-ћетки

ажурный узор акварель акварельна€ живопись англи€ анимаци€ бабочки березы букеты весна видеорецепт времена года выкройка в€зание крючком в€зание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом животные жизнь жилет зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масл€на€ живопись мастер-класс мастихин море морской пейзаж музыка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание в€зани€ осенние пейзажи осенний пейзаж осень пейзаж пейзажи пионы платье поздравление от друзей позитив портрет природа птицы пуловер рамочка весенн€€ рамочка дл€ записей рамочка дл€ стихов рамочка дл€ текста рамочка зимн€€ рамочка летн€€ рамочка осенн€€ рамочка с девушкой реализм река рождество розы ромашки с девушкой с днем рождени€ сирень сказка снег современное искусство современные художники стихи схема в€зани€ схемка в€зани€ топ туника тюльпаны фото фоторецепт франци€ фрукты фэнтази холст цветы цитаты шали юмор

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии Ћичные фото
Ћичные фото
09:13 15.03.2019
‘отографий: 5
ѕосмотреть все фотографии серии ‘ото без Photoshop
‘ото без Photoshop
09:11 15.03.2019
‘отографий: 34
ѕосмотреть все фотографии серии ‘евраль на исходе
‘евраль на исходе
09:09 15.03.2019
‘отографий: 11

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “рииночка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.11.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 545023


√де же Ѕог в нашей современности?

ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 16:04 + в цитатник

√де же Ѕог в нашей современности?

√де же Ѕог в нашей современности?/4059776_x_742ea987 (604x503, 51Kb)

 ак молитьс€ Ѕогу, когда ќн €вно равнодушен к человеческой трагедии, когда ≈го нет в ней, когда ќн совершенно чужд ей?  ак молитьс€ Ѕогу,  отоpый укрылс€ в —воем небе и предоставл€ет человеку самому разбиратьс€ с ужасным ≈го даром, с дарованной »м нам свободой, за которую расплачиваемс€ мы, а ќн как бы умыл руки?

√де же Ѕог в нашей современности? ћне часто доводитс€ слышать: “Ќо как молитьс€ Ѕогу, когда ќн €вно равнодушен к человеческой трагедии, когда ≈го нет в ней, когда ќн совершенно чужд ей?  ак молитьс€ Ѕогу,  отоpый укрылс€ в —воем небе и предоставл€ет человеку самому разбиратьс€ с ужасным ≈го даром, с дарованной »м нам свободой, за которую расплачиваемс€ мы, а ќн как бы умыл руки?”ѕоставим перед собой эту проблему и посмотрим, действительно ли Ѕог устранилс€ или вина на нас, и мы не видим ≈го, мы не замечаем ≈го участие: оно совершенно особенного свойства, но оно полное, всецелое.

ƒл€ начала € хотел бы отослать вас к двум евангельским рассказам о буре на √енисаpетском озере. ќни построены в основном одинаково: ученики покинули один берег озера и направл€ютс€ к другому. Ќочью озеро охвачено бурей. ќни борютс€ со смертью, котора€ грозит им со всех сторон, котора€ силитс€ сломить хрупкую безопасность их лодки. » наконец они оказываютс€ лицом к лицу со своим отча€нием и с Ѕожественным присутствием, которое они не умеют распознать. “аков общий план. “епеpь что касаетс€ деталей: в первом рассказе мы видим их в лодке посреди бури; и в какой-то момент, когда силы их почти истощились, мужество покидает их, надежда колеблетс€, вдруг поверх бушующих волн, среди неукротимого ветра они вид€т, как ’ристос идет к ним – и не могут поверить, что это ’ристос. »м думаетс€, что это призрак, и они вскрикивают от ужаса.

ѕочему они думают, что это призрак? ƒа просто потому, что они не могут представить, что Ѕог,  отоpый есть Ѕог жизни, присутствует в сердцевине этой смертоносной стихии, окружающей их со всех сторон, что Ѕог,  отоpый есть гармони€ и красота и покой, находитс€ в самом центре разбушевавшейс€ природы. ќни не могут поверить, что Ѕог – там, где они вид€т лишь смерть, см€тение, опасность.

Ќе так ли мы поступаем каждый миг?  огда мы видим человеческие трагедии – личные, непосpедственно нас касающиес€, или трагедии большего масштаба, охватывающие некую группу, которой мы принадлежим: нацию, народ – разве мы не поступаем именно так? –азве мы не ставим под вопрос самую возможность того, чтобы Ѕог присутствовал в сердцевине трагедии? –азве мы не говорим: “√осподи, невозможно “ебе здесь быть, это призрак, это карикатура, это оскорбление “воей св€тости и истинному “воему присутствию; “еб€ здесь нет; если бы “ы был здесь, то водворилс€ бы мир, покой сошел бы, не было бы больше трагедии, не было бы больше проблемы… Ќе может быть, что “ы здесь!..”

¬торой рассказ рисует нам происход€щее несколько иначе, – веро€тно, это друга€ бур€. Ќа этот pаз ученики отплывают от берега не одни, ’pистос с ними. Ѕушует бур€, и ’pистос, утомившись, засыпает на коpме лодки. ќн спит, положив голову на возглавие, подушку. ”ченики в боpьбе, они бьютс€ с наступающей на них смеpтью, со смеpтью, окутывающей их отовсюду. ќни боpютс€ за спасение своей жизни, отстаивают безопасность, укpытие, пусть хpупкое, обманчивое, какое пpедставл€ет их лодка. » обессилев, теp€€ надежду, когда буp€ охватила их сеpдце, их душу, когда буp€ уже не вне их, но поколебала до глубин их самих, они обpащаютс€ ко ’pисту. » с чем же?

ќни не обpащаютс€ к Ќему с надеждой, котоpа€ пpевосходит их отча€ние, с увеpенностью, что ќн может в любой момент выпpавить любую ситуацию или пpидать смысл любой ситуации пpи всей ее тpагичности; они обpащаютс€ к Ќему с возмущением, с гоpечью: “Ќеужели “ебе дела нет, что мы гибнем?” √pеческий текст жесток, гpуб; они будто обpащаютс€ ко ’pисту со словами: “ебе безpазлично, что мы сейчас погибнем!.. ќни ≈го буд€т, тоpмошат ≈го. » даже не с мольбой, они не пpос€т ≈го о помощи. »х слова означают: “ебе безpазлично, “ы спишь, положив голову на подушку, “ебе-то хоpошо, удобно, а мы гибнем. “ак уж нет! ≈сли “ы ничего не можешь поделать, хот€ бы войди в нашу тpевогу, pаздели наш ужас, умpи с нами вместе сознательно!..

» ’pистос отстpан€ет их. ќн встает, не пpинима€ оскоpбление, ќн его отвеpгает: “ћаловеpы, долго ли ћне быть с вами?” » обpатившись к рассвирепевшему моpю, к pазбушевавшимс€ над озеpом ветpам, готов€щим погибель, ко всей этой буpе, котоpа€ остаетс€ вне ≈го, котоpа€ никаким обpазом не пpоникла в Ќего ни отча€нием, ни стpахом, ќн проливает на бурю —вое внутpеннее спокойствие и пpиказывает водам улечьс€, ветpам утихнуть – и на озеpо сходит покой.

Ќе это же ли самое мы пеpеживаем по отношению к человеческим ситуаци€м? —колько pаз нам случалось в личной или семейной тpагедии, пеpед лицом более обшиpных тpагедий наpодов и стpан, сказать: Ѕог-то в безопасности, ќн на —воем небе, спит, почивает, смотpит, как мы сpажаемс€ и бьемс€, ждет момента, когда битва окончитс€, когда сокpушатс€ наши кости, когда будут сокpушены и наши души и наступит момент, когда ќн будет нас судить – но до тех поp ќн остаетс€ вне тpагедии…

¬озможно, если вы очень уж «благочестивы», вам не хватает мужества выpазитьс€ такими словами; возможно, что-то в вас нашептывает эти слова, и вы отбpасываете их силой воли; и тем не менее, в хpистианском миpе сейчас беспpеpывно слышитс€: с Ѕогом что-то не в поp€дке, что-то не так, есть тpебующа€ pазpешени€ пpоблема… ¬от только pешаем мы пpоблему по пpимеpу апостолов; мы говоpим: “Ёто пpизpак! ќн не может быть в сеpдцевине тpагедии; ќн – √осподь миpа, поко€, не может быть √осподом буpи…” ћы говоpим: “≈му безpазлично! ќн наделил нас этой опасной, убийственной свободой, а pасплата за это пpедстоит нам…”

“ак вот, € хотел бы, чтобы вы немного подумали о том, какое место ’pистос – Ѕог во ’pисте – занимает в истоpии, будь то ограниченна€ истоpи€ человеческой души, личной судьбы, семейной гpуппы, или больша€, необъ€тна€ »стоpи€ всего космоса, так сказать. «а две тыс€чи лет, а может, и больше, до pождени€ ’pиста был человек, котоpый билс€ над пpоблемой Ѕога. «вали человека »ов; у него было сыновнее сеpдце, он не мог удовольствоватьс€ благочестивыми увещани€ми своих дpузей, считавших, что «Ѕог всегда пpав» и, следовательно, невозможно обвин€ть ≈го. »ов тpебовал, чтобы Ѕог пpедстал на скамье подсудимых, потому что не мог пон€ть ≈го.

¬ какой-то момент, о чем говоpитс€ в книге »ова в конце дев€той главы, он восклицает: √де тот, кто встанет между мною и —удьей моим, кто положит свою pуку на ≈го плечо и на мое плечо? √де тот человек, котоpый в этой встpече, в этом пpотивосто€нии, €вл€ющемс€ судом и смеpтью – смеpтью Ѕога, если человек ≈го осудит и отвеpгнет, смеpтью человека, если Ѕог его отвеpгнет и осудит – кто тот человек, котоpый сделает этот смелый шаг, такой шаг, котоpый поставит его в сеpдцевину ситуации, точку столкновени€ всех сил, точку наивысшей напp€женности? √де тот, котоpый встанет там и взгл€нет в лицо и обвинителю, и обвин€емому, кто будет защитником человека и опpавдателем Ѕога? √де тот, кто будет не пpосто посpедником, посланником, в pавной меpе безразличным к тому и дpугому, и попpобует установить компpомисс или соглашение между ними; нет, “от, кто встанет на это место, чтобы их соединить – и готов будет доpого заплатить за это?

»ов чувствовал, что это неpазpешимое напp€жение между Ѕогом,  аким ќн виделс€ ему в пеpеживаемой им тpагедии, и Ѕогом,  акой ќн есть в pеальности, не могло быть pазpешено пpосто идеологической диалектикой, pечами его дpузей, котоpые объ€сн€ли ему, почему пpав Ѕог.  огда дpузь€ говоpили ему: “ы, видно, согpешил! – он спpаведливо отвечал: Ќет, € не гpешил – не в том смысле, как мы говоpим, будто никогда не делали зла, а: € никогда не отлучилс€ от Ѕога, € никогда не отвеpг Ѕога, € никогда не восстал пpотив Ѕога – почему ќн ополчилс€ на мен€?.. ќн не мог пpин€ть и того, как выступали за Ѕога его дpузь€, будто всемогущий Ѕог впpаве поступать по —воему пpоизволу. Ќет, такого Ѕога он не мог пpин€ть, потому что такого Ѕога нельз€ уважать, ≈му нельз€ поклон€тьс€ с благоговением, ≈му нельз€ служить люб€щим сеpдцем.

ќн еще не знал, что пpоизойдет, но знал: что-то должно пpоизойти, иначе эта т€жба – Ѕог пеpед судом человека и человек пеpед судом Ѕога – неpазpешима.

—пуст€ несколько столетий пpоизошло то, чего он ожидал, о чем мечтал помимо вс€кой надежды: —ын Ѕожий стал —ыном „еловеческим… Ќашелс€ человек, – „еловек »исус ’pистос, как называет ≈го апостол ѕавел,  отоpый вместе с тем был Ѕогом ∆ивым, “ем, в  ом полнота Ѕожества была €влена, вошла в миp в человеческой плоти.

» затем ќн сделал этот шаг: ќн вступил в самую сеpдцевину ситуации, более того: ќн —ам стал этой ситуацией, потому что в Ќем Ѕог и человек оказались ≈ƒ»Ќџ, и тpагеди€, в котоpой лицом к лицу сошлись Ѕог и »ов, сгустилась в одной человеческой личности и в одном Ѕожественном Ћице: в „еловеке, свободном от гpеха, но  отоpый в акте полной, ничем не огpаниченной солидаpности с падшим человеком стал не только пpокл€тым, осужденным, но кл€твой (см. √ал 3: 13). ќн встал пеpед Ѕогом в полной солидаpности с человеком – и от того умеp. ќн встал пеpед человеком в полной солидаpности с Ѕогом – и вместе с Ѕогом ќн был отвеpгнут, осужден умеpеть на  pесте… ¬от место, какое занимает √осподь.

» когда мы говоpим об этих двух обpазах буpи, точка, где в этой буpе √осподь, не точка «поко€», это точка, где сталкиваютс€, встpечаютс€, пpотивосто€т все pазличные напp€жени€ »стоpии, весь ужас взаимной ненависти, все то, что мы называем гpехом, то есть последстви€ pаздленности человека от Ѕога и человека от своего ближнего. ќн в той точке, котоpую можно бы назвать центpом циклона – не в месте поко€, а в месте pавновеси€, возникающего от максимального напp€жени€ и столкновени€. ƒа, наш Ѕог – не такой Ѕог,  отоpый ушел на небо и ждет момента судить живых и меpтвых; это Ѕог,  отоpый стал солидаpен с нами настолько, что это повергает в ужас.

»значально, с пеpвого твоpческого акта Ѕог св€зал —вою судьбу с нашей: твоpческий акт, Ѕожественное —лово, —лово, пpоизнесенное Ѕогом и из  отоpого по€вл€ютс€ одна за дpугой, в новизне, в пеpвой свежести, в изумленности, все ≈го тваpи, – это —лово создает отношение между Ѕогом и человеком. » это отношение ответственное, это не пpосто Ѕожественное действие, последстви€ котоpого веpнутс€ к Ѕогу лишь позднее. ¬ духовном тексте pусского сpедневековь€ описываетс€ ѕpедвечный —овет, пpедваpивший —отвоpение; вот как выpажает свое видение этот великий духовный писатель. ќтец, обpаща€сь к —ыну, говоpит ≈му: «—ын ћой, создадим человека по Ќашему обpазу и подобию». – «—оздадим его»,– отвечает —ын. «—ын ћой,– пpодолжает ќтец, – этот человек отвеpнетс€ от Ќас, впадет в гpех, и чтобы восстановить в нем пеpвоначальный обpаз, “ебе пpидетс€ стать человеком и умеpеть с ним». – «ѕусть будет так, ќтче», – отвечает —ын. » Ѕог создал человека. .. –азумеетс€, этот текст – не —в€щенное ѕисание, это обpаз, но он указывает нам нечто; он указывает, как ÷еpковь в какой-то момент и на пpот€жение веков вопpин€ла тот факт, что Ѕог не сотвоpил миp в момент безуми€, ослеплени€, безответственности, а что ќн несет полную ответственность за —вой акт.

» эта ответственность пpоступает все €снее и €снее на пpот€жении »стоpии. ”же в ¬етхом «авете, в библейской истоpии мы видим беспpеpывно пpо€влени€ этой незpимой солидаpности Ѕога с человеком: человек отвоpачиваетс€ от Ѕога, – Ѕог не отвоpачиваетс€ от человека; человек оказываетс€ пpедателем – Ѕог остаетс€ веpным; человек пpедаетс€ пpелюбодейству – Ѕог остаетс€ веpным: это все библейские обpазы.

» в наконец, когда пpишла полнота вpемен, эта солидаpность наиболее совеpшенно пpо€вл€етс€ в ¬оплощении —ына Ѕожи€,  отоpый становитс€ —ыном „еловеческим; и это не пpосто солидаpность извне, будто с дpугом, она становитс€ таким единством, что человек и Ѕог оказываютс€ св€занными одной судьбой, неpазpывно. ћожно было бы сказать, что Ѕог обpетает бывание во вpемени и в пpостpанстве и общую с человеком судьбу, и вместе с тем человек в таинстве ¬оплощени€ пpевосходит, пpеодолевает вpем€ и пpостpанство и уже вступает в тайну вечности, пpишедшей в Ћице “ого,  то есть јльфа и ќмега, начало и конец всего.

Ќо задумаемс€ на миг о солидаpности ’pиста.  ак далеко она идет?  ого она обнимает?  ого она охватывает?  ем она овладевает, чтобы спасти его?  огда мы думаем о человечестве ’pиста, мы посто€нно говоpим: ƒа, ќн уподобилс€ нам, ќн pодилс€, pос, ќн испытывал голод и жажду, ќн уставал, ≈го окpужала любовь и ненависть; ќн отзывалс€ pадостью или гоpем – и в конечном итоге, ќн умеp… » нам поpой кажетс€, что высшее пpо€вление этой солидаpность – ≈го смеpть. Ќа самом деле, эта пpедельна€ солидаpность включает нечто еще большее.

¬ы, навеpное, помните, как апостол ѕавел нам говоpит, что смеpть – расплата за гpех: гpех как pазделенность от Ѕога. —меpть – pезультат этой pазделенности; никто не может умеpеть, если не познал эту pазделенность. » пpедельна€ тpагеди€, высша€ тpагеди€, благодаp€ котоpой мы можем благоговеть пеpед нашим Ѕогом и уважать ≈го, в том, что pади того, чтобы pазделить нашу судьбу, ќн пpин€л даже и это. ¬спомните кpик, котоpый ќн испустил на  pесте, самый тpагичный вопль »стоpии: «Ѕоже ћой! Ѕоже ћой! «ачем “ы ћен€ оставил?» ¬ Ќем как бы померкло сознание ≈го Ѕожества, и в этом “метафизическом обмороке” —ын „еловеческий раздел€ет ужасную судьбу человека, который потер€л Ѕога и от этого умиpает; ќн осталс€ без Ѕога…

“у же мысль мы выpажаем уже не словами ≈вангели€, а в теpминах јпостольского —имвола веpы, когда говоpим , что ’pистос «сошел в ад». јд, о котоpом идет pечь, не дантовское место мучений; это более ужасный ад ¬етхого «авета, шеол, место, где Ѕога нет, место pадикального ≈го отсутстви€… ƒа, ’ристос потеp€л Ѕога из солидаpности с человеком – и ќн сходит туда, куда сход€т все люди: в окончательную и полную пустоту pазлученности. ќн сходит туда как человек, но вместе со —воим человечеством вносит туда полноту Ѕожественого пpисутстви€; и ада, как его понимал древний »зраиль, больше нет.

» тогда мы можем пон€ть, что означает эта солидаpность: ќн согласилс€ пpин€ть на —еб€, подъ€ть, усвоить —ебе не только физическую смеpть, но глубинную пpичину этой смеpти, а именно, потеpю Ѕога; можно было бы сказать, употpебл€€ слово в его этимологическом значении, – атеизм, безбожие… ¬идите, как далеко идет эта солидаpность: не только Ѕог соедин€етс€ с человеком, не только ќн не делает pазличи€ между добpыми и злыми – теми, кого общество пpинимает и кого оно отбpасывает, – ќн соглашаетс€ усвоить —ебе сеpдцевину человеческого ужаса, отсутствие Ѕога, чтобы быть с нами в самой глубине этого отсутстви€. ќн не только в сеpдцевине »стоpии, ќн в сеpдцевине кл€твы… » слова, за сотни лет до того написанные автоpом псалмов:  уда убегу от лица “воего? Ќа небесах пpестол “вой; в ад ли? но и там “ы еси… дл€ дpевних евpеев звучали невозможностью, потому что дл€ них шеол именно означал «место, где Ѕога нет» – как может ќн быть там, где ≈го нет?.. » вот ќн там: как „еловек, ќн пpин€л отсутствие, как Ѕог, ќн уничтожил это отсутствие. ¬ таком случае не кажетс€ ли вам, что мы можем относитьс€ к Ѕогу не как к “ому,  отоpый нас пpедал, оказалс€ невеpен, Ѕогу,  отоpого невозможно уважать, а как к Ѕогу,  отоpого мы можем уважать от всего сеpдца?

Ќо если мы хотим молитьс€ ≈му в истоpической буpе, будь то личной или всеобщей, мы должны пpисоединитьс€ к Ќему там, где ќн есть; а то, что мы делаем, уже до нас пытались сделать апостолы: они пытались остатьс€ в своей хpупкой ладье и не pисковать жизнью вне ее. “о же самое делаем мы в нашей столь же хpупкой ладье – в ÷еpкви; мы пытаемс€ остатьс€ под ее защитой от буpи и в лучшем случае пpизываем к себе тех, кого она закpутила, кого она сломила, и говоpим: »дите к нам; если бы вы были с нами, вы не были бы в этом безумии pазбушевавшейс€ стихии… Ќо человек пpекpасно знает, что хpупка€ цеpковна€ ладь€ – и € говоpю не о ÷еpкви с большой буквы, € говоpю о наших жалких, духовно бедных человеческих общинах, – не €вл€етс€ местом полноты ѕpисутстви€ и победы… ѕpимеp тому, обpаз – слова ѕетpа, когда он увидел, услышал, что ’pистос говоpит: Ёто я! – и отозвалс€: ≈сли это “ы, повели, чтобы € пpишел к “ебе по волнам – и пошел. » пока он думал лишь о ’pисте, к  отоpому шел сpеди бушующих волн, он шел; когда он вспомнил о себе и об опасности смеpти, он стал тонуть. –азве не точно так же мы относимс€ к »стоpии и к Ѕогу?

ѕоpой, да, мы делаем этот смелый шаг и выходим за пpеделы той хpупкой защищенности, на котоpую мы возложили надежду; а потом мы спохватываемс€, что защиты нет, и забываем, что единственна€ защита – это ∆ивой Ѕог,  отоpый все деpжит в —воей pуке.

Ѕог в сеpдцевине истоpии, Ѕог с каждым, кто стpадает; ќн глубже, чем кто-либо из нас, осознает стpадание, потому что может измеpить его глубину так, как мы не в состо€нии ее измеpить. » в таком случае, € думаю, ќн впpаве задать нам вопpос. ¬ы, навеpное, помните конец книги »ова: когда »ов в итоге оказываетс€ лицом к лицу с Ѕогом, Ѕог не отвечает ему, ќн не объ€сн€ет ему подpобно —вое отношение к стpаданию, к смеpти, к жизни, к тому, как разворачиваютс€ человеческие тpагедии. Ѕог поступает иначе: ќн ставит »ова пеpед лицом всей тайны “воpени€ и вопрошает: √де ты был, когда все это по€вилось ћоим деpжавным словом? √де была тво€ мудpость? √де была тво€ сила, где был твой pазум?  ак ты можешь тепеpь судить ћен€, когда “еб€ не было пpи начале ћоих дел?..

Ќо ќн говоpит нам не только это; об этих ≈го словах можно было бы сказать, если пpо€вить поменьше «благочести€», чем мы часто пpо€вл€ем, что это отговоpка, лазейка дл€ Ѕога, один из доводов, котоpые может пpивести Ѕог и на что нам нечего возpазить… Ќо ќн ставит и дpугой вопpос: √де ты, обвин€ющий ћен€, стоишь в тpагедии »стоpии? “ы ћне говоpишь, что не можешь молитьс€, потому что ћен€ там нет; а ты? “ы-то где?

» тепеpь € скажу немного на тему заступничества – что оно подpазумевает. —pеди тpагедии »стоpии мы обpащаемс€ к Ѕогу; случилась ли беда с нашим дpугом, или что-то касающеес€ непосpедственно нас, или более общие событи€ в пpостpанстве и вpемени, поpой мы обоpачиваемс€ к Ѕогу и говоpим: “√осподи, пpиди, помоги, помоги!”

ќчень часто наше заступничество этим и огpаничиваетс€; если выpазитьс€ более жестко, сн€в с нашей молитвы налет благочести€, мы пpосто сказали: “√осподи, € заметил много неладного в том миpе, котоpый “ы создал, а “ы как будто не обpащаешь на это никакого внимани€; взгл€ни, √осподи — в »ндии голод, в ѕеpсии землетp€сение; пpоисходит pеволюци€, есть концентpационные лагеp€, есть смеpть, стpадание, стpах, насилие, жестокость: что “ы со всем этим делаешь?”

–азве не так мы часто поступаем, когда ходатайствуем за кого-то? –азве наше заступничество не сводитс€ часто пpосто к тому, что мы пpизываем Ѕога и напоминаем ≈му о том, что ќн должен был бы сделать? «аступничество состоит не в этом; заступничество не состоит в том, чтобы напоминать Ѕогу, что ќн забыл —вои об€занности. «аcтупничество, пpедстательство на западных €зыках – напpимеp, по-фpанцузски intercession – пpоисходит от латинского слова, котоpое значит сделать шаг, котоpый пpиведет вас в центp ситуации: то, что € описал недавно в отношении »ова, что составл€ет суть ¬оплощени€. ¬от в чем заступничество; оно начинаетс€ с действи€, а не с pечей. ’pистос – ’одатай, ѕеpвосв€щенник всего миpа именно потому, что, став человеком, ќн €вилс€ «аступником, и изнутpи этой ситуации может в чистоте —воего совеpшенного человечества и в силе —воего Ѕожества, как —ын „еловеческий и —ын Ѕожий, вознести —вою молитву к ќтцу.

Ќо когда молимс€ мы, не слышим ли мы в ответ, как пеpедает »сай€ в шестой главе своего пpоpочества, что Ѕог восседает на —воем пpестоле и говоpит:  ого ћне послать?.. „асто ли нам случалось, любому из нас, услышав, даже как бы издали, из глубин совести, словно шепот, голос Ѕожий, – часто ли нам случалось ответить: “¬от €, √осподи, пошли мен€! ѕошли мен€ в сеpдцевину этой ситуации; € войду туда, € встану там, € пойду и останусь там, пока она длитс€. Ќе столько, сколько хватит моего теpпени€, не до того момента, когда эта ситуаци€ покажетс€ мне слишком болезненной, – € останусь там до тех поp, пока обе стороны находитс€ в ней, в солидаpности, от котоpой € не отpекусь”

„асто ли с нами так было? Ќе очень-то! –азве что вы бесконечно более выдающиес€ люди, чем те, кого € встpечаю изо дн€ в день; € честно скажу от своего имени, как и от вашего: не часто… ј тогда в чем же заключаетс€ наше заступничество? √де мы стоим? “епеpь Ѕог мог бы задать нам вопpос: ты говоpишь, что не можешь молитьс€, потому что не знаешь, где я? я – в √ефсиманском саду; я – там, где ћен€ пpибивают ко  pесту; я умиpаю, я жажду; я испускаю вопль всей тваpи, котоpую ты, человек, в особенности – ты, хpистианин, пpедал: Ѕоже ћой! Ѕоже ћой! «ачем “ы ћен€ оставил? я умиpаю на  pесте. ј ты, – ты-то где? я хотел бы тепеpь дать вам пpимеp, котоpый одновpеменно иллюстpиpует положение, какое мы должны бы занимать, чтобы быть в состо€нии молитьс€, если хотим молитьс€, и заповедь, котоpую несет мо€ ÷еpковь:

 огда мы думаем об апостолах, о св€тых, мы вообpажаем, что это были люди настолько исключительные, настолько глубоко отличные от нас; но обpатимс€ к смутным годам чужестpанного втоpжени€ и гpажданской войны в –оссии. ¬ небольшом пpовинциальном гоpодке, котоpый только что пеpешел из одних pук в дpугие, молода€ женщина лет двадцати п€ти с двум€ маленькими детьми оказалась в ловушке: ее муж пpинадлежит к пpотивоположному лагеpю, она не сумела вовpем€ бежать, она скpываетс€, наде€сь, что наступит момент, когда ослабнет внимание тех, кто ищет смеpти ее и детей, и она сможет попытатьс€ убежать. ¬ стpахе пpоходит день, за ним ночь, еще день; к вечеpу втоpого дн€ двеpь лачуги, где она пp€четс€, откpываетс€, и входит молода€ женщина, соседка ее лет, пpоста€, ничем не выдающа€с€ женщина из наpода. ќна спpашивает: “¬ы така€-то?” » мать со стpахом отвечает: “ƒа”. – “¬ас обнаpужили, сегодн€ ночью за вами пpидут, чтобы pасстpел€ть, вам надо бежать”. ћать, гл€д€ на детей, отвечает: “ уда € пойду? — детьми не убежишь, они не могут идти быстpо и далеко, нас сpазу узнают!”. » эта соседка, незнакома€ в пpедыдущее мгновение, вдpуг пеpестает быть пpосто соседкой, она становитс€ тем великим, величественным, что ≈вангелие называет «ближним», самым близким, настолько, что никого нет столь же близкого; эта женщина становитс€ ближней дл€ матеpи и говоpит: “¬ас не будут искать – € останусь здесь вместо вас…” » мать возpажает: “Ќо вас pасстpел€ют!” – “ƒа,– отвечает та, – но у мен€ нет детей”. » мать с детьми уходит, но пеpед тем задает ей вопpос: “ ак теб€ зовут?” » все что нам известно о ней, о ее пpошлом, о ее конкpетной pеальности – это ее им€: Ќаталь€.

я это передал вам не пpосто как pассказ, хот€ он очень точно иллюстpиpует, что такое акт заступничества, а не пpосто заступническа€ pечь. я не стану пытатьс€ вообpазить, что же пpоисходило в эту ночь; € пpосто хотел бы пpовести некотоpые паpаллели, котоpые, как мне кажетс€, допустимы.

—пускаетс€ ночь, осенн€€ ночь, все более холодна€, сыpа€, окутывающа€ одиночеством; и эта молода€ женщина, одна, отpезанна€ от всех, ничего не может ожидать ни от кого, кpоме смеpти, она стоит пеpед лицом надвигающейс€ смеpти, смеpти, котоpа€ никак ей не пpинадлежит; она молода€, она жива€, и убить собиpались не ее.

¬спомните √ефсиманский сад: там тоже в ночи, холодной, темной ночи, на pассто€нии от дpузей, котоpые от усталости и печали уснули, был „еловек, тоже молодой, тpидцати с небольшим лет,  отоpый ожидал гp€дущей смеpти, ждал, что будет убит за дpугих, потому что ќн согласилс€ на смеpть, чтобы человек, его дpуг, каждый отдельный человек: вы, €, и ты, и она, и мы, и они – чтобы все ушли из этой ночи, котоpа€ деpжала ≈го пленником. » мы знаем из ѕисани€: ’pистос в этой ночи плакал пеpед —воим ќтцом. ћы знаем ≈го ужас, знаем обpащение к ќтцу, знаем о кpовавом поте, знаем, что в невыносимом одиночестве пеpед лицом гp€дущей смеpти ќн обpатилс€ к ученикам – все ли сп€т, нет ли хоть одного? – и осталс€ один пеpед лицом собственной смеpти, котоpа€ была чужой смеpтью: чужа€, невозможна€, бессмысленна€ смеpть.

¬от пеpвый обpаз: Ќаталь€ была в той же ситуации, никакой pазницы, она была на месте ’pиста. Ќе pаз, должно быть, Ќаталь€ подходила к двеpи, смотpела и думала: ƒостаточно откpыть ее – и € уже не «о€, € снова Ќаталь€, мне не гpозит смеpть, никто мен€ не тpонет… – но она не вышла.

ћожно измеpить этот стpах, напр€жение этого ужаса, если вспомнить двоp у дома  аиафы: ѕетp – камень, ѕетp, кpепкий ученик, сказавший ’pисту, что не отpечетс€ от Ќего, если и все отpекутс€, что пойдет с Ќим на смеpть, – ѕетp оказываетс€ лицом к лицу с молодой женщиной, служанкой, и достаточно этой служанке сказать ему: “» ты был с Ќим…” – как ѕетp отвечает: “Ќет, € не знаю этого человека…” – и отходит; и это повтоp€етс€, и еще pаз он кл€твенно говоpит, что не имеет ничего общего с осужденным; и после этого, обеpнувшись, встpечаетс€ взоpом со ’pистом… Ќаталь€ тоже могла бы отpечьс€ и сказать: Ќет, € не умpу, € отказываюсь, выхожу на свободу – но она этого не сделала. Ёта хpупка€ женщина двадцати с небольшим лет сумела высто€ть там, где вс€ человеческа€ кpепость ѕетpа оставила его.

  тому же, эта молода€ женщина не pаз, веpо€тно, спpашивала себ€, не напpасно ли она умиpает. ”меpеть pади того, чтобы спаслась эта женщина и ее дети – да! Ќо кака€ чудовищна€, тpагическа€ бессмыслица, если и их схват€т, и ее pасстpел€ют!.. ¬спомните человека, котоpого —в€щенное ѕисание называет величайшим сpеди pожденными женами: »оанна  pестител€. ¬ конце жизни, также сто€ пеpед лицом надвигающейс€ смеpти, »оанн  pеститель посылает двоих своих учеников спpосить у ’pиста: “ы ли “от,  отоpого мы ожидали, или надо было ждать иного?..

—колько тpагизма в этой фpазе, котоpа€ кажетс€ важным вопpосом дл€ него, как и дл€ нас, но вопpосом столь тpагичным дл€ него. ќн умpет; ќн умpет, потому что был ѕpедтечей и ѕpоpоком и  pестителем ’pиста, и пеpед лицом гp€дущей смеpти вдpуг охватывает его сомнение: не ошибс€ ли €? „то, если “от,  ого € возвещал, еще не пpишел, что, если “от, о  ом € свидетельствовал от имени Ѕога – не Ётот?..

“огда бессмысленны все годы непосильного подвига в пустыне, и отpечение от себ€, pади котоpого ѕисание называет его «гласом вопиющего в пустыне», не пpоpоком, говоp€щим от имени Ѕожи€, но голосом Ѕожиим, звучащим чеpез человека, котоpый настолько отождествилс€ с этим голосом, что уже неважно, »оанн это или дpугой, говоpит только Ѕог – и тепеpь эта гp€дуща€ смеpть: если »исус из Ќазаpета – “от, тогда все это имело смысл делать; но если это не ќн, тогда »оанн обманут —амим Ѕогом…

» так же, как Ќаталь€, окутанна€ в этой ночи молчанием и одиночеством, ѕpоpок не получает никакого ответа, веpнее, получает ответ ѕpоpока: “ѕойдите и скажите »оанну, что вы видели – слепые пpозpевают, хpомые ход€т, нищие благовествуют; блажен, кто не соблазнитс€ о ћне”. ¬ темнице, где его ждет смеpть, он должен встать пеpед лицом всего своего пpошлого и своего насто€щего, всей своей смеpти – в одиночестве, в деpжавной ответственности человека во всем величии этого слова.

Ќаталь€ тоже не получила никакого ответа. “епеpь-то € мог бы ей сказать, что «о€ спаслась, что дет€м уже за п€тьдес€т лет, многое мог бы сказать еще – тепеpь; но она этого никогда не узнала и в течение ночи была pасстpел€на.

¬от акт заступничества, вот что позвол€ет Ќаталье не в благочестивых pечах, но всем своим существом воззвать: «√осподи! —паси их! ¬озьми мою жизнь, но отдай ее дpугим!» » действительно, эту жизнь они пpин€ли, но не вpеменную, не жалкую, кpатковpеменную человеческую жизнь. ќни получили от нее еще нечто. ¬ы помните то место у апостола ѕавла, где он говоpит: ”же не € живу, но живет во мне ’pистос… “ак вот, эта женщина и ее дети говоpили мне: “ќна умеpла нашей смеpтью, и вот уже п€тьдес€т лет мы пытаемс€ жить ее жизнью, жить в меpу Ќатальи…”

Ѕог мог бы поставить нам вопpос – и вопpос этот был бы таков: “ы, обвин€ющий ћен€ в том, что ћен€ нет, – где ты сам? —тоишь ли ты вне тpагедии, гл€д€ на нее со стоpоны и восклица€: Ѕога нет, где же ќн, куда ќн смотpит?.. »ли ты там, в сеpдцевине тpагедии?.. ≈сли бы ты был там (мог бы сказать √осподь), люди увидели бы, что там – я, потому что ты – частица, живой член ћоего “ела, частица всецелого ’pиста. “вое пpисутствие было бы ћоим пpисутствием. “вое отсутствие заслон€ет ћое pеальное пpисутствие. “вое место – в сеpдцевине тpагедии, и если бы ты сто€л там, ты сумел бы молитьс€. “ы не молишьс€, ты не в состо€нии молитьс€, потому что теб€ там нет. “ы не в состо€нии молитьс€ √осподу буpи, и поэтому создаешь себе ложный покой и ложную успокоенность…

¬от в чем вс€ пpоблема: в той ситуции, где мы находимс€, в »стоpии, как и в нашей частной жизни, мы обвин€ем Ѕога! Ѕог нас не обвин€ет, но лишь с гpустью задает нам вопpос: √де ты?.. Ѕыть может, вы помните pоман польского писател€, котоpый, пpавда, скоpее известен моему поколению, чем более молодым люд€м, «Quo vadis?», “ амо гр€деши?” Ёто истоpи€ из вpемен самого пеpвого гонени€. —паса€сь от него, ѕетp уходит из –има; у гоpодских воpот он встpечает ’pиста и спpашивает ≈го: Quo vadis, Domine?  уда идешь, √осподи?.. » ’pистос отвечает: »ду в –им умеpеть с ћоими бpать€ми, потому что ты их оставил… ¬от как ставит нам вопpос √осподь.

«аступничество – да, pеальность, молитва – pеальность, но она pеальность только тогда, когда €вл€етс€ ответственной, вовлеченной позицией, «ангажиpованностью». ћы все вpем€ говоpим о вовлеченности: политической, общественной, всевозможной, но сами мы безответственны; мы то включаемс€ ответственно, то безответственно отходим; включаемс€ на вpем€, как можно нан€тьс€ на какой-то сpок! ј затем, когда мы устали стpадать, мы говоpим тому, кто в сеpдцевине стpадани€: ѕpодолжай, а € отдохну; когда усталость пpойдет, € веpнусь поддеpжать теб€… Ѕог так не поступает!

я хотел бы дать вам еще один пpимеp. „еловек, котоpого € знал близко, котоpый оказал на мен€ опpеделенное вли€ние в молодости, во вpем€ немецкой оккупации был схвачен и отпpавлен в концентpационный лагеpь. ќн веpнулс€ оттуда чеpез четыpе года. ѕpи пеpвой встpече € спpосил его: “„то вы вынесли из лагеp€?” ќн ответил: ““pевогу”. ћен€ это поpазило, потому что он был человеком кpепкой веpы, сильным человеком; и € пеpеспpосил: “¬ы хотите сказать, что потеp€ли веpу?” » он ответил: “Ќет; но видишь ли, пока € был в лагеpе и подвеpгалс€ жестокост€м, насилию, € сознавал, что Ѕог дает мне власть пpощать. ¬ любое мгновение € мог сказать: √осподи, пpости! они не знают, что твоp€т… ¬ любое мгновение € мог сказать: √осподи, “ебе больше нечего взыскать с них, € пpостил им в “вое им€. ј тепеpь € на свободе; те, кто нас так мучил, когда-то встанут пеpед судом Ѕожиим, и € хотел бы всем существом воззвать к Ѕогу: «ѕpости!» Ќо как ќн может мне веpить? я больше не стpадаю…”

¬от человек зpелый, не геpой, он был человек жесткий, тpудный, т€желый, от котоpого нельз€ было ожидать каких-то мистических поpывов. ќн сумел молитьс€, потому что был в сеpдцевине дpамы. ћы не в состо€нии молитььс€ – мы на беpегу моp€ и пpосим Ѕога спасти тонущую лодочку. ≈сли бы нам хватило мужества самим вз€тьс€ за дело, мы сумели бы молитьс€, мы были бы там же, где наш ’одатай, ѕеpвосв€щенник всей тваpи, ’pистос. Ќаше пpизвание в этом.

ћожет быть, вы мне скажете, что обpазы, котоpые € выбpал, слишком велики дл€ нас. –азумеетс€, кто из нас подобен Ќаталье или этому человеку, о котоpом € говоpил, кто из нас действительно в меру обpаза ’pистова! Ќо если мы не таковы, значит, мы невеpны своему пpизванию, потому что мы пpизваны быть живыми членами “ела ’pистова. ѕатpиаpх јлексей ћосковский (—иманский; † 1970 – –ед.) как-то в ответ на вопpос, почему в –оссии не боpютс€ за большую свободу дл€ ÷еpкви в советском обществе, ответил: ѕотому что ÷еpковь – не бюpо пpопаганды, ÷еpковь – “ело ’pистово, ломимое за спасение своих гонителей… ћы – это “ело, либо мы изменники. »ного выбоpа нет. ћы должны быть пpисутствием ’pиста, по пpимеpу Ќатальи, по пpимеpу этого человека – в малом и в великом, все pавно.  огда кто-то унижает вас и вы не в состо€нии пpостить, когда кто-то вас обидел, и вы не можете пpостить, когда у вас напp€женные отношени€ в той небольшой человеческой сpеде, котоpа€ вас окpужает, и вы не умеете pазp€дить это напp€жение – здесь-то и начинаетс€ пpоблема заступничества, и здесь же она pазpешаетс€.

ћы никогда не сможем молитьс€, кpоме как под воздействием —в€того ƒуха, хpамами  отоpого мы пpизваны быть, и не только местом вселени€, но откpовением, пpо€влением, си€нием ≈го в миpе.

Ќаше пpизвание – стать пpичастниками Ѕожественной пpиpоды, – (это слова апостола ѕетpа из его послани€), стать не пpосто вообще детьми Ѕожиими, но, по слову св€того »pине€ Ћионского, в ≈диноpодном —ыне, в  отоpом мы, действием ƒуха —в€того, едины, стать единоpодным сыном Ѕожиим.

” нас нет выбоpа; либо мы пpинимаем свое хpистианское пpизвание, либо мы должны его отвеpгнутьс€. ¬ таком случае, набеpитесь мужества – набеpемс€ мужества! – ставить Ѕога под вопpос и пон€ть, где ≈го место и что ќн такое. » будем готовы, что Ѕог может поставить нас под вопpос, и пpизнаем собственную тpусость, свое пpедательство, свое отсутствие. » изнутpи этой ситуации, где Ѕог окажетс€ опpавданным в наших глазах, а мы окажемс€ осужденными, мы найдем, в акте пока€ни€, путь к соединению с Ќим, и тогда сможем вознести свой голос, воздеть pуки, устремитьс€ душой к Ѕогу в заступническом действии по обpазу ’pиста, а не в порыве, котоpый будто стремитс€ пpотивостать “неспpаведливости” Ѕожией – что мы так часто пытаемс€ сделать.

ћитрополит —урожский јнтоний

ѕравославие и ћир

√де же Ѕог в нашей современности?/4059776_23db70aead69 (640x480, 83Kb)

–убрики:  вопрос батюшке
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 30 пользовател€м

Ipola   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 16:22 (ссылка)
’рани теб€ Ѕог, »нночка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mara-Marushka   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 16:40 (ссылка)
»нночка,доброго вам вечера и с праздником,от души!!!!!
 артинка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
TimOlya   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 16:54 (ссылка)
’рани, Ѕог теб€ и твою семью !—пасибо »нночка !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
solo2012   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 16:56 (ссылка)
Ѕог,можно сказать,оставил нас сиротами,»нночка!—пасибо тебе за предоставленный материал!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Madam_Irene   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 17:20 (ссылка)
— интересом прочитала, спасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
хаверочка   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 18:13 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ ћ»Ћјя!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћариса_¬оронина   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 19:15 (ссылка)
»нночка, сразу все не пон€ть, очень сложно, такой материал надо перечитать еще раз... —пасибо тебе большое!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
IrinaUl   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 19:17 (ссылка)
—пасибо, »нночка...’рани нас всех господь.

— наступающим —тарым Ќовым годом!
јх, этот —тарый Ќовый год!
ќн шанс второй нам всем дает!
Ќа этот раз все сбудетс€,
» счастье не заблудитс€!
ѕускай свершитс€ чудо вдруг,
”дачи пусть сомкнетс€ круг!
Ћюбви вам, вдохновени€,
«доровь€ и терпени€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
пантерочка_888   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 19:20 (ссылка)
 ак все точно подмечено ћитрополитом, это актуально во все времена. —пасибо тебе большое,ты еще раз этой статьей нам напомнила об этом!

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Miss_Astra   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 19:53 (ссылка)
—пасибо, »нночка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Valya6827   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 январ€ 2014 г. 21:39 (ссылка)
—пасибо, »нночка, за интересный материал. ’рани теб€ √осподь.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Akmaya   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 январ€ 2014 г. 05:04 (ссылка)
—пасибо, »нночка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
милена50   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 январ€ 2014 г. 20:56 (ссылка)
....мы найдем, в акте пока€ни€, путь к соединению с Ќим, и тогда сможем вознести свой голос, воздеть pуки, устремитьс€ душой к Ѕогу... —ложно воспринимаетс€ все, даже , когда через сердце пропускаешь. Ќаставник нужен.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“рииночка   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 январ€ 2014 г. 21:12 (ссылка)
ƒрузь€ мои! Ќайдите врем€ прочитать, подумать и даже задуматьс€...
 ак жаль, что всех интересует только рецептики и в€зание... ћне очень жаль..............
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку