-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545687


СКАЗ О ТОМ, КАК МОСКОВСКИЙ ЦАРЬ И КАЗАНСКАЯ ЦАРИЦА НА МУРОМСКОЙ ЗЕМЛЕ ГОСТИЛИ.

Среда, 04 Сентября 2013 г. 22:20 + в цитатник
Цитата сообщения Богомолка

Внимание - мой новый опус!
 

СКАЗ О ТОМ,  КАК  МОСКОВСКИЙ ЦАРЬ  И КАЗАНСКАЯ  ЦАРИЦА  НА  МУРОМСКОЙ  ЗЕМЛЕ  ГОСТИЛИ.

Сегодня в первые, жаркие дни июля наш город  уже привык готовиться к пышным празднествам, посвященных памяти святых князей  - Петру и Февронии. И мало кто теперь помнит, что в эту же летнюю пору несколько столетий назад на долю  Мурома выпали значимые исторические события.

3 июля 1552 года в нашем городе стали собираться московские войска Ивана Грозного идущие походом на Казань – здесь шла их переправа, через реку Оку. Впереди царя-полководца ждали жаркие битвы, триумф победы и новые земли, перешедшие под руку Москвы. А маленький городок Муром – расцвет торговли, первые каменные храмы и визит знатной особы – казанской царицы Сююмбике.

2715353_0ce0d3601257 (700x619, 131Kb)

Царица Сююмбике.

И пошел царь в поход.

Немало кровавых набегов пережила на своем веку земля муромская. А как же иначе, если семь с половиной столетий был наш город Муром крепостью пограничной, охранявшей восточные рубежи русского государства. Воевали наши предки и с племенами кочевников, и с соседним государством – Волжская Булгария, и конечно же с монголо-татарами. Но даже после свержения татарского ига не избавило нашу землю от набегов вражеских. Еще несколько десятилетий регулярно вторгались казанские войска на территорию московского царства.

Следует отметить, что только за первые десятилетия XVIвека казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли.  В основном страдали от набегов регионы Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича, Мурома, Вологды.

«От Крыма и от Казани до полуземли пусто было», — писал царь Иван Грозный, о последствия нашествий.

Некоторое время Москва пыталась миром уладить конфликты с Казанью, но все дипломатические ходы не возымели действие. И вот осенью 1547 года пришлось русским войскам взяться за оружие.

Первые два казанских похода (в 1547/48 и 1549/50 годах) наглядно продемонстрировали Казани силу московского войска, но все же Казань устояла.  А летом 1552 года Иван Грозный отправился в новый поход.  И одним из сборных пунктов русских полков в этой компании стал город. Муром.

А в это время в Казани…

Про казанские походы Ивана Грозного нам щедро вещают все учебники истории. Подробно и красочно они описывают сражения, закладку новых крепостей, роль артиллерии при штурме города, подкопы под стены Казани и т.д.

 Но вот когда речь заходит о политических противниках русского царя, то их повествование здесь довольно скупо. Давайте же попробуем сегодня разобраться – а с кем же собственно говоря воевал Иван Грозный.

Надо сказать в то самое время не все спокойно было в царстве Казанском.  Пышный цвет придворных интриг, сопровождающийся частой смертью правящих особ, отнюдь не способствовал укреплению государства. И когда летом 1552 года русские полки форсировали Оку в старинном граде-Муроме, вся власть в Казани оказалась в руках молодой и прекрасной женщины – царицы Сююмбике.  Это имя, что переводится как «Любимая госпожа» дал сам казанский народ своей правительнице.

Однако об этой достойнейшей даме нужно рассказать поподробнее. Ведь недаром, с кем только её не сравнивали – и с грозной степной амазонкой-воительницей, и с великими европейскими правительницами Марией Стюарт, Елизаветой Английской, Изабеллой Кастильской, и с египетской Клеопатрой, и с роковыми искусительницами гаремов турецких султанов вроде Роксоланы…

На самом же деле история Сююмбике такова.

Известно, что она — дочь правителя Большой Ногайской Орды Юсуфа. В 1533 году он выдал её замуж за 17-летнего Джан-Али — казанского хана.  Хотя молодые были под стать друг другу, всё-таки это был брак по расчёту. Если верить донесению русского посла при ногайском дворе Д.Губина, Сююмбике жаловалась отцу, что "Яналей царь её не любит".

 Юсуф был оскорблён, но что он мог поделать? По свидетельству того же Губина, ногайский правитель подстрекал казанцев к низложению Джан-Али. Во всяком случае в 1535 году хан был низложен казанской знатью, сослан в город Иски-Казань, где в этом же году умер собственной смертью или был убит. Сююмбике осталась вдовой.

И что же ее ожидало после такого завершения замужества?!

Автор "Очерков истории Казанского государства" Михаил Худяков пишет: "Вообще, ханские жёны разделяли участь своих мужей — сопровождали их в изгнание за границу — в Россию или в Ногайские степи, а также в иноземную неволю. После смерти ханов-мужей их брали в жёны братья и преемники последних… Мы знаем, что ханшам приходилось при этом переживать немало личных трагедий". 


Однако судьба улыбнулась Сююмбике. Она стала женой следующего казанского хана Сафа-Гирея, который уже занимал престол в 1524-1531 годах — то есть перед Джан-Али, но был свергнут казанцами. Теперь к нему перешли от Джан-Али и ханство, и его жена. Судя по сохранившимся источникам, Сююмбике очень любила его. Это был мужественный и энергичный человек, решительный политический деятель. Он предпринял несколько походов против Московского княжества, примирил различные политические партии. По свидетельству "Казанского летописца", Сююмбике была для Сафа-Гирея не только женой, но и соратницей, единомышленником.

Но и это замужество «любимой госпожи» было не долгим - уже в 1548 году Сафа-Гирея не стало. Причем он погиб при  довольно странных обстоятельствах — в результате несчастного случая в бане.

Хан умер, будто бы ударившись при купании в бане "во умывальный теремец главою своею", успев однако перед смертью отдать последние распоряжения и "приказать царьство меньшой царице своей". Сююмбике была младшей женой хана, так что это завещание правителя имело для нее огромное значение.

Сююмбике долго оплакивала кончину любимого мужа. Единственным утешением для неё стал их двухлетний сын Утямыш-Гирей. Именно он после смерти Сафа-Гирея унаследовал власть в Казанском ханстве, а его мать в 1549 году становится регентшей. При жизни Сафа-Гирея в Казань было привлечено немало крымских татар, даже ханская гвардия состояла из крымских татар. 

Став во главе государства Сююмбике проявила себя мудрой правительницей и быстро завоевала народную симпатию. Она взяла на себя содержание мечети, где был похоронен Софа-Гирей, а так же провела некоторые реформы которые добавили популярности среди простого люда. Сююмбике освободила крестьян, мелких ремесленников и торговцев от высоких налогов, за что получила «почетное» прозвище – «крестьянская царица».

Заслуживает внимания и такой значительный поступок царицы. Сююмбике передала свою собственную библиотеку медресе (школе) при одной из мечетей Казани. Причем пользоваться ей мог любой учитель и ученик из других медресе города.

Казанская башня и легенды о любви.

Когда молодому царю судьба выбирает в политические противники очаровательную правительницу, это часто сопровождается рождением красивых (и не очень) любовных историй. Не исключением стали для народной молвы и Иван Грозный с царицей Сююмбике.  По сей день живет история о том, что в свой поход русский царь отправился не просто так, а ради прекрасных глаз казанской царицы.  

Вот что гласит эта старинная легенда, наглядной иллюстрацией к которой является необыкновенная семи ярусная башня в центре  Казани.

Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала в грубой форме русскому царю. Тогда разгневанный жених пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. 

Царь Иван и царица Сююмбике.

2715353_e23101da7449 (446x700, 228Kb)

Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню, которую русский царь за семь дней должен построить в Казани. Условия царицы были приняты и началось спешное строительство.
В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий....
К исходу седьмого дня башня была готова.

И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.


Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань. Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой.  Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

А вот и башня. 

2715353_9 (525x700, 285Kb)

И еще один вариант - нагляднее.

2715353_76984503_6 (600x482, 59Kb)

Легенда красивая, но она всего лишь народное предание. В те годы царь Иван был счастлив в своем первом браке с Анастасией Романовой и еще не искал заморских невест. А Сююмбике горячо любила своего погибшего мужа Сафа-Гирея. И скорее всего она, распорядилась построить знаменитую казанскую башню, отдавая дань его памяти. Кстати тело Сафа-Гирея покоится в мавзолее рядом с этим легендарным сооружением.

Муромский след Грозного царя.

Переправа царских войск в Муроме заняла немного времени. Однако память об этом визите Ивана Грозного до сих пор запечатлена в прекрасных храмах украшающих улицы нашего города.

Пребывая в Муроме царь ходил по монастырям и храмам города, молился местным святым о даровании ему победы и был просто-напросто поражен. Мол – как же так?! Такой древний город, с богатой историей, веками верой и правдой служивший Москве, а храмы-то в нем все деревянные.   

И тогда дал царь обет – еже ли падет Казань, он пришлет в Муром своих мастеров-зодчих, дабы построили они в этом городе несколько каменных церквей. Иван Грозный свое обещание сдержал.

После падения Казани московскими каменщиками в Муроме было построено пять храмов. Правда судьба их сложилась по разному.

Главный храм Мурома – Собор Рождества Богородицы, возведенный в центре нынешнего Окского парка, был взорван в советское время.

Такая же участь постигла церковь Николы Можайского, что стояла некогда на площади Белякова по улице Первомайской.

Благовещенский собор и Козьмодемьянская церковь изменили свой первозданный облик, так как были значительно перестроены. Главный храм Благовещенского монастыря, сильно пострадал в годы Смутного времени, и практически заново восстанавливался в первые десятилетия XVIIвека.

А маленькая церковь Козьмы и Демиана, что стоит на берегу Оки, и возведенная согласно легенде на месте царского шатра была отреставрирована уже в наши дни.

Единственным из храмов, построенных в те годы в нашем городе московскими мастерами, сохранившим свой первозданный облик, стал Спасо-Преображенский собор – главный храм древнейшего муромского монастыря.

Вот этот собор.

2715353_post50531246465495 (700x527, 97Kb)

Судьба царицы.

Конечно у многих читателей возникнет сейчас своевременный вопрос – а как же сложилась судьба Сююмбике после падения Казани?

 Нетрудно догадаться, что ее вместе с сыном ждала безрадостная участь почетных московских  пленников. Вот как описывает арест Сююмбике очевидец тех событий, живший при ханском дворе, - автор "Казанской истории"

"Вшед же к ней воевода с велможами казанскими в полату, и ста пред нею.., и рече ей слово тихо и честно, толком: "Поймана оси, волная царица казанская.., буди готова скоро с нами пойти". Она же разуме толком речь его и против отвещав слова сего, воспрянув от высокого места своего царьского, на нем же сидяше, и ста подцержима под руце рабынями ея, и умилно с тихостью отвещав: "Буди воля божия и самодержьцева московскаго", и после заразися о руки рабынь, поддержащих ю, и пусти глас свой с великим плачем и подвизающе с собою на плач и то бездушное камение. И тако же и честныя жены и красная девица в полате у нея многоплачевный глас на град пущаше, и лица своя красныя деруще, и власы рвуще, и руце и мышцы кусающе".

Узнав про арест «любимой госпожи» - весьма популярной в народе, - горожане предприняли попытку прорваться на ханский двор и освободить ее, однако были отбиты и разогнаны по домам. Царице было дано 10 дней на сборы, по истечении которых "поиде воевода из Казани, за ним же поведоша царицу из полат ея, во след его воеводы, несущи ея под руце, а царевича, сына ея, пред нею несоша на руках пестуны его".

 Поплакав на могиле Сафа Гирея и простившись с Казанью, Сююмбике была посажена в возок и, провожаемая "всем градом и народом грацким", привезена к стругам. Сама она идти уже не могла; ее перенесли на судно на руках и, "положиша... на... постели", отчалили. 

Путь царицы в почетную ссылку был долог. Сначала везли ее на стругах до Мурома, где она задержалась на некоторое время. Надо сказать, что визит казанской царицы в наш город стал, не так известен истории, как пребывание в Муроме русского царя. Может быть это связано с некоторыми трагическими событиями. Именно здесь, тоскуя по родине, Сююмбике попыталась покончить с собой. Спас царицу неотлучно находившийся при ней сторож-пристав.

Из Мурома Сююмбике отправилась во Владимир, а от туда в Москву, где ее ласково встретила Анастасия Романова. Но здесь «любимую госпожу» ждал новый удар. Ее разлучили с сыном, забрав мальчика из-под опеки матери. В 1553 году последний казанский хан был крещен в Чудовом монастыре и стал называться Александр Сафагиреевич. Этому ребенку теперь предстояло неотлучно находится при московском дворе, где он и скончался в возрасте 20 лет.

Сююмбике же ждало новое безрадостное замужество с ненавистным ей касимовским ханом Шах-Али. Пленную царицу отправили к супругу в Касимов, обрекая тем самым на горькое существование. Скончалась Сююмбике в 1557 году. Ей было всего лишь 38 лет. 

Рубрики:  Легенды, притчи, мифы, истории, интересный мир!!!
Россия. Города. Культура
Метки:  
Понравилось: 11 пользователям

nadezhda_65   обратиться по имени Среда, 04 Сентября 2013 г. 23:13 (ссылка)
Спасибо! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Костарева   обратиться по имени Четверг, 05 Сентября 2013 г. 00:05 (ссылка)
Как трагично и какая история ! Зачиталась. Спвасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
0legin   обратиться по имени Четверг, 05 Сентября 2013 г. 09:18 (ссылка)
Благодарю! Я знал конечно эту историю) кто из казанцев её не знает) но прочитал с удовольствием)
И себе процитировал) Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Соланж_Гончарова   обратиться по имени Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 02:07 (ссылка)
Инночка, огромное спасибо, я с большим интересом изучаю материала такого характера.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку