-ћетки

ажурный узор акварель англи€ анекдоты анимаци€ букет букеты весна видеорецепт времена года выкройка в€зание крючком в€зание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет женский образ живопись животные жизнь зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт искусство кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масл€на€ живопись мастер-класс мастихин море мужчина и женщина музыка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание в€зани€ осенние пейзажи осень пейзаж пейзажи пионы платье подснежники поздравление от друзей позитив природа проза птицы пуловер рамочка весенн€€ рамочка дл€ стихов рамочка дл€ текста рамочка зимн€€ рамочка летн€€ рамочка осенн€€ рамочка с девушкой река розы ромашки с девушкой с днем рождени€ сад сирень сказка смешно снег современное искусство современные художники стихи схема в€зани€ схемка весенн€€ схемка в€зани€ схемки весенние счастье топ туника тюльпаны утро фото фоторецепт франци€ фрукты фэнтази холст цветы цитаты чувства юмор

 -–убрики

 -‘отоальбом

‘отоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. «арегистрироватьс€!

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “рииночка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.11.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 543255



— ј« ќ “ќћ,  ј  ћќ— ќ¬— »… ÷ј–№ »  ј«јЌ— јя ÷ј–»÷ј Ќј ћ”–ќћ— ќ… «≈ћЋ≈ √ќ—“»Ћ».

—реда, 04 —ент€бр€ 2013 г. 22:20 + в цитатник
÷итата сообщени€ Ѕогомолка

¬нимание - мой новый опус!
 

— ј« ќ “ќћ,   ј   ћќ— ќ¬— »… ÷ј–№  »  ј«јЌ— јя  ÷ј–»÷ј  Ќј  ћ”–ќћ— ќ…  «≈ћЋ≈  √ќ—“»Ћ».

—егодн€ в первые, жаркие дни июл€ наш город  уже привык готовитьс€ к пышным празднествам, посв€щенных пам€ти св€тых кн€зей  - ѕетру и ‘евронии. » мало кто теперь помнит, что в эту же летнюю пору несколько столетий назад на долю  ћурома выпали значимые исторические событи€.

3 июл€ 1552 года в нашем городе стали собиратьс€ московские войска »вана √розного идущие походом на  азань – здесь шла их переправа, через реку ќку. ¬переди цар€-полководца ждали жаркие битвы, триумф победы и новые земли, перешедшие под руку ћосквы. ј маленький городок ћуром – расцвет торговли, первые каменные храмы и визит знатной особы – казанской царицы —ююмбике.

2715353_0ce0d3601257 (700x619, 131Kb)

÷арица —ююмбике.

» пошел царь в поход.

Ќемало кровавых набегов пережила на своем веку земл€ муромска€. ј как же иначе, если семь с половиной столетий был наш город ћуром крепостью пограничной, охран€вшей восточные рубежи русского государства. ¬оевали наши предки и с племенами кочевников, и с соседним государством – ¬олжска€ Ѕулгари€, и конечно же с монголо-татарами. Ќо даже после свержени€ татарского ига не избавило нашу землю от набегов вражеских. ≈ще несколько дес€тилетий регул€рно вторгались казанские войска на территорию московского царства.

—ледует отметить, что только за первые дес€тилети€ XVIвека казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли.  ¬ основном страдали от набегов регионы Ќижнего Ќовгорода, ¬€тки, ¬ладимира,  остромы, √алича, ћурома, ¬ологды.

«ќт  рыма и от  азани до полуземли пусто было», — писал царь »ван √розный, о последстви€ нашествий.

Ќекоторое врем€ ћосква пыталась миром уладить конфликты с  азанью, но все дипломатические ходы не возымели действие. » вот осенью 1547 года пришлось русским войскам вз€тьс€ за оружие.

ѕервые два казанских похода (в 1547/48 и 1549/50 годах) нагл€дно продемонстрировали  азани силу московского войска, но все же  азань усто€ла.  ј летом 1552 года »ван √розный отправилс€ в новый поход.  » одним из сборных пунктов русских полков в этой компании стал город. ћуром.

ј в это врем€ в  азани…

ѕро казанские походы »вана √розного нам щедро вещают все учебники истории. ѕодробно и красочно они описывают сражени€, закладку новых крепостей, роль артиллерии при штурме города, подкопы под стены  азани и т.д.

 Ќо вот когда речь заходит о политических противниках русского цар€, то их повествование здесь довольно скупо. ƒавайте же попробуем сегодн€ разобратьс€ – а с кем же собственно говор€ воевал »ван √розный.

Ќадо сказать в то самое врем€ не все спокойно было в царстве  азанском.  ѕышный цвет придворных интриг, сопровождающийс€ частой смертью прав€щих особ, отнюдь не способствовал укреплению государства. » когда летом 1552 года русские полки форсировали ќку в старинном граде-ћуроме, вс€ власть в  азани оказалась в руках молодой и прекрасной женщины – царицы —ююмбике.  Ёто им€, что переводитс€ как «Ћюбима€ госпожа» дал сам казанский народ своей правительнице.

ќднако об этой достойнейшей даме нужно рассказать поподробнее. ¬едь недаром, с кем только еЄ не сравнивали – и с грозной степной амазонкой-воительницей, и с великими европейскими правительницами ћарией —тюарт, ≈лизаветой јнглийской, »забеллой  астильской, и с египетской  леопатрой, и с роковыми искусительницами гаремов турецких султанов вроде –оксоланы…

Ќа самом же деле истори€ —ююмбике такова.

»звестно, что она — дочь правител€ Ѕольшой Ќогайской ќрды ёсуфа. ¬ 1533 году он выдал еЄ замуж за 17-летнего ƒжан-јли — казанского хана.  ’от€ молодые были под стать друг другу, всЄ-таки это был брак по расчЄту. ≈сли верить донесению русского посла при ногайском дворе ƒ.√убина, —ююмбике жаловалась отцу, что "яналей царь еЄ не любит".

 ёсуф был оскорблЄн, но что он мог поделать? ѕо свидетельству того же √убина, ногайский правитель подстрекал казанцев к низложению ƒжан-јли. ¬о вс€ком случае в 1535 году хан был низложен казанской знатью, сослан в город »ски- азань, где в этом же году умер собственной смертью или был убит. —ююмбике осталась вдовой.

» что же ее ожидало после такого завершени€ замужества?!

јвтор "ќчерков истории  азанского государства" ћихаил ’уд€ков пишет: "¬ообще, ханские жЄны раздел€ли участь своих мужей — сопровождали их в изгнание за границу — в –оссию или в Ќогайские степи, а также в иноземную неволю. ѕосле смерти ханов-мужей их брали в жЄны брать€ и преемники последних… ћы знаем, что ханшам приходилось при этом переживать немало личных трагедий". 


ќднако судьба улыбнулась —ююмбике. ќна стала женой следующего казанского хана —афа-√ире€, который уже занимал престол в 1524-1531 годах — то есть перед ƒжан-јли, но был свергнут казанцами. “еперь к нему перешли от ƒжан-јли и ханство, и его жена. —уд€ по сохранившимс€ источникам, —ююмбике очень любила его. Ёто был мужественный и энергичный человек, решительный политический де€тель. ќн предприн€л несколько походов против ћосковского кн€жества, примирил различные политические партии. ѕо свидетельству " азанского летописца", —ююмбике была дл€ —афа-√ире€ не только женой, но и соратницей, единомышленником.

Ќо и это замужество «любимой госпожи» было не долгим - уже в 1548 году —афа-√ире€ не стало. ѕричем он погиб при  довольно странных обсто€тельствах — в результате несчастного случа€ в бане.

’ан умер, будто бы ударившись при купании в бане "во умывальный теремец главою своею", успев однако перед смертью отдать последние распор€жени€ и "приказать царьство меньшой царице своей". —ююмбике была младшей женой хана, так что это завещание правител€ имело дл€ нее огромное значение.

—ююмбике долго оплакивала кончину любимого мужа. ≈динственным утешением дл€ неЄ стал их двухлетний сын ”т€мыш-√ирей. »менно он после смерти —афа-√ире€ унаследовал власть в  азанском ханстве, а его мать в 1549 году становитс€ регентшей. ѕри жизни —афа-√ире€ в  азань было привлечено немало крымских татар, даже ханска€ гварди€ состо€ла из крымских татар. 

—тав во главе государства —ююмбике про€вила себ€ мудрой правительницей и быстро завоевала народную симпатию. ќна вз€ла на себ€ содержание мечети, где был похоронен —офа-√ирей, а так же провела некоторые реформы которые добавили попул€рности среди простого люда. —ююмбике освободила кресть€н, мелких ремесленников и торговцев от высоких налогов, за что получила «почетное» прозвище – «кресть€нска€ царица».

«аслуживает внимани€ и такой значительный поступок царицы. —ююмбике передала свою собственную библиотеку медресе (школе) при одной из мечетей  азани. ѕричем пользоватьс€ ей мог любой учитель и ученик из других медресе города.

 азанска€ башн€ и легенды о любви.

 огда молодому царю судьба выбирает в политические противники очаровательную правительницу, это часто сопровождаетс€ рождением красивых (и не очень) любовных историй. Ќе исключением стали дл€ народной молвы и »ван √розный с царицей —ююмбике.  ѕо сей день живет истори€ о том, что в свой поход русский царь отправилс€ не просто так, а ради прекрасных глаз казанской царицы.  

¬от что гласит эта старинна€ легенда, нагл€дной иллюстрацией к которой €вл€етс€ необыкновенна€ семи €русна€ башн€ в центре   азани.

ќднажды »ван √розный, прослышав о сказочной красоте царицы —ююмбике, прислал в  азань своих сватов. √орда€ красавица отказала в грубой форме русскому царю. “огда разгневанный жених пришЄл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если —ююмбике не согласитс€ выйти за него замуж, то он сотрЄт  азань с лица земли. 

÷арь »ван и царица —ююмбике.

2715353_e23101da7449 (446x700, 228Kb)

„тобы спасти жителей  азани, —ююмбике была вынуждена согласитьс€ выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню, которую русский царь за семь дней должен построить в  азани. ”слови€ царицы были прин€ты и началось спешное строительство.
¬ первый день положили первый €рус, во второй день – второй, в третий – третий....
  исходу седьмого дн€ башн€ была готова.

» началс€ свадебный пир. √ости пировали, а казанцы грустили. ќни понимали, что больше не увид€т —ююмбике – добрую госпожу.


¬о врем€ пира —ююмбике подн€лась на самый верхний €рус башни, чтобы в последний раз посмотреть на  азань. Ќо, гл€д€ на родной город, пон€ла, что не сможет покинуть его навсегда. –асплакалась и бросилась вниз головой.  “ак она погибла, не жела€ попасть в руки ненавистного цар€. ¬ пам€ть о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

ј вот и башн€. 

2715353_9 (525x700, 285Kb)

» еще один вариант - нагл€днее.

2715353_76984503_6 (600x482, 59Kb)

Ћегенда красива€, но она всего лишь народное предание. ¬ те годы царь »ван был счастлив в своем первом браке с јнастасией –омановой и еще не искал заморских невест. ј —ююмбике гор€чо любила своего погибшего мужа —афа-√ире€. » скорее всего она, распор€дилась построить знаменитую казанскую башню, отдава€ дань его пам€ти.  стати тело —афа-√ире€ покоитс€ в мавзолее р€дом с этим легендарным сооружением.

ћуромский след √розного цар€.

ѕереправа царских войск в ћуроме зан€ла немного времени. ќднако пам€ть об этом визите »вана √розного до сих пор запечатлена в прекрасных храмах украшающих улицы нашего города.

ѕребыва€ в ћуроме царь ходил по монастыр€м и храмам города, молилс€ местным св€тым о даровании ему победы и был просто-напросто поражен. ћол – как же так?! “акой древний город, с богатой историей, веками верой и правдой служивший ћоскве, а храмы-то в нем все дерев€нные.   

» тогда дал царь обет – еже ли падет  азань, он пришлет в ћуром своих мастеров-зодчих, дабы построили они в этом городе несколько каменных церквей. »ван √розный свое обещание сдержал.

ѕосле падени€  азани московскими каменщиками в ћуроме было построено п€ть храмов. ѕравда судьба их сложилась по разному.

√лавный храм ћурома – —обор –ождества Ѕогородицы, возведенный в центре нынешнего ќкского парка, был взорван в советское врем€.

“ака€ же участь постигла церковь Ќиколы ћожайского, что сто€ла некогда на площади Ѕел€кова по улице ѕервомайской.

Ѕлаговещенский собор и  озьмодемь€нска€ церковь изменили свой первозданный облик, так как были значительно перестроены. √лавный храм Ѕлаговещенского монастыр€, сильно пострадал в годы —мутного времени, и практически заново восстанавливалс€ в первые дес€тилети€ XVIIвека.

ј маленька€ церковь  озьмы и ƒемиана, что стоит на берегу ќки, и возведенна€ согласно легенде на месте царского шатра была отреставрирована уже в наши дни.

≈динственным из храмов, построенных в те годы в нашем городе московскими мастерами, сохранившим свой первозданный облик, стал —пасо-ѕреображенский собор – главный храм древнейшего муромского монастыр€.

¬от этот собор.

2715353_post50531246465495 (700x527, 97Kb)

—удьба царицы.

 онечно у многих читателей возникнет сейчас своевременный вопрос – а как же сложилась судьба —ююмбике после падени€  азани?

 Ќетрудно догадатьс€, что ее вместе с сыном ждала безрадостна€ участь почетных московских  пленников. ¬от как описывает арест —ююмбике очевидец тех событий, живший при ханском дворе, - автор " азанской истории"

"¬шед же к ней воевода с велможами казанскими в полату, и ста пред нею.., и рече ей слово тихо и честно, толком: "ѕоймана оси, волна€ царица казанска€.., буди готова скоро с нами пойти". ќна же разуме толком речь его и против отвещав слова сего, воспр€нув от высокого места своего царьского, на нем же сид€ше, и ста подцержима под руце рабын€ми е€, и умилно с тихостью отвещав: "Ѕуди вол€ божи€ и самодержьцева московскаго", и после заразис€ о руки рабынь, поддержащих ю, и пусти глас свой с великим плачем и подвизающе с собою на плач и то бездушное камение. » тако же и честны€ жены и красна€ девица в полате у не€ многоплачевный глас на град пущаше, и лица сво€ красны€ деруще, и власы рвуще, и руце и мышцы кусающе".

”знав про арест «любимой госпожи» - весьма попул€рной в народе, - горожане предприн€ли попытку прорватьс€ на ханский двор и освободить ее, однако были отбиты и разогнаны по домам. ÷арице было дано 10 дней на сборы, по истечении которых "поиде воевода из  азани, за ним же поведоша царицу из полат е€, во след его воеводы, несущи е€ под руце, а царевича, сына е€, пред нею несоша на руках пестуны его".

 ѕоплакав на могиле —афа √ире€ и простившись с  азанью, —ююмбике была посажена в возок и, провожаема€ "всем градом и народом грацким", привезена к стругам. —ама она идти уже не могла; ее перенесли на судно на руках и, "положиша... на... постели", отчалили. 

ѕуть царицы в почетную ссылку был долог. —начала везли ее на стругах до ћурома, где она задержалась на некоторое врем€. Ќадо сказать, что визит казанской царицы в наш город стал, не так известен истории, как пребывание в ћуроме русского цар€. ћожет быть это св€зано с некоторыми трагическими событи€ми. »менно здесь, тоску€ по родине, —ююмбике попыталась покончить с собой. —пас царицу неотлучно находившийс€ при ней сторож-пристав.

»з ћурома —ююмбике отправилась во ¬ладимир, а от туда в ћоскву, где ее ласково встретила јнастаси€ –оманова. Ќо здесь «любимую госпожу» ждал новый удар. ≈е разлучили с сыном, забрав мальчика из-под опеки матери. ¬ 1553 году последний казанский хан был крещен в „удовом монастыре и стал называтьс€ јлександр —афагиреевич. Ётому ребенку теперь предсто€ло неотлучно находитс€ при московском дворе, где он и скончалс€ в возрасте 20 лет.

—ююмбике же ждало новое безрадостное замужество с ненавистным ей касимовским ханом Ўах-јли. ѕленную царицу отправили к супругу в  асимов, обрека€ тем самым на горькое существование. —кончалась —ююмбике в 1557 году. ≈й было всего лишь 38 лет. 

–убрики:  Ћегенды, притчи, мифы, истории, интересный мир!!!
–осси€. √орода.  ультура
ћетки:  

ѕонравилось: 11 пользовател€м



nadezhda_65   обратитьс€ по имени —реда, 04 —ент€бр€ 2013 г. 23:13 (ссылка)
—пасибо! ќчень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ветлана_ остарева   обратитьс€ по имени „етверг, 05 —ент€бр€ 2013 г. 00:05 (ссылка)
 ак трагично и кака€ истори€ ! «ачиталась. —пвасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
0legin   обратитьс€ по имени „етверг, 05 —ент€бр€ 2013 г. 09:18 (ссылка)
Ѕлагодарю! я знал конечно эту историю) кто из казанцев еЄ не знает) но прочитал с удовольствием)
» себе процитировал) —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—оланж_√ончарова   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 —ент€бр€ 2013 г. 02:07 (ссылка)
»нночка, огромное спасибо, € с большим интересом изучаю материала такого характера.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку