-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545687


Над небом голубым…или под небом голубым? И при чем тут Апокалипсис

Пятница, 04 Марта 2022 г. 13:43 + в цитатник

Над небом голубым…или под небом голубым? И при чем тут Апокалипсис

4059776_birdhuml (51x45, 2Kb)

Шакко: об искусстве
Песня на стихи Анри Волохонского и музыку Владимира Вавилова; входит в репертуар Бориса Гребенщикова, Алексея Хвостенко, Елены Камбуровой, а также ряда других исполнителей. Занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке. Журналом Time Out помещена в список «100 песен, изменивших нашу жизнь».

Интересный факт: В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10), […]

Одна из самых знаменитых русских песен ХХ века имеет непосредственное отношение к священному тексту, написанному почти 2000 лет назад. И если не знать исходник, то многое в смысле песни остается непонятным. Например, почему Гребенщиков поет "Под небом...", а в исходнике написано "Над..."?

Песня "Аквариума" -- это стихотворное произведение Анри Волохонского 1972 года под названием «Рай».
Давайте разберем его построчно (и проиллюстрируем).

Над небом голубым
Есть город золотой

Гребенщиков поет "Под небом...", в том числе, потому что это логично с точки зрения массового слушателя.
Однако Волохонский более точен по отношению к первоисточнику. В новозаветной книге "Откровение Иоанна Богослова" (он же "Апокалипсис") говорится именно о городе, который находится НАД небом, над землей.
Это новый, небесный Иерусалим, то есть Рай: "И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (21:2).

И этот город спускается, так сказать, пикирует, или скорей, планирует.

Именно таким, спускающимся, этот Небесный Иерусалим и рисуют в иллюстрациях "Откровения".

Далее по тексту песни следует описание этого райского града:

С прозрачными воротами
И с яркою стеной.

В Библии рай подробно описан дважды: в самой первой книге ("Бытие") он предстает перед нами как сад, а вот в самой последней, "Откровении", он четко описывается как город, причем с четкой геометрической структурой. В подробностях описан его облик, в особенности стены.

В той же 21-й, предпоследней главе "Откровения" ее автор Иоанн рассказывает, как с помощью посланного к нему ангела-проводника он узрел город:

"...великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. (...) Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.  Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. (...) Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. (...) Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.  Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. (...) И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его..".

Из этого перечисления, которое заставило бы Дурина и Двалина зарыдать от зависти, мы узнаем, что в плане город -- квадрат, на каждой стороне которого 3 ворот, а стены выполнены из драгоценных камней.

В тексте Волохонского по объективным причинам описание упрощается: ворота, сделанные из жемчужины, превращаются в "прозрачные", а весь геммологический справочник материала крепостных стен -- просто в "яркую стену".

А в городе том — сад:
Всё травы да цветы.

Здесь в стихотворении также идет упрощение текста "Откровения", на сей раз из последней, 22-й главы книги (все обычно помнят, что "Откровение" -- это книга про ужасы Апокалипсиса, и не знают, что пара последних глав -- как раз наоборот, про сияющий рай и всякое благолепие, то есть огромнейший хэппи-энд).

Вот эти строки: "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов" (22:2)

Здесь идет о речь о Реке Жизни, которая исходит от престола Бога и Агнца (четко в центре города), и о Древе жизни, которая в своем роде антитеза Древа познания добра и зла, с которого Библия начинается. (Иоанн, автор "Откровения", очень любил этот прием противопоставления).

Вот иллюстрации к этому фрагменту текста

Гуляют там Животные
Невиданной красы.

В этих строках поэт не опирается на конкретный библейский текст, а просто строит переходный мостик к знаменитому припеву:

Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей.
Третье — золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…

Здесь мы перескакиваем из 22-й главы "Откровения" в самое начало -- в 4-ю главу, где появляются эти животные. Вообще их не три, а четыре: лев, вол, орел плюс ангел, который не влез в припев. Исходно в Ветхом Завете, которым Иоанн активно вдохновлялся, это было единое четырехсущное создание, но в своем тексте он их уже разделил на самостоятельные.

Обратите внимание на завораживающие строки "исполненный очей": это прямо дословно из Синодального перевода.

"...вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет". (4:6-8)

Со временем эти четыре животных станут постоянными спутниками Бога на изображениях, а также по отдельности символами Евангелистов.

Нарисовать их, как описано, с 6 крыльями и "исполненными очами" -- трудно, поэтому художники в итоге пришли к тому, чтобы рисовать обычных животных (и ангела), только с крыльями. Однако попадаются и дотошные авторы.

На этой картине Фернандо Гальего (1490-е) они парят вокруг Престола Божьего.

А вот наши дни, которые преподносят наиболее поразительные изображения:

В следующих строках мы удаляемся от книги "Откровения".

А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.

Хотя в припеве выше мы потеряли 4-го из небесных Животных, именно ангела, очевидно, что тут -- не он, а некий собеседник рассказчика, которого он именует ангелом, хотя вполне может иметься в виду "любимая" и проч.

Теперь о "звезде". В "Откровении" множество всяких звезд, но ничего хорошего от них ждать не приходится -- это и звезда Полынь, отравляющая реки, и звезда, отпирающая бездну дьявола, и всякое прочее веселое. Тут же, как следует далее из текста, идет речь о "хорошей", путеводной звезде.

Подобная звезда также есть в библейском корпусе текстов, но не в "Откровении". Разумеется, это евангельская Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к яслям с новорожденным Иисусом.

Кто любит — тот любим.
Кто светел — тот и свят.

Строки про любовь, в принципе, тривиальны, но забавно будет предположить, что советский человек Волохонский тут полимизировал с евангельским: "И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. (..) Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6:32-35). Хотя это наверняка не так, и я привела тут эту цитату в качестве интеллектуальной игры.

Словосочетание "свят / светел" встречается в нашей поэзии раньше: "Свят и светел ваш приют" (И. Никитин, "Елка", 1855), "На пригорке монастырь светел. И от снега — свят" (М. Цветаева, 1915). В принципе это вообще однокоренные слова.

Обратите однако внимание, что в "Откровении" все-таки есть один-единственный раз, когда "звезда" выступает как нечто позитивное, правда, в переносном смысле: Иисус Христос говорит о себе «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (22:16). Тут имеется в виду, что утром звезда видна плохо, и вот также Иисус во Втором пришествии придет незаметно для тех, кто его не ждет.

Так что, быть может, в нашем поиске источника образов можно вернуться обратно к "Откровению", тем более, что в следующих строчках мы опять возвращаемся к райскому саду с чудесными животными.

Пускай ведёт звезда твоя
Доро́гой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев (и проч.)

Однако поскольку мы упомянули Вифлеемскую звезду, давайте проследим, куда же она приведет волхвов. Да, к Иисусу, который в яслях. Но "ясли" в изначальном смысле это ведь не "детский садик", а место содержания животных, где Святому Семейству пришлось переночевать и претерпеть брони за неимением нормальной брони в гостинице. Свидетелями родов там стали, помимо людей (и ангелов), осел и вол. Эти животные возникли в сюжете Рождества, поскольку те, кто отделывал легенду о Спасителе, должны были учитывать ветхозаветные пророчества о Мессии, а одно из них гласит: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Вол при этом стал символом верующих, а осел -- язычников. Любопытно, что корыто яслей, в которое вместо люльки положили новорожденного Христа, является аналогом Престола Небесного, на котором, как мы видели выше, он потом воссядет в Небесном Иерусалиме.

Таким образом, самая знаменитая путеводная звезда привела волхвов к Христу и яслям (престолу) + волу; а данная путеводная звезда приведет собеседника автора в рай, где его встретит Христос на престоле (потому что в раю без этого никак), вол, +2 животных. Все закольцовывается, так устроена великая поэзия, набитая великими и древнейшими символами.



4059776_pod_nebom_golybim (700x539, 208Kb)

Рубрики:  Легенды, притчи, мифы, истории, интересный мир!!!
Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 32 пользователям