-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545687


История Игрушки

Четверг, 14 Апреля 2011 г. 09:36 + в цитатник
Цитата сообщения Happy__baby История Игрушки

Smart_girls

Как появились игрушки в обиходе человека, с чем было связано их производство в незапамятные времена? На этот счет существуют разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь - солнце, а водоплавающая птица - водную и воздушную стихию. Действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.
Согласно другой точки зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта.


Вероятно, вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однопланово. Скорее всего, в древности культовое и игровое ее значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала в более поздней игрушке барыней-девицей, птица - уточкой, курочкой, гусем, солнечный конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера, медведь, также участник древних обрядов, - забавным, добродушным, косолапым зверем из народной сказки.


Что представляли собой древние игрушки?

Главным образом, детские игрушки находили в погребениях. Чаще всего сделаны они из обожженной глины. Найдены погремушки VI века до нашей эры, напоминающие современные, и I - II веков в виде двустворчатой раковины или в виде колыбели, на которой изображен летающий ребенок со скрещенными ножками, придерживающий рукой игрушечного оленя и спираль.
Куклы с подвесными ногами и руками известны в погребениях Северного Причерноморья с V века до нашей эры. I - II веками датируется игрушечный воин с подвесными ногами. К этому же времени относится деревянная игрушка-горит с луком. Любимыми игрушками, очевидно, были и терракотовые разнообразные повозочки, запряженные бычками. К этому же времени относится терракотовая лошадка на колесиках, найденная в Херсонесе.
В детских погребениях эпохи эллинизма и позднее встречаются также игрушки - изображения различных животных, птиц, собак, барашков, петухов. Кроме этих игрушек, часто находят также костяные астрагалы.


С рождением ребенка игрушка становилась непременным спутником детской жизни.
Самым маленьким предназначались потехи, какие могли привлечь внимание и унять, помочь первым движением - всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской.
По мере того, как подрастал ребенок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили разные напольные каталки и каталки на палочке - распространенный тип игрушки и до сегодняшнего дня. При всей незатейливости игрушка буквально завораживала, оживая в движении, увлекала за собой - и ребенок учился ходить. Когда же появлялась у него устойчивость и уверенность, можно было играть с другой каталкой - на веревочке. Чаще всего это конь на колесиках. Он следовал по пятам, покорен воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так, игрушка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно.


Игровой набор крестьянского ребенка небогат, зато отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы - мячи, луки, пращи - тренировали в нем ловкость и меткость.
Игрушечные сохи, бороны, топоры, тележки без прикрас приобщали ребенка к повседневному деревенскому труду. Интересно заметить, что игровой инструмент почти никогда не украшался ни резьбой, ни росписью, как в жизни. Деловые качества этих вещей разумно сохранялись и в игрушке.


Во все времена очень популярны были куклы. Раньше они назывались живулями. Классическая кукла конца 19 века была тряпичная, свернутая из тряпок с пришитыми руками и нарисованными лицами. Восковые головы и руки недолго были в моде из-за непрочности. Еще в то время, а также в начале 20 века изготавливали головы из папье-маше. Но популярны были куклы с не ломающимися головками из смеси желатина с глицерином, патокой и краски, и фарфоровые головки Жюмо в Париже.
В России большие мастерские игрушки были в Москве и Петербурге, а также Риге. Самая изящная игрушка в конце 19 века была Парижская. В Швейцарии изготавливались во множестве разные игрушки и музыкальные ящики. В Германии лучший сорт игрушки делали в Нюрнберге и Берлине. На Западе игрушки из смеси бумаги с песком, цементом и мукой начали делать после 20-х годов 19 века в Зонеберге. В истории игрушки появился новый участник - формовщик, который уже не делает своей игрушки от руки, а вдавливает густую тягучую массу в форму.


В российских мастерских папье-маше - смесь рваной бумаги с клеем. В Посаде просто накладывали, приклеивая лучшим клейстером, один на другой листы бумаги (эстампаж).
Игрушки из папье-маше делались не только крашенные, но также осыпные. Вылепленную игрушку промазывали клеем и затем осыпали шерстью. Барашки, осыпанные пшеном или гречневой крупой по клею, так и назывались "барашки в крупе". Глаза вставляли из гороха, иногда, отсырев, он давал ростки.


Почти все игрушки делались разных размеров по особым меркам, для того, чтобы дать возможность купить одну и ту же вещь и богатому, и бедному. Все птицы, барашки, спеленатые куклы, погонялки, кошки, собаки, львы и даже маленькие лошадки делались с "пищиком". Пеленашкам для грума насыпали внутрь горох.
Кукол делали несколько типов. С мастичными лицами спеленатые куклы - "пеленашки". Куклы "горбачи" - большеголовые с крохотными ручками. Глаза "горбачам" вставляли стеклянные, выписывали их из-за границы.
Были куклы стройные, под названием "талии". Их делали двух видов: целиком из папье-маше или головки из папье-маше, а туловище тряпичное. Эти куклы были особенно красивы.

1987155_3028942811_2dd2cc2461 (500x500, 139Kb)


Самые дешевые куклы - "скелетки" - одевались "на клею": костюм клеили прямо на куклу и он уже не снимался с нее. Это были первые шарнированные подвижные куклы. Получается, что почти все игрушки делались со звуком или действием.
Особенное место занимают игрушки, танцующие на ящике с музыкой. Это - "ходульки". "Ходульками" называли барскую усадьбу, окруженную садом с башнями и прудом перед домом, в котором плавают уточки. Эта игрушка пришла к нам из Германии в 60-х годах 19 века.
Были у детей и строительные конструкторы. Игрушка "городок" была издавна любима не только детьми, но и взрослыми. Лавру делали из елки, иногда из ольхи. Модельщики строго следили за ростом лавры. Постройку нового придела к Храму, фонтана, малейшее изменение в окраске тотчас воспроизводили в игрушке.

1987155_77611617_8e47a12e39 (500x375, 147Kb)


Очень полюбилась всем деревянная матрешка. У нее тоже своя история. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, но поменьше, - художник Сергей Васильевич Мамотин увидел в Японии. Но кукла эта, понятно, была японской, точнее даже японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком. Мамотин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам - понравится ли? В России с незапамятных времен привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняла? Маняша? Матрена! И стали новые игрушки матрешками.
Быт второй половины 19 века отражен в "запряжках". К ним относятся тройки с почтальоном, каретки, саночки-одиночки, дрожечки с кучером, фаэтончики, бочечки, пролеточки. Запрягают конец и в тележки, в повозки с телятами, монашеские кибитки. В "запряжках" соединено несколько видов мастерства. Лошади из папье-маше, бочечки деревянные точеные, кучера резные, каретки и пролетки картонные.

1987155_3029776732_7cce57b8ae (500x500, 118Kb)


Игрушка, одна из наиболее жизнестойких форм искусства. Мы знаем, что у разных народов встречаются одни и те же игрушки: нигде, например, не проходит детство без погремушки, каталки, мяча, куклы... И повторяются не только сами игрушки. Часто наблюдается поразительной сходство их форм и конструкций, они оказываются близкими и по цвету, орнаменту, росписи. Близость эта объясняется общечеловеческими потребностями. Всюду, где бы ни жили люди, перед ними всегда стояла общая важная задача - передать свой жизненный опыт следующему поколению. Отсюда были сходны и средства воспитания, и, значит, и игрушки.


Старший научный сотрудник КГИКЗ
Макарова Н. А.
Керченский историко-культурный заповедник

 

Рубрики:  Легенды, притчи, мифы, истории, интересный мир!!!
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку