бронзовые скульптуры парусников. Мелодичный перезвон колоколов разносится по округе.
Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. Но с достоверностью относят начало скитской Успенской церкви к половине XV века. Эта церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. А на фото ниже (в левом верхнем углу) видна еще одна копия этой иконы, размещенная как раз на скале (именно тут ее в свое время увидел юный пастушок).Предание говорит: "В давно минувшие времена пастух одного князька (топарха), по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в 10 саженях от земли, икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была святая икона домохозяином, на другой день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик Ее находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась святая икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери.
Благодарю за фото и описание grignat1
Рубрики: | Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |