"Профессия манекенщицы порочит женщину. Дескать, манекен должен стоять в витрине, а для женщины позорно ходить, показывать чужие платья! Советская женщина не должна этим заниматься!"
Неприличная профессия (и маленький сюрприз)
Историк моды Александр Васильев считает, что "профессию модели придумали русские эмигрантки, первыми сказав: «Мы будем это делать постоянно и за деньги!». Термин "модель" давным-давно стал синонимом термину "эталон женской красоты", а за границей славянской внешностью восхищаются не первый десяток лет.
В 40-е годы самой известной русской манекенщицей была Людмила Федосеева
Но в Советском Союзе профессия манекенщицы выглядела, как нечто совершенно чуждое и (как считали многие!) даже неприличное.
Девушка с обложки модного журнала своей принадлежностью к миру моды, к так называемой «красивой жизни», не вписывалась в образ идеальной советской девушки.
Александр ВАСИЛЬЕВ, историк моды:
- У меня в архиве сохранилась вырезка из журнала «Работница», которой чуть меньше полувека. Там написано, что профессия манекенщицы порочит женщину. Дескать, манекен должен стоять в витрине, а для женщины позорно ходить, показывать чужие платья! Советская женщина не должна этим заниматься!
Манекенщицы приравнивались к разнорабочим самого последнего разряда и получали одну из самых низких в стране зарплат.
Манекенщицам, которых партия обязала "воспитывать вкус трудящихся граждан", запрещено было покупать отшитую по их меркам одежду, зато позволялось разглядывать модные журналы - в Доме Моделей были целые подшивки. Бонусом были гастроли по стране и редкие командировки за границу. О том, чтобы постоянно работать в буржуазной стране, и помыслить нельзя было. Единственная манекенщица, которой удалось уехать за рубеж - Мила Романовская.
В конце 70-х стало попроще - манекенщиц уже выпускали за рубеж и даже не только в Чехию и Югославию, но и в ГДР, Мексику и Японию. На фото снизу Мила Романовская.
Цитата: "Татьяна Соловьева пришла устраиваться на работу с одной варежкой в руке. Белокурая худенькая девушка просто увидела объявление на дверях: «Требуются манекенщицы», ну и решила попробовать.
Соловьёва, не в пример, многим своим коллегам, имела высшее образование, за что и получила смешное прозвище «институточка». А вот Вячеслав Зайцев называл её "Боттичеллиевской девушкой..."
Она выйдет замуж за Никиту Михалкова и родит ему троих детей...
Цитата: Многие из тех, «кому за 30», помнят фантастический кино-хит 80-х - «Через тернии к звёздам», но мало, кто знает, что роль инопланетянки Нийи сыграла манекенщица Елена Метёлкина...
...Сейчас работает в магазине консультантом...
На фото Елена Метёлкина.
Цитата: "Когда Зайцев увидел Румию, он воскликнул: «Богиня! Немедленно взять!»
Румия представляла весьма актуальный в 1970-е годы образ - «женщина Будущего», такая холодная, загадочно - мистическая красавица из фантазий Ивана Ефремова..." На фото Румия
Знаете ли Вы, что в СССР были так называемые "возрастные" манекенщицы, то есть женщины, которым было "хорошо за 40"? Кроме того, существовали и демонстраторы одежды разных весовых категорий. Это объяснялось тем, что в СССР мода считалась "массовой"
Но самым несправедливым было, пожалуй, то, что имён девушек, ходивших по подиуму и снимавшихся для журналов мод, не знал практически никто - они лишались даже права на известность.
О советских манекенщицах вдруг вспомнили в разгар Перестройки. В начале 90-х за границей были нарасхват сразу несколько русских моделей: Наталья Семанова, Людмила Исаева, Татьяна Сорокко, Ирина Бондаренко, Ольга Пантюшенкова и бывшая супруга Петра Листермана Ирина Пантаева (на фото она справа, а слева Таня Завьялова).
О них стали снимать фильмы, писать статьи, а историк моды А. Васильев в своей книге «Русская мода» скрупулёзно указал все фамилии юношей и девушек, демонстрировавших одежду в 1940-1980-е гг.
Судьбы советских манекенщиц сложились по-разному: одни из них стали жёнами признанных мэтров, другие - влачат жалкое существование типичных пенсионерок, третьих уже нет..
И, напоследок, покажу еще одну маленькую манекенщицу 70-х. На первой фотке она с мамой, на второй - сейчас вылетит птичка и маленькая фотомоделька заорет на все фотоателье, потому что ей жутко не нравится этот мычащий дядька. ...Надо же! А ведь я помню того фотографа. Он был немой и указывая жестами и взмахами, что-то мычал и даже кричал, как мне тогда казалось, поэтому я не хотела ему позировать А на третьей фотке - собственно все, что пока нашла - начало семидесятых, я на подиуме...