-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545687


Мария Египетская

Четверг, 31 Марта 2011 г. 17:40 + в цитатник
Цитата сообщения avistrix Мария Египетская


 Мария Египетская. Церковная роспись

Где-то в середине V века в Египте родилась девочка, и назвали ее Марией. То ли родители плохо следили за ней, то ли природа ее своенравная, то ли рано проснувшаяся женственность были в том виноваты – но сделалась она игрушкой врага рода человеческого. Едва исполнилось ей 12 лет, как она покинула родительский дом, уехала в Александрию и стала жить там, занимаясь блудом. «Блуд» в широком смысле слова – это не просто любовная распущенность, это «заблуждение» вообще, когда человек теряет жизненные ориентиры, и все правильное и достойное начинает казаться ему скучным и пресным, а смысл жизни видит он в себялюбии и пороке.


 


 Картины художника Э. Дине и неизвестного художника

Марии очень нравилась развеселая жизнь, которую она вела. Была она молода и хороша собой, толпы поклонников окружали ее, вино, любовные наслаждения, песни и буйные пляски – вот что заполняло все ее время. Забыла она и о родителях, и о том, что все-таки она – христианка и даст рано или поздно ответ перед Богом. Так прошло 17 лет.

Но Господь, который не забывает ни об одной заблудшей овечке из Своего стада и не хочет смерти грешника, а его исправления, не забыл и о грешнице Марии. Однажды она увидела, что множество народа идет к морской гавани, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. И ей вдруг захотелось с ними – не ради праздника, а потому, что путешествие в другую страну сулило новые любовные приключения. Будет что потом рассказать веселым друзьям и подружкам! Мария побежала в гавань и легко села на корабль – ведь платой за проезд была она сама. И все морское путешествие не было недостатка в любвеобильных и щедрых попутчиках…

То же самое продолжалось и в Иерусалиме. Но в самый день праздника Мария все-таки решила из любопытства вместе со всеми пойти в храм и приложиться к Честному Кресту.
Войдя на паперть, Мария ощутила смутное беспокойство, но все-таки с толпой народа стала протискиваться в двери. Однако все прошли, а Марию почему-то оттолкнули, и она осталась на паперти. Она попыталась вновь войти в храм – но как-то так получилось, что опять ей не удалось войти. Тогда она стала проталкиваться решительней – вроде бы все стали расступаться перед ней, но в последний момент – опять ей войти не удалось. Несколько раз Мария повторяла тщетные попытки войти – но все было напрасно. И тогда наконец она поняла: это Бог, разгневанный ее греховной жизнью, не допускает, чтобы губы блудницы, оскверненные грехом, прикоснулись к Святому Кресту. И Марии едва ли не первый раз в жизни стало страшно…

Она оглянулась и увидела, что прямо над ней, на стене паперти висит икона Богородицы.


 Божия матерь "Владимирская". Церковная роспись

Кроткие очи Пресвятой Девы заглянули прямо в душу Марии. Неожиданно для самой себя она упала на колени перед иконой и стала умолять: «Матерь Божия! Знаю, что недостойна я приложиться к Честному Кресту Сына Твоего! Но Ты, Милосердная, пожалей меня, не отвергай, умоли Сына Твоего, чтобы простил меня, грешную, а я обещаю тебе, что с нынешнего дня изменю всю свою жизнь и никогда не вернусь к блуду и разврату». Долго так плакала Мария, стоя перед иконой на коленях, и вдруг почувствовала успокоение. Тогда она поднялась, пошла к дверям храма – и, о чудо! – легко вошла в него. Мария с трепетом приложилась к Честному кресту, затем вновь вышла на паперть и, обратясь к иконе Богоматери, попросила: «Научи, наставь, Владычице, с чего мне начать новую жизнь?» И тут нежный голос прозвучал в ее душе: «Иди за Иордан, там найдешь покой и спасение».

Не помня себя, Мария вышла на улицу, купила на остававшиеся монетки в лавочке три хлебца и твердо направилась к реке. На закате она была уже возле Иордана. В стоящей на берегу церкви Иоанна Предтечи причастилась, спустилась к реке, омыла в святой Иорданской воде лицо и съела, запив все той же речной водой, половинку одного из хлебцев. Поблизости нашла заброшенный челнок и переплыла реку. Через какое-то время она была уже за Иорданом и, как песчинка, затерялась в безлюдной, каменистой пустыне, простиравшейся за ним.

Прошли десятилетия…


Жил в том же веке в Кесарийском монастыре в Палестине инок Зосима. Отданный в монастырь с детства, он преуспел в монашеских подвигах, и к 53 годам назывался уже «авва», то есть учитель. И стало одолевать его искушение самомнением: вообразил он, что нет монахов, превосходящих его в подвижничестве.

Но явился ему Ангел Господень и повелел идти в Иорданский монастырь, где он увидит гораздо больших, чем он, праведников. Зосима исполнил повеление Ангела, и в Иорданском монастыре, действительно, увидел монахов, во много раз превосходящих его в духовном и молитвенном делании. Старцу оставалось только во всем им подражать.

В Иорданском монастыре был обычай: накануне Великого Поста, после причащения на Божественной Литургии, монахи просили друг у друга прощения, переходили реку Иордан и расходились по окрестной пустыне, где и проводили всю святую Четыредесятницу. Монахи ничего не брали с собой, а пустыне проводили время в молитве и духовном созерцании. Питались же они, чем посылал Господь – кореньями и травами. На Вербное воскресенье монахи возвращались в монастырь.

Авва Зосима, по монастырскому обычаю, перед очередной Четыредесятницей ушел в пустыню. Через 20 дней своего пустынного уединения ему показалось, что он увидел вдалеке от себя человеческое существо. Он пошел в ту сторону и вскоре действительно увидел бредущего по пустыне человека. Тот был обнажен и страшно худ, кожа его почернела от солнца, а волосы, наоборот, выгорели до белизны.

Зосима хотел приблизиться к нему, но человек, увидев Зосиму, пустился от него бежать. Зосима закричал ему вслед, чтобы тот не боялся его. Тогда человек, не оборачиваясь, отвечал Зосиме: «Прости меня, авва Зосима, я не могу приблизиться к тебе, ведь я – женщина, а одежда моя давно истлела. Но если ты бросишь мне свой плащ, я подойду к тебе под благословение, ведь ты – пресвитер и много лет совершаешь службу Господу, а я - великая грешница».

Зосима понял, что говорит с великой подвижницей, обладающей даром прозорливости – ведь как иначе она угадала его имя и священнический сан? С трепетом приблизился он к ней, не глядя, подал свой плащ и сказал: «О, духовная мати! Из нас двоих ты более приблизилась ко Господу, ведь ты прозорливо назвала меня по имени и по духовному званию, хотя никогда ранее не видела. Это тебе надлежит благословить меня. И помолись за меня, за братию обители нашей, и за всех людей».
 


 Икона "Мария Египетская" художника Карпычева, 1906 год; фрагмент этой иконы

«Недостойна я, великая грешница, молиться за тебя и за всех, - ответила женщина, - но, если хочешь, давай, помолимся вместе».

Зосима согласился, и они начали молиться. И тут Зосима увидел, что женщина, воздев молитвенно руки к небу, поднялась над землей и продолжала молиться, стоя на воздухе. Зосима повергся ниц. На секунду у него мелькнула мысль: уж не искушение лукавое все это? Но женщина, повернувшись к нему, сказала: «Нет, я не видение и не дух, и не искушение нечистое, я – просто обычная грешная женщина, но я христианка». Увидев такое прозорливое проникновение в его мысли, Зосима стал умолять женщину рассказать ему свою жизнь. Он понял, что Господь недаром послал его в эту часть пустыни, чтобы он мог поведать всем о новой подвижнице.

Долго колебалась женщина и просила прощения у Зосимы за то, что ей придется рассказать ему нечто, что не совсем подходит для монашеских ушей. Но потом решилась и рассказала, что родилась когда-то в Египте девочка, выросла своевольной и… все, что мы с вами уже знаем.
 


 Мария Египетская. Церковная роспись

«Сколько же лет ты в этой пустыне?» - спросил Зосима. «По моим подсчетам, 47 лет прошло, как я пришла сюда из Иерусалима», - отвечала праведница. «Чем же ты питаешься здесь?» - «Со мной было два с половиной хлебца, они иссохли и окаменели, я по крошечке от них откусывала. А потом – коренья ела, а больше – Господь питал. Не голод и жажда были моими основными мучителями – страдала я больше от всяких соблазнов. Словно лютые звери, терзали меня греховные помыслы, вспоминала я все, как весело, как беззаботно проводила свою молодость, во рту чувствовала вкус яств и вина, которые я когда-то вкушала. В ушах звучали веселые любовные песни, которые когда-то я пела. Но более всего терзала меня блудная страсть. Тогда я, плача, молилась и призывала на помощь Пресвятую Богородицу помочь мне соблюсти обеты, которые я давала перед Ее иконой. От плача и покаянной молитвы мне становилось легче, надо мной как бы начинал сиять чудесный свет, и дурные помыслы рассеивались. Такие мои испытания продолжались первые 17 лет, дальше, слава Богу, стало легче. Но все равно я страдала то от невыносимого зноя, то от ночного холода, ведь платье, бывшее на мне, истлело. Однако в самые тяжкие минуты всегда помнила я свою Святую Поручительницу, приведшую меня сюда для искупления грехов.» Праведница помолчала, потом сказала: «Ты никому, заклинаю тебя Господом, не говори обо мне, а на следующий год не ходи в пустыню, останься в монастыре. Да ты и не сможешь пойти. А в Великий Четверг приди на берег Иордана и захвати с собой Святые Дары – тогда и встретимся».

Сказав это, подвижница повернулась и пошла прочь от Зосимы, а тот стоял, еще более изумленный, - ведь она знала об их монастырском обычае, хотя он ей о нем ничего не сказал!

Весь год авва Зосима пребывал в молчании и никому не открыл о своей встрече с подвижницей, только молился, чтобы ему еще раз увидеть ее. Когда же наступил Великий Пост, Зосима заболел и вынужден был остаться в монастыре. Тогда он понял слова прозорливой подвижницы: «Да ты и не сможешь пойти».

Наступил Великий Четверг – день воспоминания Тайной Вечери. Авва Зосима, взяв Святые Дары, вышел вечером к Иордану и сел на прибрежный камень. Вскоре пришла подвижница и стала на другом берегу реки. Зосима подумал было – как же она сможет перебраться к нему без лодки?
 


 Мария Египетская. Греческая икона

Но женщина перекрестила реку, спокойно ступила на воду и пошла по ней, как по земле, к Зосиме.


 Авва Зосима причащает Марию Египетскую. Фрагмент иконы

Зосима упал перед ней на колени, но она подняла его. Вместе они прочитали молитвы, затем Зосима причастил ее. «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко!» - воскликнула подвижница. Затем обратилась к старцу и попросила его придти через год на то место, где они встретились первый раз. Старец выразил желание ходить вместе с ней и быть ее учеником, но преподобная велела ему молиться за себя в монастыре. Затем подошла к реке, вновь перекрестила воду, перешла на другую сторону и скрылась в пустыне.

Зосима в духовном восторге и изумлении вернулся в монастырь, и лишь корил себя за то, что не узнал имени преподобной.

Через год он пришел в назначенное место. Подвижница лежала мертвая на земле, лицом к Востоку. Руки ее были сложены на груди. Авва Зосима оплакал ее и стал читать надгробную службу. Тут он увидел, что возле головы усопшей на земле было начертано: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной рабы Божией Марии. Молись за меня, грешную». Помолившись, старец решил, что пора копать могилу, но растерялся: как он сможет сделать это, ведь земля такая жесткая, а он стар и слаб. Внезапно из пустыни вышел огромный лев. Старец замер в страхе, но лев подошел к телу преподобной и стал лизать ее ноги. Затем начал ласкаться к старцу, словно ласковый кот. Зосима понял все; он указал льву на землю рядом с телом Марии, и тот послушно начал копать своими мощными когтями яму. Когда была вырыта могила, старец опустил туда тело преподобной. Лев помог Зосиме засыпать могилу и удалился в пустыню, а старец помолился и вернулся в монастырь.

Придя в обитель, авва Зосима поведал всем о преподобной Марии. Это повествование передавалось поколениями монахов из уст в уста, а впервые было записано святителем Софронием Иерусалимским.


 

"Марьино стояние" (Богослужение в честь святой преподобной Марии Египетской)

В память о великой святой Марии Египетской Церковью установлена служба утрени четверга 5-й седмицы Великого Поста, совершаемая обычно в среду вечером. В народе это богослужение обычно называют «Марьино стояние». Служба эта длинная: прочитывается полностью Великий Покаянный Канон Андрея Критского. Также читается житие преподобной Марии Египетской. Кроме того, в память преподобной Марии Египетской названы пятая неделя (воскресенье) и шестая седмица Великого Поста.

Житие преподобной Марии Египетской является примером того, каким искренним и глубоким, преодолевающим все грехи, может и должно быть покаяние, перерождающее душу и меняющее жизнь человека.
 

 

 

 

Рубрики:  Православие. Вера. Молитвы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку