История Игрушки |
Как появились игрушки в обиходе человека, с чем было связано их производство в незапамятные времена? На этот счет существуют разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь - солнце, а водоплавающая птица - водную и воздушную стихию. Действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.
Согласно другой точки зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта.
Вероятно, вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однопланово. Скорее всего, в древности культовое и игровое ее значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала в более поздней игрушке барыней-девицей, птица - уточкой, курочкой, гусем, солнечный конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера, медведь, также участник древних обрядов, - забавным, добродушным, косолапым зверем из народной сказки.
Что представляли собой древние игрушки?
Главным образом, детские игрушки находили в погребениях. Чаще всего сделаны они из обожженной глины. Найдены погремушки VI века до нашей эры, напоминающие современные, и I - II веков в виде двустворчатой раковины или в виде колыбели, на которой изображен летающий ребенок со скрещенными ножками, придерживающий рукой игрушечного оленя и спираль.
Куклы с подвесными ногами и руками известны в погребениях Северного Причерноморья с V века до нашей эры. I - II веками датируется игрушечный воин с подвесными ногами. К этому же времени относится деревянная игрушка-горит с луком. Любимыми игрушками, очевидно, были и терракотовые разнообразные повозочки, запряженные бычками. К этому же времени относится терракотовая лошадка на колесиках, найденная в Херсонесе.
В детских погребениях эпохи эллинизма и позднее встречаются также игрушки - изображения различных животных, птиц, собак, барашков, петухов. Кроме этих игрушек, часто находят также костяные астрагалы.
С рождением ребенка игрушка становилась непременным спутником детской жизни.
Самым маленьким предназначались потехи, какие могли привлечь внимание и унять, помочь первым движением - всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской.
По мере того, как подрастал ребенок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили разные напольные каталки и каталки на палочке - распространенный тип игрушки и до сегодняшнего дня. При всей незатейливости игрушка буквально завораживала, оживая в движении, увлекала за собой - и ребенок учился ходить. Когда же появлялась у него устойчивость и уверенность, можно было играть с другой каталкой - на веревочке. Чаще всего это конь на колесиках. Он следовал по пятам, покорен воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так, игрушка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно.
Игровой набор крестьянского ребенка небогат, зато отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы - мячи, луки, пращи - тренировали в нем ловкость и меткость.
Игрушечные сохи, бороны, топоры, тележки без прикрас приобщали ребенка к повседневному деревенскому труду. Интересно заметить, что игровой инструмент почти никогда не украшался ни резьбой, ни росписью, как в жизни. Деловые качества этих вещей разумно сохранялись и в игрушке.
Во все времена очень популярны были куклы. Раньше они назывались живулями. Классическая кукла конца 19 века была тряпичная, свернутая из тряпок с пришитыми руками и нарисованными лицами. Восковые головы и руки недолго были в моде из-за непрочности. Еще в то время, а также в начале 20 века изготавливали головы из папье-маше. Но популярны были куклы с не ломающимися головками из смеси желатина с глицерином, патокой и краски, и фарфоровые головки Жюмо в Париже.
В России большие мастерские игрушки были в Москве и Петербурге, а также Риге. Самая изящная игрушка в конце 19 века была Парижская. В Швейцарии изготавливались во множестве разные игрушки и музыкальные ящики. В Германии лучший сорт игрушки делали в Нюрнберге и Берлине. На Западе игрушки из смеси бумаги с песком, цементом и мукой начали делать после 20-х годов 19 века в Зонеберге. В истории игрушки появился новый участник - формовщик, который уже не делает своей игрушки от руки, а вдавливает густую тягучую массу в форму.
В российских мастерских папье-маше - смесь рваной бумаги с клеем. В Посаде просто накладывали, приклеивая лучшим клейстером, один на другой листы бумаги (эстампаж).
Игрушки из папье-маше делались не только крашенные, но также осыпные. Вылепленную игрушку промазывали клеем и затем осыпали шерстью. Барашки, осыпанные пшеном или гречневой крупой по клею, так и назывались "барашки в крупе". Глаза вставляли из гороха, иногда, отсырев, он давал ростки.
Почти все игрушки делались разных размеров по особым меркам, для того, чтобы дать возможность купить одну и ту же вещь и богатому, и бедному. Все птицы, барашки, спеленатые куклы, погонялки, кошки, собаки, львы и даже маленькие лошадки делались с "пищиком". Пеленашкам для грума насыпали внутрь горох.
Кукол делали несколько типов. С мастичными лицами спеленатые куклы - "пеленашки". Куклы "горбачи" - большеголовые с крохотными ручками. Глаза "горбачам" вставляли стеклянные, выписывали их из-за границы.
Были куклы стройные, под названием "талии". Их делали двух видов: целиком из папье-маше или головки из папье-маше, а туловище тряпичное. Эти куклы были особенно красивы.
Самые дешевые куклы - "скелетки" - одевались "на клею": костюм клеили прямо на куклу и он уже не снимался с нее. Это были первые шарнированные подвижные куклы. Получается, что почти все игрушки делались со звуком или действием.
Особенное место занимают игрушки, танцующие на ящике с музыкой. Это - "ходульки". "Ходульками" называли барскую усадьбу, окруженную садом с башнями и прудом перед домом, в котором плавают уточки. Эта игрушка пришла к нам из Германии в 60-х годах 19 века.
Были у детей и строительные конструкторы. Игрушка "городок" была издавна любима не только детьми, но и взрослыми. Лавру делали из елки, иногда из ольхи. Модельщики строго следили за ростом лавры. Постройку нового придела к Храму, фонтана, малейшее изменение в окраске тотчас воспроизводили в игрушке.
Очень полюбилась всем деревянная матрешка. У нее тоже своя история. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, но поменьше, - художник Сергей Васильевич Мамотин увидел в Японии. Но кукла эта, понятно, была японской, точнее даже японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком. Мамотин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам - понравится ли? В России с незапамятных времен привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняла? Маняша? Матрена! И стали новые игрушки матрешками.
Быт второй половины 19 века отражен в "запряжках". К ним относятся тройки с почтальоном, каретки, саночки-одиночки, дрожечки с кучером, фаэтончики, бочечки, пролеточки. Запрягают конец и в тележки, в повозки с телятами, монашеские кибитки. В "запряжках" соединено несколько видов мастерства. Лошади из папье-маше, бочечки деревянные точеные, кучера резные, каретки и пролетки картонные.
Игрушка, одна из наиболее жизнестойких форм искусства. Мы знаем, что у разных народов встречаются одни и те же игрушки: нигде, например, не проходит детство без погремушки, каталки, мяча, куклы... И повторяются не только сами игрушки. Часто наблюдается поразительной сходство их форм и конструкций, они оказываются близкими и по цвету, орнаменту, росписи. Близость эта объясняется общечеловеческими потребностями. Всюду, где бы ни жили люди, перед ними всегда стояла общая важная задача - передать свой жизненный опыт следующему поколению. Отсюда были сходны и средства воспитания, и, значит, и игрушки.
Старший научный сотрудник КГИКЗ
Макарова Н. А.
Керченский историко-культурный заповедник
Рубрики: | Легенды, притчи, мифы, истории, интересный мир!!! |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |