-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545688


Людмила Чурсина

Воскресенье, 05 Августа 2012 г. 14:04 + в цитатник
Цитата сообщения ЕЖИЧКА =Людмила Чурсина= =Я ничья...=


d9622db63efb81622e3e8dcb3c508fd3_171534 (450x638, 43Kb)
«Жизнь всегда давала мне уроки. Как-то бреду по коридору «Ленфильма», замученная, ненакрашенная, а мне навстречу артистка, буквально вся сияет: «Ах, Людочка, как прекрасно ты выглядишь!» Она просто расцветала, видя мое ужасное состояние. И я поклялась: «Больше никогда не дам повода для такой радости».

–Когда я была студенткой, жизнь была счастливая и полуголодная. И мы вместе с однокурсницей Эллой Шашковой (которая потом сыграла жену Штирлица. — Прим. ред.) устроились уборщицами в Щукинское училище. Просыпались в пять часов утра в общежитии на Трифоновской, ехали на троллейбусе через всю Москву на Старый Арбат. Мыли аудитории, потом принимали душ, из которого кое-как текла вода, и, окончательно проснувшись, с совершенно ясной головой шли на лекции. А наши московские однокурсницы сидели на первых занятиях позевывая. Занятия длились до позднего вечера. Уже затемно мы возвращались в нашу обшарпанную комнатку в общежитии. И по пути домой я как завороженная смотрела на окна, светившиеся теплым светом. Мне казалось, за этими окнами живут фантастически счастливые люди. И я мечтала о такой квартире и о таком счастье. Кажется, это было еще вчера, а ведь целая жизнь прошла…
d26dbe51b6d94838af5efa0e00668_7D_31_Chursina_f17_fmt (259x400, 44Kb)
— И какая жизнь! Вам, должно быть, есть что вспомнить…

— А я и вспоминаю. Но только эти воспоминания не для общего пользования… В последнее время все вокруг пишут и пишут книги о себе… Знаете, мне было 27 лет, когда в издательстве «Молодая гвардия» предложили написать книгу «Моя жизнь в искусстве». Я расхохоталась… Я и сейчас не стремлюсь обременять мир своей биографией. Мне вполне достаточно того, что мои воспоминания живут со мной. Многое помню ярко, отчетливо…

Мое раннее детство прошло в Душанбе, в то время город назывался Сталинабад, в эвакуации. Поселили нас с мамой, ее братьями, сестрами и бабушкой в бараке. В каждой комнате ютились несколько семей. Нашими соседями по комнате были муж, жена и маленький ребенок. Они были более зажиточными, чем мы, и часто варили на примусе манную кашу, которая для нас была недоступной роскошью. Запах манки, особенно подгоревшей, казался мне божественным. Когда кастрюля была уже пуста, я тайком подходила к ней и пыталась соскрести со стенок остатки.

Когда бабушка впервые взяла меня, трехлетнюю, на рынок, это стало потрясением. Чтобы не потеряться, я держалась за ее юбку, а она медленно шла по рядам, торгуясь и пытаясь на какие-то копейки купить хоть что-нибудь из еды. Я ощущала себя крошечной. А вокруг меня до самого неба возвышались горы дынь, арбузов, гранатов, персиков, блестящих, словно лакированных, лепешек с кунжутом. Краски и запахи были фантастическими! Есть я хотела всегда, а на рынке чувство голода стало каким-то нечеловеческим.
9ac18f4a493150a7fe1c0594ce807_7D_31_Chursina_f18_fmt (259x400, 48Kb) У меня сводило живот и текли слюни, причем вполне реально. После войны прошло лет двадцать, и вот я снова оказалась в Душанбе. Прилетела туда на Неделю советского кино. Первое, что я сделала, — отправилась на рынок и накупила там лепешек, дынь, арбузов. И в номере все это стала есть. Господи, как же мне было вкусно! Я готова была разрыдаться оттого, что наконец-то осуществила свою детскую мечту!..

Конечно, в детстве я мечтала не только о том, чтобы досыта наесться, хотя это желание было главным долгие годы. Я обожала танцевать. Танцы были моей страстью. Я мечтала о балете, но никому об этом не рассказывала. Когда меня никто не видел, танцевала, гнулась, висела на всех перекладинах и турниках, от этого, видимо, и стала такой высокой. Потом это породило серьезный комплекс — я страшно стеснялась своих 177 сантиметров. Мои ровесники, дети войны, все как один были низкорослыми, а я выделялась и страдала от этого. Чувствовала себя белой вороной, сутулилась, старалась быть незаметной.

Когда училась в выпускных классах, стала задумываться, кем хочу стать. Разные были варианты. Я то колхозом хотела руководить, то стоять на палубе корабля или конструировать самолеты. После школы собиралась поступать в технический вуз. Ехать в Москву одной было страшновато, и я отправилась туда с подружкой. Она была очень красивой и собиралась стать артисткой. Экзамены в театральных вузах начинались раньше, чем во всех остальных. Я пошла на прослушивание вместе с подружкой, чтобы ее поддержать. Она провалилась, а я поступила в Щукинское училище.
4e8cee57275bf8f2693767b849494_7D_31_Chursina_f20_fmt (551x400, 101Kb)
— С вами повторилась очень распространенная история, ставшая практически анекдотом.

— Вот такая счастливая для меня коллизия судьбы. Ко мне судьба вообще была очень щедра.

— Встреча с вашим первым мужем режиссером Владимиром Фетиным была таким счастливым случаем?

— Безусловно. Ведь каждая артистка мечтает о том, чтобы встретить своего режиссера. Наш роман начался на съемках фильма «Донская повесть». С моей стороны это не была любовь с первого взгляда, скорее уважение. Я постепенно узнавала человека и влюблялась в него. Фетин был очень добрым. К тому же природа щедро одарила его умом и талантом, а для меня в мужчине нет ничего более завораживающего. А еще у него были
169bf0de71fbf8b2bd56b11dfdd22_7D_31_Chursina_f19_fmt (259x400, 55Kb)потрясающе красивые по пластике, форме и нервности мужские руки — я на это всегда особое внимание обращала. Подобные руки я видела только у Олега Янковского…

Когда мы встретились с Фетиным, он уже был холостяком. Так что зря мне ставят в упрек, мол, молодая да ранняя разбила семью известного режиссера. Это не так. Поначалу мы жили в разных городах: я — в Москве, он — в Ленинграде. Скучали очень и каждый день писали друг другу письма. А как только у меня выдавалась свободная минутка, я садилась в общий вагон и мчалась в Ленинград, чтобы хотя бы полдня побыть с Володей. Мы не могли друг без друга, это было очевидно. После скромной регистрации я переехала в Ленинград и стала работать на «Ленфильме». Пришлось расстаться с театром Вахтангова, где я проработала три года и достаточно
Снимокcccccccccc (683x492, 792Kb)
была занята в репертуаре. Владимир снимал меня в своих фильмах, и я благодарна ему за великолепные роли. Он знал, на какие рычажки нужно нажать, чтобы я раскрылась. Если были трудные сцены, ставил мою любимую Шестую симфонию Чайковского. Когда я входила в павильон, там звучала именно эта музыка. Иногда он применял другие методы — заводил, злил меня. Я на это остро реагировала и после таких встрясок хорошо играла. Съемки были нашим счастьем. Фетин в работе был сильным режиссером, который вел за собой. Когда работа заканчивалась, Володя менялся. Превращался в большого беспомощного ребенка. Он был совершенно не приспособлен к жизни: не обращал внимания на то, что ест, в чем одет, главное, чтобы в чистое. А еще у него был один существенный недостаток — он не умел отказаться от лишней стопки. Было с чего. Случались простои, не утверждали сценарий, и он с его талантом оказывался не у дел. Желающие составить Фетину компанию всегда находились. И начиналось какое-то безумие. Особенно в период, когда я была в отъезде на съемках. Снималась я тогда много. Обеспечивала семью от и до — нужны были деньги на еду, на ремонт квартиры, на алименты сыну Володи. Когда я приезжала, находила мужа в ужасном состоянии. Сказать, что я переживала, — ничего не сказать. Я вытаскивала его из запоев, вела душеспасительные беседы, пыталась лечить — ничего не помогало. Мне не хватало сил справиться с этой его бедой. Чувствуя свое бессилие, я сама стала выпивать. Думала, это его напугает. Но он не испугался…

Мы стали отдаляться друг от друга. Я несколько раз делала попытки уйти от него. Не получилось. В те времена у меня, как и у других женщин, крепко
Снимокvvg (687x498, 477Kb)
сидел в голове стереотип — муж должен быть один на всю жизнь. Но главным было не это. Мне хотелось быть с Володей. Я его любила всякого, и происходившее было для меня трагедией. Однажды я, доведенная до отчаяния, решила броситься с Каменноостровского моста в Неву. Шла к перилам, рыдая, ничего не видя вокруг. К счастью, меня заметил какой-то мужчина и не дал совершить страшное...

Окончательно мои мозги встали на место после одной встречи. В очередной раз мы поссорились с Фетиным. Повод на этот раз был какой-то пустячный, бытовой. Но я воспринимала все близко к сердцу. Так накрутила себя, что из дома выскочила, так сказать, с лицом по земле и ощущением, что жизнь кончена. Мне нужно было на «Ленфильм». Я туда и направилась. В арке столкнулась с
мужчиной. Инвалид, без ног. Половина тела на доске с подшипниками. Крупные плечи, торс, мощные руки, львиная голова со светлой шевелюрой и огромные синие глаза. Он был ниже всех, но с любопытством и неподдельным интересом рассматривал людей… Мы встретились глазами, и я почувствовала: он все обо мне и моем состоянии понял. Уверена, он подумал: «Молодая, красивая, здоровая, известная. И что же ее могло привести в такое отчаяние? Разве кто-то умер?» Я быстро отвела глаза. Мне стало неловко за себя. Этот случайный взгляд на всю жизнь научил меня не делать трагедии из своих маленьких проблемок, которые мы в своей голове выращиваем до огромных размеров. Тогда я четко осознала — если все живы, значит, нет никакой беды… Тот день оказался щедрым на уроки: придя на «Ленфильм», я получила еще один. Бреду по коридору, расстроенная,ненакрашенная, смотрю в пол, а мне навстречу коллега, актриса. И, увидев меня, буквально засияла: «Ах, Людочка, как прекрасно ты выглядишь!» Она просто расцветала, видя мое ужасное состояние. Вот тогда-то я окончательно пришла в себя и поклялась: «Не дам повода для такой радости». Больше я никогда в жизни не выносила на люди свое плохое настроение.

— В 28 лет вы, минуя звание заслуженной, стали самой молодой народной артисткой РСФСР, а через двенадцать лет — СССР. Какие чувства вызывало это у окружающих?

— Коллеги очень бурно поздравляли. Но за спиной многие шептались, что звание я получила не за роли, а за то, что по первому требованию танцую у членов Политбюро на столе. Болтали, что у меня был роман с секретарем
Снимокbhbn (686x475, 417Kb)
Ленинградского обкома КПСС Романовым, который и пробил это звание для своей любовницы. Когда я услышала эту сплетню, мне даже смешно стало. Романов был такого небольшого роста и, когда здоровался, ручку лодочкой протягивал… Кроме этих рукопожатий, ничего нас с ним не связывало… Вокруг меня витало много слухов. Было неприятно, но, к своему счастью, я рано поняла — серость не привлекает к себе внимание.

— В Советском Союзе звания значили очень много, какие ощущения вы сами испытывали, когда получали эти титулы?

— Самый разнообразный спектр чувств — от неловкости и страха до равнодушия и даже неверия в то, что это произошло со мной. Например, о том, что я стала народной артисткой РСФСР, узнала, можно сказать, случайно — по пути в Выборг на съемки фильма «Любовь Яровая». Ехали большой компанией артистов, среди которых Кирилл Лавров, Василий Шукшин и Игорь Дмитриев, очень остроумный человек, который всех всегда разыгрывал. И вдруг Игорь мне говорит: «Людмила, с тебя причитается — ты народной РСФСР стала!» Я, зная его талант шутить, отвечаю: «Да я и без розыгрыша могу накрыть поляну!» А он настаивает: «Нет, я честно говорю! В газете написано!» А при заселении в гостиницу «Выборг» поздравлять меня бросился весь персонал, и я засомневалась, что Дмитриев мог такое подготовить. Когда я осознала, что это не шутка, даже растерялась: «Как же теперь играть, как этим буквам соответствовать?» Но такие мысли одолевали меня не очень долго. Я вообще довольно спокойно ко всем своим наградам отношусь. Главные награды — это роли и сама жизнь.

Пожалуй, самым волнительным для меня было вручение приза за лучшую женскую роль на XVII Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне за фильм «Журавушка». Но это еще было до всех этих «народных». Помню, как председатель жюри мою фамилию странно произнес: «Чущина». И я вскочила и пошла на негнущихся ногах на сцену. От волнения перед глазами туман, уши глохнут. Награду вручала Одри Хепберн. В этом состоянии я ее почти не видела. А спустя некоторое время в моей жизни произошла интересная и даже приятная история. В «Госкино» пришла телеграмма о том, что меня приглашают в Голливуд на три года и предлагают сниматься в пятнадцати фильмах. Меня вызвал к себе председатель «Госкино» Филипп Тимофеевич Ермаш. Он сказал: «Ну, Людмила, это очень приятно. Но ты же
понимаешь, что это вряд ли возможно. Такого опыта у нас еще нет. Если бы это была совместная картина, можно было бы рассматривать предложение. Мы же даже не знаем, что за сценарии тебе будут предлагать. А вдруг предложат раздеться? Ты же советская женщина, член партии». А я про себя думаю: «Да раздевалась я уже в фильме «Угрюм-река».

— Переживали из-за того, что упустили шанс попасть в Голливуд?

— История не имеет сослагательных наклонений. Жалеть о чем-то глупо и бессмысленно. Я ни о чем не жалею. Не случилось и не случилось… В своей жизни я переживала и страдала, только когда теряла близких людей и принимала решение уйти от мужей. Оставляя их, чувствовала себя виноватой. Они все были для меня вроде детей. После нашего расставания я никого из них не бросила. Звонила им, ходила в больницы, покупала лекарства… Продолжала общаться с Фетиным, даже когда снова вышла замуж.

— Кто стал вашим вторым мужем?

— Его звали Владимир Александрович, как Фетина. Он был океанологом. Очень красивый мужчина.

— Слышала, он был похож на Алена Делона…

— К мужской красоте я очень скептически отношусь. Не считаю это достоинством. Но буду честной — его внешность при встрече меня поразила. А еще то, что он не пил и был вполне самостоятельным человеком… Между нами не возникло той душевной близости, которая была с первым мужем. С Володей Фетиным мы были так крепко связаны, что я даже почувствовала момент, когда он ушел в мир иной… 19 августа 81-го года я ехала в поезде из Риги в Ленинград. Читала великолепный роман «Мартовские иды», и вдруг сердце резко забилось, похолодели руки и ноги. Я посмотрела на часы — два ночи. Думаю: «Поздно, пора спать». А потом почему-то вспомнила Фетина: «Как там Володя?» И забылась тревожным сном. Утром на перроне меня встретил мой второй муж и сказал: «Володя Фетин умер». — «Когда?» — «В два ночи…» Для меня это была серьезная потеря. Окончательно ушел большой кусок жизни — мучительный и счастливый одновременно…

— Ваш второй брак был самым не­долгим?

— Да. Мы прожили вместе еще пару лет, а потом разошлись. Этот брак
оказался нелепым. Хотя у нашей встречи тоже, видимо, был смысл…

— Какой же?

— Не хочу в этом копаться. Сейчас народ в первую очередь интересуют вопросы личного характера: кто, где, с кем? Все эти скользкие подробности. Вопрос же, как сохранить достоинство, не интересует никого. А для меня он гораздо актуальнее. Когда-то давно я прочла высказывание Монтеня. Он пишет: «Достоинство подобно глубокой реке: чем она глубже, тем меньше издает шума». Эта мысль пришлась мне по душе. И я всегда пытаюсь по мере возможности так поступать.

— Как вы сохраняли достоинство во времена перемен? Кинематограф был в упадке. Многие ваши коллеги потеряли работу и потерялись в жизни.

— Еще задолго до перестройки у меня случился ужасный период, когда казалось — все потеряно. Мне предлагали умопомрачительные по бессмысленности сценарии, я отказывалась. И из-за этого несколько лет сидела без работы. Рассматривала разные варианты. Всерьез думала, что могу пойти в домработницы, потому что не боюсь никакого труда. А потом, когда я уже была на грани отчаяния, меня пригласил Арсений Сагальчик в Академический театр драмы имени Пушкина на роль Лизы Протасовой в «Детях солнца». До этого с театром у меня как-то не складывалось, а тут именно в нем я нашла свое утешение и спасение. Я ведь всерьез думала, что утратила профессию навсегда. Потом появились и другие роли. Затем совершенно неожиданно раздался звонок из Москвы. Главный режиссер Театра армии Юрий Иванович Еремин приглашал меня в штат театра и
Снимок (680x469, 825Kb)
предлагал сыграть Настасью Филипповну в «Идиоте». Я согласилась моментально. Это же мечта практически всех актрис! Никакой личной жизни у меня в Ленинграде уже не было. Я собрала свои вещи, сдала квартиру и отправилась в Москву, где мне обещали сразу же дать жилье. Но оказалось — морочили голову. Если бы не давняя поклонница Инна, я бы в бомжа превратилась. Она предложила поселиться у нее. Жила Инна в старом, пустом, полуразрушенном доме на улице Достоевского. Здание шло на реконструкцию, и все квартиры, кроме одной на третьем этаже, пустовали. Это была коммуналка в 17 комнат, в которой жили Инна, я и какая-то бедная женщина с нарушенной психикой. Это было испытание. Но я попыталась выудить из этой ситуации пользу и настраивала себя на то, что, репетируя такого персонажа, как Настасья Филипповна, полезно возвращаться в страшный дом, заходить в черный подъезд и подниматься в свое убогое убежище. Я никому не ставила в упрек, что вот, народная артистка осталась бездомной и так далее. Но однажды не выдержала и отправилась в жилищный отдел. Пришла к чиновникам, сказала, что мне положено жилье. И услышала: «У нас еще ассенизаторы без квартир». Я ответила: «Хорошо, если это решит беды всех ассенизаторов, я готова пожертвовать им квартиру, которая мне полагается». Я уважаю все профессии, но, когда мне так сказали, было обидно.

Трудности не длятся вечно, они имеют обыкновение заканчиваться. Я это уже давно поняла. Иногда нужно просто переждать. Так вот, мои мытарства с квартирой через полтора года закончились. Мне дали двушку на улице Чайковского, и я была просто счастлива! А вскоре встретила своего третьего мужа — Игоря. О том, что он сын Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова, я узнала далеко не сразу. Игорь был очень скромным человеком. Его, вопреки слухам, я тоже не уводила из семьи. Я была одинокой, и он уже разведенный. В этом и во многом другом мы совпали. Игорь был очень интересным человеком: обладал энциклопедическими знаниями, у него была гениальная память, потрясающая интуиция и поэтический дар — Игорь писал удивительные стихи. К тому же мы родились в один год — год Змеи… И вот переплелись так, что трудно было расплестись.

— После вашей свадьбы на афишах появилась фамилия, написанная через дефис: Чурсина-Андропова. Впервые в жизни вы сменили фамилию, причем в очень зрелом возрасте…

— На этом настоял Игорь. Многие расценили это неправильно. Думали, это пиар, реклама, и я демонстрирую свою близость к власть имущим. Ничего подобного. Когда я видела эти афиши, ощущала неловкость. А Игорь гордился — он хоть и был суперинтеллектуалом, но в каких-то вещах поступал как собственник. Он не понимал очевидного — смена фамилии никого не может к тебе привязать. Страсть со временем уходит. Но жизнь вместе возможна, если остаются нежность, забота, уважение, понимание и еще доверие. А Игорю мешала ревность, хотя я не давала повода. Мы встретились зрелыми людьми. Никто не хотел подстраиваться под другого, не умел слышать другого. Мы ломали друг друга. Это была не жизнь, а сплошная борьба, испытание. Когда в отношениях с Игорем начался разлад, я попросила в театре оставить на афишах только фамилию Чурсина. У нас с Игорем была непростая жизнь. Я тринадцать раз уходила от него и тринадцать раз возвращалась. А когда ушла окончательно, мы еще долго поддерживали отношения. Игорь жил трудно, свою квартиру сдавал, другую снимал. И постоянно вел разговоры: давай опять поженимся. Но мы не сошлись снова — человек он был не очень здоровый, злоупотреблял алкоголем. Расставание было нашим избавлением. Я считаю, что люди, прожившие в браке какие-то годы, не родившие детей, обнаружившие несовместимость и мучающие друг друга, должны расставаться. Это единственное правильное решение, единственный достойный выход…

— Сегодня вы тему замужества для себя закрыли?

— Ни в чем нельзя зарекаться, но мне кажется, да. Говорят же, у каждого во всем своя мера. Мне кажется, я свою меру уже исчерпала в том, что касается браков. Теперь всю любовь я отдаю родным… А раньше холила и лелеяла мужей, была им не только женой и любовницей, но и матерью...

— Знаете, вы прежде говорили, что ни о чем в жизни не жалеете, а мне кажется, кое-что хотели бы изменить…

— Вы клоните к тому, что в моей жизни нет детей? Да, так случилось. Это моя боль. Но опять-таки, все по высшей воле. Свою сестру Эвелину, которая младше меня на девять с половиной лет, я воспринимала как дочь. После школы она переехала ко мне в Ленинград. Я ее опекала, подсказывала, старалась, чтобы она не набила шишек, не царапала душу. Но она прошла свой путь. Забочусь о ней до сих пор, хотя она уже давно взрослая женщина, со своим взглядом на мир, очень умная, состоявшаяся, талантливая — моделирует одежду. Семья Эвелины — сын Алеша, его жена Катя и две их дочери — стала моей семьей. И я их всех очень люблю. Время быстро летит: сейчас Леша стал таким серьезным крупным мужчиной — метр девяносто два, а совсем недавно был худеньким и очень трепетным мальчиком. Нечаянно раздавит букашку и горько плачет. Собирал каких-то комариков водных, паучков, которых я очень боялась. Иногда спичечный коробок открою прикурить, а там пауки. Я от ужаса в крик. Все думали, он станет биологом, но он окончил финансовый университет ФИНЭК, получил степень по морскому праву. К сожалению, Балтийское пароходство в свое время распалось, и Леше пришлось искать другое направление деятельности. Мне кажется, себя он еще не нашел. Хочется надеяться, что это произойдет...

Я чувствую перед семьей своей сестры ответственность. И я им всем стараюсь деликатно помогать, когда есть возможность. Я не одержима страстью к украшениям, шубам и дорогим машинам. Ну на что мне еще тратить, как не на родных? То, что я им помогаю, — это моя отдушина и в некотором роде смысл моей жизни. А вот сама я помощь принимать не очень умею.

— Неужели вам никогда никто не помогал?

— Это случалось редко... Есть прекрасная пара — Олечка Кабо и ее муж Николай Разгуляев. Олю я знала давно, а вот с Колей познакомилась недавно. Как-то Оля рассказала мужу о проблеме со здоровьем моей внучки — Настенька серьезно болеет с рождения.

И Коля предложил помочь. Я поначалу отказывалась — было неловко, мы ведь едва знакомы. Между мной и им развернулась настоящая «нанайская борьба», но потом я сдалась. Это ведь для ребенка. Николаю я безумно благодарна, но до сих пор не могу с ним естественно общаться, настолько меня оглушил его жест добра. Верю, Николаю это воздастся: и в делах, и в здоровье — во всем. Потому что, как в Библии говорится: все, что отдал, твое. Олечка сейчас ждет ребенка, и дай Бог, чтобы у них появился замечательный малыш.

Есть еще в моей жизни большая любовь и забота — моя мамочка. Ей уже 91 год. Молюсь о ее здоровье каждый день. А осенью прошу: «Господи, через зиму пронеси мою маму. Пусть она доживет до весны, до листьев, до зеленой травы, цветов и птиц». А потом благодарю, что он дал еще одну весну…

Правда, иногда мама жалуется: «Боже мой, ну почему меня Бог не забирает? Я устала жить!» Я отвечаю: «Мама, всему свое время. Когда надо, призовут. Во-вторых, не спеши, потому что по старшинству за тобой — я».

Мама живет в Великих Луках. При первой возможности я у нее бываю: одна ночь на поезде — и мы вместе. Когда я работаю, она не остается одна. Я договорилась с тремя женщинами, и они поочередно сутками помогают ей. Довольно часто у меня случаются порывы — я хочу уйти из театра и целиком посвятить себя маме, провести рядом с ней те годы, которые даны ей на этой земле, помочь перенести немощь, болячки, проводить до последнего предела. Но потом возвращается трезвый взгляд на вещи, и я осознаю: не могу бросить работу, потому что должна продлить свою профессиональную жизнь и помочь
a92145d5f2ceeee8e43f0115ca568_7D_31_Chursina_f30_fmt (259x400, 39Kb)
близким. Правда, иногда смертельно устаю: перелеты, смены часовых поясов, постоянное напряжение — и мне кажется, что мне 190 лет.

— И что же вы делаете, когда нет больше сил?

— Заставляю себя встать и идти. Мне часто приходится вытаскивать себя из нежелания что-то делать. Сегодня слово «надо» — главное в моей жизни. Оно меня держит. А еще держит работа. Без нее я потеряла бы форму. Многие мои знакомые, как только вышли на пенсию, расклеились: вылезли все болячки, походка стала старческой, взгляд тусклым… А те, кто при деле, держатся молодцом. Спектакли, съемки, с одной стороны, утомляют, а с другой — мобилизуют. Это выброс адреналина, тренировка сердца и мозгов…

К счастью, в работе я востребована. Пусть не в полной мере. Да, раньше были «Журавушка», «Олеся», «Донская повесть», «Угрюм-река», сейчас сериалы. Но я не лью слезы из-за того, что в моей нынешней жизни не полный метр и не самые главные роли. Всему свое время. И время неумолимо и безжалостно…

Знаете, иногда очень полезно встречать своих однокурсников-одноклассников. Это отрезвляет. Ты не видел человека 20—30 лет, встретил, а перед тобой — старик. И ты будто в зеркало заглянул и увидел свое отражение. Ведь с тобой то же самое происходит. Сейчас у меня такой период, о котором писала Ахматова:

Меняются названья городов,
И нет уже свидетелей событий,
не с кем плакать,
Не с кем вспоминать.
И медленно от нас уходят тени...

Это состояние я уже давно в полной мере ощущаю. Но не грущу и не мечтаю о вечной молодости и тем более о вечной жизни.

А еще меня не покидает ощущение, что я все время в пути. Начиная с детства и по сей день. Отец мой был военным, и я объехала вместе с ним всю страну. Стала артисткой и сама стала ездить по всему миру. В постоянных переездах-перелетах я и сейчас — съемки, гастроли… У меня есть квартира в Москве, но гораздо чаще я живу в гостиницах. Поэтому своим домом я считаю место, где мне вечером приходится приклонить голову. В этом смысле я умею принимать неизбежное.
c279f27a171b5d0212a51e398b9b3_7D_31_Chursina_f16_fmt (259x400, 71Kb)
Когда захожу в номер, обычно говорю: «Здравствуй, дом», когда ухожу: «До свидания, дом, спасибо тебе за гостеприимство». А вообще еще многое хочется сделать... Но подаривший рассвет не обещал заката.



Наталья Николайчик 7 Дней

Рубрики:  Любимые актеры
Метки:  
Понравилось: 15 пользователям

БусяТ   обратиться по имени Воскресенье, 05 Августа 2012 г. 15:43 (ссылка)
люблю и уважаю эту актрису.
Ответить С цитатой В цитатник
Ipola   обратиться по имени Воскресенье, 05 Августа 2012 г. 16:40 (ссылка)
И мне она очень нравится!
Ответить С цитатой В цитатник
стрилец   обратиться по имени Людмила Чурсина Воскресенье, 05 Августа 2012 г. 16:49 (ссылка)
Спасибо за интересный пост.Она мне очень нравится.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Люся_Ширева   обратиться по имени Воскресенье, 05 Августа 2012 г. 18:21 (ссылка)
Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Васькова   обратиться по имени Воскресенье, 05 Августа 2012 г. 18:23 (ссылка)
Чудесный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Любовь_земная_ЛИКа   обратиться по имени Воскресенье, 05 Августа 2012 г. 20:40 (ссылка)
Спасибо,Инна!:give_hear
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку