Русское наследие. Степан Колесников. Традиционные русские мотивы |
Автор: Leonsija
Париж и Белград - два центра русской эмиграции, куда после революции 1917 года потянулась большая часть русского дворянства и интеллигенции. Среди огромного списка имен, можно найти и имена русских художников, архитекторов и артистов. Кто-то нашел в Европе свою вторую Родину, а кто-то же всю жизнь мучился от тоски. В 1920 году с первой волной эмигрантов в Сербию попал и замечательный, почти неизвестный в России художник Степан Федорович Колесников. В наше время его художественные работы потихоньку находят своих почитателей и покупателей: на антикварных аукционах пейзажи художника уходят за весьма приличные деньги, а сербы считают Колесникова своим национальным достоянием. И не мудрено, большая часть его полотен находится именно в Сербии, здесь он был вхож в светское общество, исполнил множество работ на заказ и даже расписал плафон Народного театра в Белграде...
Колесников С.Ф. Церковь зимой 1937
Живопись Колесникова необычна и далека от академизма. На его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета - голубой или ярко-оранжевый. Темы картин - украинский быт, природа и животные. О жизни Колесникова известно крайне мало, лишь отрывки или сплошной официоз, повторяющийся то тут, то там... попробую его чуть-чуть разбавить чем-то иным.
Колесников С.Ф. На службу
Колесников С.Ф. Зимний пейзаж
Колесников С.Ф. Вид церкви весной
Степана Федоровича Колесникова очень ценил Илья Ефимович Репин. История сохранила для нас несколько его писем художнику. Одно, самое интересное, ярко характеризующее отношение Репина к творчеству Колесникова привожу ниже. Оценка учителя стот дорого...
Художник Степан Федорович Колесников
Илья Репин - Степану Колесникову 21 октября 1926 г. Куоккала
Дорогой Степан, простите, забыл Вас по отчеству. Все утро сегодня наслаждаюсь фотографиями Ваших работ, сейчас только ушел Юра; с ним опять при сильной, хорошей лампе вновь рассматривали всю вашу выставку. О! Какой Вы превосходный художник. Очень, очень благодарю Вас и за письмо Ваше такое доброе, ласковое, и за фотографии. Юра особенно со стороны лошадей, да и я лошадь люблю, и мы - просто пируем! Спасибо! Спасибо! И я не знал, как благодарить Ивана Степановича Майковича! Какой, однако, он поэт. Но тут начинается мое огорчение: ведь я не знаю языка! А сколько дает Сербия! Да здравствует! Да здравствует!..
Ваш старый товарищ,
очень старый Илья Репин.
Колесников С.Ф. У ворот церкви
Колесников С.Ф. Перед службой
Колесников С.Ф. После службы
Колесников С.Ф. Паломники у церкви
Колесников С.Ф. Голова старика
Ну а теперь непосредственно о жизни художника и поможет в этом небольшой совсем материал из книги Косик В.И. "Что мне до вас, мостовые Белграда? : Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920-1950-е годы)", Институт славяноведения РАН. - М., 2007 и сами картины
___
Белград вобрал в себя немногих художников-профессионалов, большинство предпочло Париж — столицу мирового искусства. Может быть это было и естественно, иначе главный город Королевства «лопнул» бы от переизбытка тех же живописцев, ссорящихся из-за клиентуры. И кого же можно назвать из «академиков» и любителей?
Колесников С.Ф. Киргизы
Колесников С.Ф. Тигр
Академик живописи Степан Федорович Колесников (11. 07. 1879, Андреанополь, Екатеринославская губ.—1955, Белград).Этот крестьянский сын получил первые уроки живописи у мастеров-иконописцев. Потом были годы учебы в художественной школе в Одессе у Г. Л. Ладыже нского и К. К. Костанди, в Петербурге в императорской Академии художеств у И. Репина (1903—1909 гг.). Последовали первые награды на родине и за рубежом. Были путешествия по Европе и Туркестану.
Стал членом парижского международного художественного общества «Леонардо да Винчи».
В 1912 г. С. Ф. Колесников организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, и организовал две огромные по количеству выставленных полотен выставки в обеих столицах. Большинство картин распродано по музеям и частным коллекциям. Любители высокого искусства, не обладавшие достаточными средствами, могли довольствоваться репродукциями в расходившейся по всей России «Ниве».В 1914 г.он стал академиком живописи. На его картинах нашла свое отражение и Великая война.
Колесников С.Ф. Албания 1930
Колесников С.Ф. Установка полевой гаубицы на позиции
С 1920 г. в Королевстве. И здесь Колесников быстро снискал известность, вошел в моду. В январе 1922 г. белградцы уже смогли посетить выставку картин Колесникова. Там экспонировались полотна под незатейливыми названиями как «Село Всехсвятское», «Базарный день на Волге», «Разлив», «Помидоры», «Тает снег». Выставлялись и портреты, например г-жи Юреневой. На обозрение публике были представлены и картины иного характера: «Тайная Вечеря», полотна с изображениями святых в полный рост для церкви в Летнаваце (арх. Андросов), в 80 км от Белграда. Особенно отмечалось прессой изображение Св. Николая Чудотворца. Ко времени открытия выставки он написал в Сербии около 100 картин и 20 уже успел продать во время ее работы. Не могла не пользоваться популярностью у недавних жителей России и у строящих свою Великую Сербию белградцев трехчастная картина: на левой стороне Россия под большевиками, на правой — цветущее Королевство сербов, хорватов и словенцев, в центре — будущее воскресение славянства.
Колесников С.Ф. Перед церковью
Колесников С.Ф. Дворец под Москвой. Сокольники
Колесников С.Ф. Дворняги
Колесников С.Ф. Рыбаки, ремонтирующие сети
Колесников С.Ф. Солнечный день. Перед рыбалкой 1937
В ноябре 1925 г. состоялась удостоенная посещения королевской четой очередная выставка Колесникова, разножанрового характера. Здесь и картины, сюжеты которых связаны с недавним боевым прошлым сербов, такие как полотно «За отечество на Каймак-Чалане», с их безыскусной жизнью и красотой природы — «На дороге Сараево — Мостар», «У Прилепа», «Осень около Лукова» (близ Заечара). Были представлены и среднеазиатские воспоминания: «Тигр в горах Тяншана», «Туркестанские сарты», «В Туркестане». Непременными были и картины посвященные ушедшей России: «Соперницы» — сцена из малороссийской жизни, «Водяная мельница», «Утром», «Рыбак», «Курская губерния», «В Виленской губернии», «У церковной ограды».
За его полотна боролись все лучшие белградские дома. Цена на его картины подскочила еще выше, когда он расписал потолок — композиция «Богиня Талия на квадриге» — в обновленном Народном театре. Стал белградским Марком Шагалом, которому Париж оказал честь сделать то же самое.
Колесников С.Ф. Березы. Осень
Колесников С.Ф. Весна в Малороссии
Колесников С.Ф. Зима
Колесников С.Ф. Весна. Март
Колесников С.Ф. Вожак 1940
Колесников С.Ф. Высокий берег
Колесников С.Ф. Зима
Колесников С.Ф. Зима. На околице Одессы 1918
Колесников С.Ф. Зима
Колесников С.Ф. Зима
Колесников С.Ф. Олененок
Колесников С.Ф. Отдых у озера
Колесников С.Ф. Село
Колесников С.Ф. Осень
Картины плодовитого художника украшали дворец короля, столичный отель «Палас», радовали пациентов Городской больницы, он был творцом художественных композиций в Экспортном банке. Будучи модным художником, имел обширную клиентуру, вкладывавшую деньги в «картинную недвижимость». На его полотнах были не только русские традиционные мотивы с церквами, но и сербские пейзажи, сербские святые, зарисовки балканской природы. Многие его картины «разлетелись» по свету, что-то осталось и для Белграда нынешнего XXI в. И познакомиться с творчеством Колесникова сейчас очень просто, достаточно поднять глаза к потолку в Народном театре…
___
Колесников С.Ф. Девичья весна 1920
Колесников С.Ф. Зима. Околица
Колесников С.Ф. Прачки
Колесников С.Ф. Танец
Колесников С.Ф. Прогулка 1929
Русского наследия Колесникова почти нет: все его картины были просто уничтожены во время революционных событий и Гражданской войны. Кому тогда было дело до живописи и страданий интеллигенции? К сожалению Колесников был лишь одним из... из многих.
Рубрики: | Фотохудожники, художники и их работы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |