-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545688


Учители поста и покаяния

Четверг, 31 Марта 2011 г. 16:49 + в цитатник
Цитата сообщения avistrix Учители поста и покаяния

 




 М. Нестеров. Отцы пустынники и жены непорочны...

 Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А. Пушкин

Отшумела широкая Масленица, вечером Прощеного воскресенья все попросили друг у друга прощения и, очищенные этим обрядом, вступили в первую седмицу Великого Поста, которая так и называется – Чистой. Утренние службы первых дней Поста особо длинные, в них много чтения и мало пения, а напевы особые, «великопостные» или, как говорят в церкви, «постовые» - печальные и протяжные. Придя утром в храм, мы ощущаем особую, постовую атмосферу – строгой чистоты. Интерьер храма изменился – все занавеси на алтарных вратах, покровы на аналоях и иконах черного или фиолетового цвета, лампады красного и желтого стекла заменены на темно-синие, темно-зеленые или простые белые.



 
 

 
 
Постовое облачение духовенства
 
Облачение духовенства также черное или фиолетовое. На служительницах и прихожанках храма – темные платочки. В храме и в обычное время на службах тихо, но постовая тишина – особая: все избегают разговоров, погружены в молитву – ведь многие прихожане именно в первую либо в Страстную седмицы говеют – то есть держат особо строгий пост, исповедаются и причащаются как можно чаще. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву, сочиненную преподобным Ефремом Сириным, которая будет сопровождать нас весь Великий Пост:

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему (земной поклон).

Ей, Господи Царю,
Даруй ми зрети моя прегрешения
И не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков, аминь (земной поклон).

Боже, очисти мя, грешнаго (12 раз, сопровождая каждый возглас Крестным Знамением и поясным поклоном).




 Коленопреклонение духовенства во время молитвы Ефрема Сирина
 
Вместе со священником так же молятся и прихожане.




Коленопреклонение прихожан
 
Земной поклон – это преклонение колен и поклон, касаясь лбом пола и опираясь на руки. После каждого земного поклона положено вставать, но по слабости здоровья, или если в храме очень много народу, допускается читать всю молитву Ефрема Сирина стоя на коленях, либо, не опускаясь на колени, ограничиться поясными поклонами.

Эта молитва, написанная в IV веке, вдохновила Пушкина на стихотворение, приведенное здесь в качестве эпиграфа. Автор молитвы – преподобный Ефрем Сирин – жил в Сирии (отсюда и его прозвание - Сирин), в Месопотамском городе Низибии и был родом из семьи простого земледельца. В юности Ефрем обладал безрассудным и вздорным характером. Однажды юноша ввязался в темную историю и был даже заключен в тюрьму по обвинению в краже. В тюрьме он услышал Глас Божий, призывающий его к исправлению. Юноша смирился и раскаялся. Выйдя из тюрьмы, он отправился к святому отцу Иакову Низибийскому и попросился в ученики и духовные чада. Под руководством святого Ефрем изучал Священное Писание и стал вести подвижнический образ жизни, для чего удалился в горную пустынь. В 363 году Низибию захватили персы, и Ефрем ушел в горы возле города Едессы. 




 
Святой преподобный Ефрем Сирин
 
Там он уже сам поучал приходящий к нему народ, проповедовал христианство язычникам. Слухи о пустынном подвижнике дошли до Василия Великого, и он предложил Ефрему епископский сан, но Ефрем отказался, и до своей смерти в 373 году оставался одним из тех «Отцов пустынников», которых воспел Пушкин в своем стихотворении.

Молитву святого Ефрема Сирина читают в течение Великого Поста также и дома, во время совершения обычного молитвенного правила.

После утренней службы когда-то было принято идти в баню (или ходили накануне, после обряда прощения) и смывать «масленичные грехи». Вот на этой картине мы видим пожилую супружескую пару, которая возвращается из бани домой. 




 Перов. Чистый понедельник
 
Супруг несет вязочку постных сушек – попить после бани чайку. А вечером они наверняка снова пойдут в церковь – ведь сегодня первый день, когда читают и поют Великий покаянный канон, сочиненный святым Андреем Критским. Канон это читают частями (так называемые мемифоны) первые четыре дня Чистой седмицы и полностью - на утрени в четверг пятой седмицы.

Слово «канон» в переводе с греческого означает «правило», «образец», «норма», «последование». Канон – это особые церковные песнопения, расположенные в определенном порядке и раскрывающие связь Ветхого и Нового Заветов. Канон состоит из 9 ирмосов («рядов») и определенного числа следующих за каждым ирмосом тропарей. Ирмосы обычно посвящены событиям Ветхозаветным, а тропари развивают мысль, изложенную в ирмосе, и увязывают ее с Новым Заветом. Комплекс одного ирмоса и соответствующих ему тропарей называется «песнь». Канон разделяется, в честь Святой Троицы, на три части, по три песни в каждой. После 3-й песни идут «седальны» - стихиры, во время чтения которых можно сидеть. После 6-й – «кондак» (палочка, на которую наматывали пергаментный свиток с текстом), в котором кратко излагается содержание празднуемого события, и «икос» («домик»), более пространно излагающий содержание кондака.

Великий покаянный канон называется так прежде всего из-за своего объема. В его 9 песнех заключено 250 тропарей. Но не только поэтому велик этот канон. Ни в одном церковном произведении не излагается с такой силой и величием мысль о необходимости покаяния.

Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние, побудить к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.

С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из Ветхозаветной и Евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

Вот мы приходим вечером в храм, и видим, что посередине его сооружено особое возвышение для священника, читающего канон. На возвышении – аналой, покрытый черным. Выходит притч и начинается чтение. 




 Чтение Великого покаянного канона Андрея Критского
 
Уже самый первый ирмос заставляет почувствовать единение с Богом:

Помощник и Покровитель бысть мне во спасение.
Сей мой Бог, и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его:
Славно бо прославися.

Первый же тропарь – сокрушенный покаянный вздох: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний…» И после каждого ирмоса и тропаря звучит покаянный припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

А вот шестой ирмос:

Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу,
И услыша мя от ада преисподняго,
И возведе от тли живот мой.

Здесь уже явственно слышится надежда на милость Божию, который единственный может избавить нашу жизнь от греха. Но мы и сами должны приложить к этому все душевные силы. Об этом говорит кондак, следующий после 6-й песни:

Душе моя, душе моя,
Востани, что спиши;
Конец приближается и имаши смутитися.
Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.




Святой преподобный Андрей Критский
 
Автор Великого покаянного канона, святитель Андрей Критский, родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Мальчик родился немым, но когда его в семилетнем возрасте первый раз причастили Святых Таин, он заговорил.

В 14 лет родители отвезли его в Иерусалимский монастырь Братства Гроба Господня и посвятили Богу. По пострижении в монашество Андрей получил послушание быть экономом Братства и одновременно нотарием (секретарем) Иерусалимской патриархии. В 681 году, после Константинопольского Шестого Вселенского Собора, Андрея послали в Константинополь отвезти документы, подтверждающие согласие Иерусалимской патриархии с решениями Собора. Андрей выполнил поручение и был оставлен в Константинополе, где ему поручили возглавить Дом сирот при храме Святой Софии и рукоположили в диаконы, а позже и в архидиаконы этого храма.

20 лет святой Андрей совмещал обязанности главы сиротского дома и архидиакона. В правление императора Юстиниана II (685-695) Андрей был рукоположен в архиепископы города Гортины на острове Крит, отсюда и его прозвание – Критский. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви – богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Кроме Великого или, как его еще называют, Умилительного, покаянного канона святой Андрей написал много выдающихся произведений церковной гимнографии. А за его Великий покаянный канон Церковь называет святого Андрея Критского «Мистагог (открывающий тайны, учитель) покаяния».

Святой Андрей скончался на острове Милитина 4 июля 740 года, возвращаясь на Крит из Константинополя, гда был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. Именно 4 июля празднуется память святого Андрея Критского, но и в течение Великого Поста мы поминаем его неоднократно – ведь к песнем Великого покаянного канона позже были добавлены тропари, посвященные создателю этого канона и еще одной святой, прославившейся своим покаянием, – преподобной Марии Египетской (о ней расскажу позже), и соответствующие припевы: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас»; «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас».

И еще одному святому – великому учителю поста - празднуется во время Чистой седмицы. Это великомученик Феодор Тирон.




 Великомученик Феодор Тирон
 
Он пострадал в 306 году в городе Амасии (Понтийская область), во время гонений императора Максимиана. Воин Феодор Тирон вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой предал душу Богу.

Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий Пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой седмицы поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, а употребляли в пищу сочиво (коливо, кутью), то есть вареную пшеницу с медом.

В честь этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста.


 

 
 
Освящение сочива
 
Накануне, в пятницу, после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных Даров служится молебен святому Феодору Тирону и освящается сочиво.
 
Чествуя святых учителей поста, будем помнить, что они прославились не только и не столько своим воздержанием в пище, но прежде всего – постом и подвигом духовным. Прекрасно сказано в одной из стихир, которые поются на Чистой седмице:

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви:
Истинный пост есть злых отчуждение,
Воздержание языка, ярости отложение,
Похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.
Сих оскудение - пост истинный есть и благоприятный.





Да пошлет нам всем Господь легкого,  истинного и благоприятного  поста! 




 
Рубрики:  Православие. Вера. Молитвы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку