Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» |
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
Наименование Богородицы «Неувядаемый Цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый Цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы относят к XVI - XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый Цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшем на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России.
Иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения. В них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" облачены в царские одежды. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, окруженной прообразовательными символами или без них.
Иконы Богоматери «Неувядаемый Цвет» в России
Вопросы возникновения, бытования и интерпретации иконографических сюжетов, появившихся в период позднего средневековья, в последние годы привлекают пристальное внимание исследователей, но вместе с тем многое в этой области еще недостаточно освещено в отечественной литературе. К числу малоизвестных можно отнести иконографию "Богоматерь Неувядаемый Цвет". Иконы Богоматери, имеющие название "Неувядаемый Цвет", отличаются друг от друга по иконографии, и те немногие, что прославились в России,— имеют различную историю. Помимо икон, в российских собраниях есть и гравюры с изображением "Богоматери Неувядаемый Цвет".
Изучение иконографии этого типа было предпринято греческим исследователем Д. Паллас. Он охарактеризовал иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" как поклонные и праздничные, связанные со службой Акафисту Богородице и появившиеся не ранее конца XVII века. До этого времени, несмотря на развитость акафистного цикла, специальных икон для службы Акафисту, по его мнению, не было, и первоначально служба проводилась перед иконами Богоматери "Одигитрия", "Умиление", "Млекопитательница". Местом возникновения и развития этого типа икон исследователь считает Константинополь, откуда они распространились по греческим землям и пользовались особой популярностью в Фессалониках. Д. Паллас отметил, что в 'Каноне благодарном" Иосифа Песнописца, который послужил основным литературным источником для рассматриваемой иконографии, эпитет "Неувядаемый Цвет" относится к Христу, в то время как в иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" эпитет в надписях адресован Богородице, и, таким образом, возникновение иконографии, по его мнению, связано с ошибкой в понимании эпитета. Д. Даллас привел как наиболее раннее изображение "Богоматери Неувядаемый Цвет" гравюру, исполненную в западном стиле, в венецианском издании Библия, называемая Новая Сокровищница (1612 г., греч.), в которой Богоматерь с Младенцем стоит на месяце, из головы Христа растут розы. Соединение западных элементов с темой Акафиста, по мнению этого автора, и дало новую иконографию, которая является продуктом иконографического творчества поствизантийской эпохи. Им указаны ранние православные иконописные изображения Богоматери с цветами. Первое из них датируется около 1700 года и представляет собой контаминацию иконографии "Богоматерь Живоносный Источник" и "Богоматерь Неувядаемый Цвет". Среди иконографических источников этого типа икон Богоматери автор называет католическую Rosencranzmadonna.
Рубрики: | Православие. Вера. Молитвы Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |