-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545688


Как празднуют Троицу

Суббота, 11 Июня 2011 г. 16:28 + в цитатник
Цитата сообщения Вечерком Как празднуют Троицу

http://kp.ru/f/12/image/97/92/1579297.jpgТроица - воскресенье, праздник в честь Отца и Сына и святого Духа. Иначе его называли Днем Свя той троицы. Согласно христианскому вероучению Бог явился миру в трех лицах: Сына, принимающего , от Иоанна крещение в водах Иордана, Отца, свиде тельствующего о нем: «Сей есть Сын мой возлюблен ный», и святого Духа, сошедшего в виде голубя. По христианскому догмату - Бог един в трех лицах. Счи тается, что на пятидесятый день после Пасхи было завершено дело искупления человечества. В этот день, который совпал с древним иудейским праздни ком Пятидесятницы, Бог-Троица даровал земле благо датную силу через сошествие святого Духа на апос толов (учеников Христа). Поэтому Троицу еще называют Пятидесятницей. Третье название праздника - День сошествия святого Духа, но почитание Духа свя того переносится на следующий день - понедельник.

ТРОИЦА - один из любимейших праздников русского народа. В нем причудливо переплелись христианские вероучения, древние славянские предания, народные обряды, обычаи. Неделя, предшествующая Троице, - Седьмица святых отцов (по числу дней в неделе) или Семицкая. Особо почитались в народе три дня семиковой недели: Семик - седьмой четверг после Пасхи, Родительская суббота, Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи.

Русские люди величают Семик честным (благородным). В православное время в этот день совершались главные приготовления к празднованию Троицына дня. Наши далекие предки-славяне посвящали его богине весны - светлокудрой Ладе, прославлению весеннего возрождения весны, прощанию с весной и встрече лета. Именно в это время года, на которое приходится праздник, буйно разрастаются травы, покрываются листвой деревья. До сих пор в некоторых областях семицкая неделя носит название «Зеленых святок». Символ праздника - березка. Березовыми ветками и полевы ми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Береза стала главным персонажем праздника, вероятно, потому что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.

В день Семика девушки, ук расив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

В Троицу девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой торжественное ше ствие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом березку хоронили: тащили к реке топить или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли. В некоторых местностях березку сжигали.

В разных областях обряд этот проводился по-разному, но основные элементы обряда сохранялись везде. Это выбор и украшение деревца, совместная трапеза под ним, завива­ние венков, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду, сру бание дерева с последующим его уничтожением.

У нас на Устье сохранились очень скудные сведения о народных праздничных обрядах. Так, Алексей Михайлович Романов вспоминал в письме к своему племяннику, что у них в Дмитриево в Троицу и в другие праздники молодежь собиралась на угорье или около качелей близ Зараевского поля. Качели, песни, хороводы, скаканье на доске, горелки - у парней. Рюхи, лапта, шаром, скола, чижик - у парней. Мяч - у девушек. «Мы, храбрая детвора, - пишет Алексей Михайлович, - с Троицы начинали купальный сезон в Ворангасе (название ручья), потом в Мехреньге, а после в Устье». По традиции во многих деревнях у качелей устанавливали лотки и катали яйца. Чем больше навыбиваешь яиц, тем дольше тебя будут качать, так как с качельниками рассчитывались пятаками или яйцами. В деревне Кононовской тут же, у качелей, водили хороводы, плясали под гармошку.

В наше время празднование Троицы свелось к поминовению родных в Родительскую субботу, в Троицын день на кладбище, да в негласном запрете на земляные работы в Духов день, понедельник. Даже качели забыты, а ведь не так уж давно, в пятидесятые годы прошлого века, в канун Троицы чуть ли не в каждой деревне устанавливались карусели (круговая качуля по-устьянски), а в праздники качались на ней стар и мал.

В те же годы в селе Березник, например, некоторые старушки смутно помнили обряд с березкой, но подробностей передать уже не могли.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века в каждой волости был свой особенно почитаемый праздник: в Малодорах - Иванов день, в Бестужево - День святого Прокопия Устьянского, в Кононовской - Заговенье, в селе Березник - Троица.

На Устье, как и всюду на Руси, Троица - повсеместно почитаемый праздник, но вот традиционные обряды, народные обычаи, похоже, утеряны. Есть еще старожилы, которые помнят или слышали от родителей, дедов своих, что в Троицу устраивались гуляния с березкой, но ритуальных подробностей проведения обрядов уже не знают.

Пользуясь случаем, музей обращается к жителям Устьянского края: откликнитесь, если кто-то из вас что-либо знает о том, как на Устье в далекую старину отмечали праздники. Будущие поколения, потомки наши должны знать о том, как жили, во что верили и как умели отдыхать и веселиться теперь уже выпадающие из памяти поколения. Вам, кому сейчас за семьдесят и за восемьдесят, многое известно, и вы многое можете вспомнить и рассказать. Это очень важно, ибо, чтоб не подверглись забвению жизнь, дела, досуг вчерашних и сегодняшних поколений, мы должны сохранить эти знания и передать идущим нам на смену поколениям. Только в этом случае мы можем быть уверены, что и нас не забудут, и далекие потомки кое-что возродят из нашего времени, или сольются обычаи разных времен воедино, как слились описанные в этой ста­тье древние славянские, языческие и народные обряды с православными христианскими праздниками.

Рубрики:  праздники, поздравления
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

SVETLANA_GRIBACHO   обратиться по имени Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 12:55 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку