СФЕРА ГОРНЯЯ. Часть 1 |
Спас-Вседержитель (здесь и далее - работы альфрейной мастерской "Сфера")
Бога человеком невозможно видети,
На Него же не смеют Чини Ангельстии взирати,
Тобою же, Всечистая, явися Человеком,
Слово воплощенно...
Иоанн Дамаскин. Из чина погребения
«СФЕРА, живописно-альфрейная мастерская Саксонова С.В.» - так называется художественное предприятие в городе Сызрани (http://artsfer.ru).
Благовещение
С 1981 года, по благословению владыки Иоанна (Снычева), началась деятельность этой мастерской на стезе храмового благоукрасительства. С тех пор мастера «Сферы» создали иконописное, живописное и орнаментальное убранство многих храмов по всей России.
К сожалению, более подробных сведений о мастерской мне найти не удалось – на сайте ее указаны только электронный адрес, телефон и аська. Кто такой Саксонов С.В. – мне тоже неизвестно.
Мастерская выполняет работы в технике масляной и темперной альфрейной живописи.
Что же такое «альфрейная живопись»?
Название это происходит от итальянского all fresco, то есть такая живопись является одним из видов фрески. Но в отличие от традиционной, классической фрески, которая пишется по сырой штукатурке, альфрейная живопись наносится на штукатурку уже высохшую. Впервые такой способ росписи использовал Леонардо да Винчи.
Сретение
Альфрейная живопись подразделяется на полихромную, монохромную и гризайль. Названия «полихромная» и «монохромная» (многоцветная и одноцветная) говорят сами за себя, а вот «гризайль» - это искусная живописная имитация различных архитектурных украшающих элементов, например лепнины, арок, ниш, колонн и прочего. Гризайль позволяет визуально «раздвинуть» пространство помещения и создает красивое обрамление для полихромных фресок. Гризайльные орнаменты чаще всего выполняются в серо-белых или умбристых тонах, как имитация гипса или мрамора. Прекрасно сохранившиеся росписи в этой технике можно увидеть в Елагиноостровском дворце-музее Санкт-Петербурга. В альфрейной живописи применяются также и полихромные орнаменты.
Ранее альфрейная живопись широко использовалась для оформления интерьеров не только церковных, но и светских помещений, позволяя создавать так называемые картины-обманки, когда на потолке изображалась, скажем, мраморная баллюстрада, а над ней – небо с облаками, причем иллюзия открытого потолка была полной. При полихромной росписи использовалась вся палитра ярких и насыщенных цветов, а также могла имитироваться позолота разных оттенков. Великолепные образцы подобной росписи можно увидеть во многих дворцах-музеях Санкт–Петербурга - Юсуповском, Александровском (Русский музей),Эрмитаже.
К альфрейной живописи также относятся так называемые альфрейно-малярные работы. Это нанесение различных видов декоративных покрытий, фактурных штукатурок, «разделку» поверхности под различные виды материалов: мрамор, яшму, дерево. Прекрасный образец таких работ можно увидеть в интерьерах Мраморного дворца Санкт-Петербурга, где художники использовали более 30 видов имитаций различного камня.
Во времена повсеместного советского жилищного убожества альфрейное убранство интерьера, естественно, стало невозможным. Такая живопись если и допускалась, то только для оформления общественных зданий – дворцов культуры, станций метрополитена и тому подобного, а с наступлением минимализма послесталинской эпохи альфрейная живопись в интерьере вообще сошла на нет. Ее пренебрежительно называли «альфрейкой» и считали чем-то «мещанским». Альфрейщики выполняли в основном реставрационные работы, частных заказов практически не было.Сейчас ситуация изменилась, альфрейная роспись вновь стала востребованной, однако грамотных специалистов в этой области не так уж много.
Такие специалисты и работают в альфрейной мастерской «Сфера».
Крещение Господне
Сразу скажу, что в церковных изображениях мастера «Сферы» придерживаются реалистичной, как они ее называют, живоподобной, манеры, подражая классическим художникам, часто беря за основу уже существующие произведения прославленных церковных живописцев прошлого, таких как Васнецов, Суриков, Нестеров, Семирадский и других.
Ревнители так называемой канонической церковной живописи могут сколько угодно презрительно фыркать. Я же не устаю благодарить Бога, что наша Церковь не стала совершать «революций», не отвергла классицистическую, живописную икону и признает ее наряду с «каноническими» образцами. Ведь были же настойчивые предложения при восстановлении храма Христа Спасителя «переписать» там все по-новому, в «канонической» манере, а не воссоздавать изначально существовавшую в этом храме великую роспись великих художников. Я видела эти «канонические» эскизы… Еще раз скажу: слава Богу, что наше церковное руководство не пошло на поводу у ревнителей «исконного» иконописания.
Для меня лично существуют только такие священные образы, которые вы сейчас увидите. Ничего «светского», «нецерковного» я в них не вижу. У меня эти вдохновенные лики с необыкновенным выражением глаз не оставляют ни малейшего сомнения в их святости, принадлежности к Миру Горнему. Много я могла бы еще сказать по этому поводу, но воздержусь, пожалуй.
Итак, работы художников альфрейной мастерской «Сфера». Мое сообщение будет состоять из нескольких частей, в каждой из которых будет содержаться описание одного из храмов, расписанных этими мастерами, поскольку материала, особенно картинок, очень много.
Храм Вознесения Господня (на Городке)
г. Павловский Посад, Московская обл. (http://www.voznes.ru )
В период с октября по декабрь 2006 г. выполнена роспись купола и подкупольного барабана храма.
Художник за работой
В мае 2007 года начата работа по росписи трапезной, четверика, приделов прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского и алтарей.
Работа завешена 12 декабря 2008 г.
Городок – район Павловского Посада, прославленного своими великолепными платками. В Городке же до революции была известная ткацкая фабрика. Ею владели купцы, братья Кудины, Иван и Алексей. Они же и были инициаторами возведения храма во имя Вознесения Господня. Проект заказали известному архитектору В.П. Десятову. Храм был освящен известным архиепископом Димитровским Трифоном (Туркестановым) в 1908 году.
Роспись купола. Вознесение Господне. Общий вид
Храм - трехпрестольный, главный Престол посвящен празднику Вознесения Господня, левый освящен в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а правый - в честь преподобного Сергия Радонежского. Специально для возведния храма был построен небольшой кирпичный заводик, который потом разобрали. Великолепный иконостас, сохраненный богомольным людом в годину гонений, принадлежит кисти известного художника Васильчикова, который работал в составе иконописцев в Храме Христа Спасителя.
Роспись купола. Фрагмент. Христос и Ангелы
Храм не закрывался в годы советской власти, однако трое его священнослужителей, подвизавшихся в годы богоборчества, были расстреляны один за другим в 1937-1938 годах на Бутовском полигоне и погребены в общей могиле.
Протоиерей Алексий Воробьев, новомученик и исповедник Российский
Это протоиерей Алексий Воробьев (ныне причислен к лику новомучеников и исповедников Российских; икону его сейчас можно видеть в храме Вознесения),
Протоиерей Николай Покровский
протоиерей Николай Покровский и диакон Сергий Обуховский (последний не реабилитирован до сих пор! Портрета его мне найти не удалось). Иногда прихожанам (в основном, немощным старушкам) приходилось чуть ли не драться с красноармейцами, приходившими закрывать храм.
Роспись купола. Фрагмент. Богоматерь и Апостолы
Но закрытие все-таки не состоялось, и сейчас Вознесенский храм, заново расписанный мастерами «Сферы» к столетию со дня освящения (2008 год) является воистину одной из архитектурных жемчужин Подмосковья. Богатство его внутреннего убранства поражает воображение – гризайлевые и полихромные орнаменты словно пеной кружев украшают и обрамляют стены, окна, арки, столпы и прекрасные настенные росписи. Смотрите сами. Поскольку снимки делались еще до окончательного завершения работ, на некоторых из них видны строительные леса.
Апостол Андрей Первозванный
Апостол Иоанн Богослов
Апостол Петр
Апостол Фома
Роспись барабана купола (обратите внимание: колонны, лепнина - это все живописная имитация!)
Архангел Михаил
Архангел Гавриил
Архангел Рафаил
Архангел Уриил
Архангел Салафиил
Архангел Иегудиил
Архангел Варахиил
Архангел Иеремиил
Купол и паруса
Апостол и Евангелист Матфей
Апостол и Евангелист Лука
Апостол и Евангелист Марк. Фрагмент
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Алтарь. Предапсидная часть, середина
Ангелы, держащие Плат с Нерукотворенным образом Иисуса Христа
Распятие
Алтарь. Предапсидная часть, левая сторона
Несение Креста
Алтарь. Предапсидная часть, правая сторона
Снятие со Креста
Апсида. Тайная Вечеря
Тайная Вечеря
Тайная Вечеря. Христос, Иоанн и Петр
Тайная Вечеря. Иуда
Богоматерь Владимирская. Подготовительная прорись
Богоматерь Владимирская
Богоматерь Знамение
Богоматерь Казанская
Покров Божией Матери
Иоанн Предтеча
Петр
Павел
Андрей Первозванный
Иаков Алфеев
Василий Великий
Иоанн Златоуст
Григорий Двоеслов
Николай Чудотворец
Ефрем Сирин
Спиридон Тримифунтский
Антоний Великий
Кирилл и Мефодий
Константин
Елена
Владимир и Ольга
Владимир
Ольга
Св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и София
Св. мученица Вероника и св. преподобная Мария Египетская
Вероника
Мария Египетская
Св. мученица Алевтина
Георгий Победоносец
Димитрий Солунский
Ксения Петербургская и мученик Уар
Ксения Петербургская
Уар
Св. благоверный князь Петр Муромский
Св. благоверная княгиня Феврония Муромская
Святитель Димитрий Ростовский
Святитель Игнатий Брянчанинов
Серафим Саровский
Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского
Сергий Радонежский
Явление Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому
Преподобный Александр Свирский
Патриарх Ермоген
Патриарх Тихон
Иоанн Крондштадтский
Амвросий Оптинский
Св. новомученик и исповедник Российский Алексий Павлово-Посадский (о нем я написала, рассказывая об истории Вознесенского храма)
Еще один местночтимый святой - праведный Василий Павлово-Посадский.
Родился в 1816 году в крестьянской семье, в молодости вел грешную, разгульную жизнь, затем искренне раскаялся и пришел к Богу.
Василий Павлово-Посадский. Прижизненное изображение
Став по воле Божией одним из совладельцев Павлово-Посадской мануфактуры, изготавливавшей знаменитые расписные платки, прославился благотворительностью, праведным и чистым житием, за что при жизни был удостоен даров прозорливости и чудотворения. Прославлен в народе задолго до официальной канонизации. Мощи его были обретены нетленными и сейчас покоятся в Покровско-Васильевском монастыре, одним из основателей которого являлся святой.
Рака с мощами Василия Павлово-Посадского
От мощей и сейчас происходят чудеса и исцеления.
Св. царственные страстотерпцы
Рождество Богородицы
Рождество Богородицы, фрагмент. Иоаким
Крестовоздвижение
Введение во Храм Пресвятыя Богородицы
Рождество Христово
Крещение Господне
Сретение Господне
Благовещение: Архангел Гавриил, Дух Святой, Дева Мария (арка трапезной)
Вход Господень во Иерусалим
Моление о Чаше
Мироносицы у Гроба Господня
Воскресение Христово
Сошествие Святаго Духа
Преображение Господне
Успение Пресвятыя Богородицы
"Не мешайте детям приходить ко Мне..."
Далее - просто фрагменты интерьера, многочисленные орнаменты и декоративные росписи, которыми так щедро украшен храм.
Вид на трапезную
Придел Димитрия Ростовского
Это пока только про один храм! Будет еще!
Рубрики: | Православие. Вера. Молитвы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |