-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии Ћичные фото
Ћичные фото
09:13 15.03.2019
‘отографий: 5
ѕосмотреть все фотографии серии ‘ото без Photoshop
‘ото без Photoshop
09:11 15.03.2019
‘отографий: 34
ѕосмотреть все фотографии серии ‘евраль на исходе
‘евраль на исходе
09:09 15.03.2019
‘отографий: 11

 -ћетки

ажурный узор акварель акварельна€ живопись англи€ анимаци€ бабочки березы букеты весна видеорецепт времена года выкройка в€зание крючком в€зание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом животные жизнь жилет зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масл€на€ живопись мастер-класс мастихин море морской пейзаж музыка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание в€зани€ осенние пейзажи осенний пейзаж осень пейзаж пейзажи пионы платье поздравление от друзей позитив портрет природа птицы пуловер рамочка весенн€€ рамочка дл€ записей рамочка дл€ стихов рамочка дл€ текста рамочка зимн€€ рамочка летн€€ рамочка осенн€€ рамочка с девушкой реализм река рождество розы ромашки с девушкой с днем рождени€ сирень сказка снег современное искусство современные художники стихи схема в€зани€ схемка в€зани€ топ туника тюльпаны фото фоторецепт франци€ фрукты фэнтази холст цветы цитаты шали юмор

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “рииночка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.11.2010
«аписей: 44659
 омментариев: 353094
Ќаписано: 545023


»коны Ѕожией ћатери ЂЌеув€даемый ÷ветї

¬торник, 24 ‘еврал€ 2015 г. 01:11 + в цитатник

»коны Ѕожией ћатери «Ќеув€даемый ÷вет»

ћолитва к ѕресв€той Ѕогородице перед ≈€ иконой, именуемой "Ќеув€даемый цвет" ќ, ѕресв€та€ и ѕренепорочна€ ћати ƒево, надеждо христиан и прибежище грешным! «ащити всех в несчасти€х к “ебе прибегающих, услыши стенани€ наша, приклони ухо “вое к молению нашему. ¬ладычице и ћати Ѕога нашего, не презри требующи€ “вое€ помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Ѕуди нам ћать и ѕокровительнице, вручаем себе милостивому покрову “воему. ѕриведи нас грешных к тихой и безм€тежней жизни; да оплачем грехи наши. ќ, ћати ћарие, наша преблага€ и скора€ «аступнице, покрый нас —воим ходатайством. «ащити от врагов видимых и невидимых, ум€гчи сердца злых людей, воздающих на нас. ќ, ћати √оспода “ворца нашего! “ы корень девства и неув€дающий цвет чистоты и целомудри€, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. ѕросвети наши душевны€ очи, да видим пути правды Ѕожи€. Ѕлагодатию —ына “воего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимс€ от вс€ки€ беды и напасти и оправданы будем “воим пречудным заступлением на страшном суде —ына “воего. ≈муже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. јминь.

»зображение может служить иллюстрацией к словам молитвы: "“ы еси корень девства и неув€даемый цвет чистоты". —ложный иконографический извод, в основе которого лежит јкафист Ѕогоматери. ќна представлена в царской короне с процветшим скипетром в руке, р€дом на престоле ћладенец ’ристос также в царском облачении. ÷веты символизируют девство Ѕогородицы. ѕослуживший литературной основой иконографии "Ѕогоматерь Ќеув€даемый ÷вет" " анон благодарный" »осифа ѕеснописца, вход€щий в состав ѕостной “риоди,  анонников, ѕравильников и јкафистников, был издавна и широко известен. Ќо, несмотр€ на это, композици€, восход€ща€ к нему, возникла только в конце XVII века, когда иконографическое творчество в православном регионе было чрезвычайно интенсивным и нередко находилось под определенным воздействием западной культуры. ƒревнейша€ и наиболее чтима€ русска€ икона Ѕогоматери "Ќеув€даемый ÷вет" прославилась в московском јлексеевском девичьем монастыре. ≈е первое упоминание относитс€ к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше. Ќ. –оманский, автор книги о монастыре, св€зывает происхождение этой иконографии с јфоном и датирует икону предположительно XVII веком, когда,— как он пишет,— в русской иконографии стали изображать Ѕогоматерь с непокрытой головой, что прежде не бывало. »кона јлексеевского монастыр€ имела сложную иконографию, подробно описанную Ќ. –оманским. Ќа переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Ѕогоматери) — Ѕогомладенец во весь рост, босой, правой рукой ќн облокачиваетс€ на левое плечо Ѕогоматери, в левой ≈го руке — скипетр; голова Ѕогоматери склонена к ћладенцу, на ≈е не покрытой мафорием голове — венец, в правой руке — ветвь, обвита€ лентой с надписью: "÷вете Ќеув€даемый! –адуйс€, едина проз€бша€ €блоко благовонно! –адуйс€, благоухание сладчайшего ÷ар€!" —права от Ѕогоматери — корзина с цветами. ¬низу вирши:  то речет, €ко плодов небо не имеет. —е от небесной ветви €блоко, ’ристос здесь есть.  о сей ветви, людие, скоро притецыте, яблоко небесно пожизненно приимите.

1. ”тверждают, что происхождение иконы „Ќеув€даемый цвет“ св€зано с јфоном: по склонам —в€той горы росли цветы-бессмертники, считавшиес€ символом чистоты. Ќо тогда почему на подавл€ющем большинстве икон относ€щихс€ к исследуемому типу изображены лилии? 2. ѕо€вление самой иконы в ћосковском царстве относ€т к XVII – XVIII векам. » туда икона, очевидно, попала через паломников. “ак же установлено, что наиболее древний образ, относ€щийс€ к типу икон Ѕожией матери „Ќеув€даемый цвет“ упоминаемый в исторических документах, относитс€ к XVIII столетию и что он находилс€, по€вл€етс€ в ћосковском —в€то-јлексиевском монастыре, сто€вшим на месте позже построенного храма ’риста —пасител€. —ам это образ не сохранилс€, но остались его многочисленные копии – «списки». “ак же надо сказать, что икона Ѕожией матери «Ќеув€даемый цвет» €вл€етс€ по своему типу как бы сказать дальнейшим развитием традиционного «греческого письма», посравнении с традиционными византийскими канонами иконописи.

»конописцы, создава€ образ Ѕогоматери "Ќеув€даемый ÷вет", обращались помимо " анона" и к текстам —в€щенного ѕисани€, к творени€м отцов церкви, ко всему корпусу традиционных литературных сочинений. ¬ ѕесни песней, источнике вдохновени€ гимнографов —редневековь€, в соответствии с толковани€ми св€тых ќтцов, к ћарии относ€тс€ пророческие слова о "«везде, €вл€ющей —олнце", "живом «апечатанном »сточнике", "¬ертограде «аключенном". ¬азоны с цветами, процветший жезл — это своего рода знаки –а€, "¬ертограда". ѕолисемантический образ "вертограда", попул€рный в христианской литературе и поэзии, в данном случае выступает в своем устойчивом значении атрибута Ѕогородицы,  отора€ "на земли была... ¬ертоградом ради ненарушенного девства" (јнтоний –адивиловский). ¬еро€тно, на сложение иконографии оказали воздействие и "—лова" на –ождество Ѕогоматери »оанна ƒамаскина и јндре€  ритского. “ак, на иконе из голутвинской церкви Ѕогоматерь и —паситель изображены в царских облачени€х, обильно украшенных золотом. ¬ "—лове на –ождество Ѕогоматери" »оанн ƒамаскин воспевает Ѕогоматерь, "облеченную благолепием добродетелей, как златоткаными одеждами". «латотканые одежды ћарии ("в ризах позлащенных оде€нна, преиспещренна", ѕс. 44) и ћладенца, расположение ћарии одесную от —пасител€ со склоненной к Ѕожественному —ыну головой ("приклони ухо “вое") рождают €вные аллюзии с древней иконографией "ѕредста ÷арица". Ќа двух болгарских и одной афонской иконах, которые принадлежат тому же иконографическому типу, Ѕогоматерь как бы поддерживаетс€ облаком. ќбраз облака, который был св€зан в новозаветной традиции с ћарией: "“€ ќблак легок древле зрит просвещаем ƒухом ѕророк »сай€, на Ќем же седе славы √осподь",— вспоминает и јндрей  ритский в его "—лове на –ождество Ѕогоматери".

ќтдельна€ тема у ƒимитри€ –остовского — ƒева — ѕрестол херувимский. "ƒева Ѕогородица есть ’ерувим, ибо в Ќей ’ристос почил телом. —воим, и на пречистых руках ≈€ Ѕог воссел, как на престоле: ƒева стала ѕрестолом херувимским". Ётот аспект, издавна пон€тный и соотносимый с любой иконой ћарии с ћладенцем, теперь получает, как уже отмечалось, буквальную интерпретацию. —ложна€ композици€ иконы "Ѕогоматерь Ќеув€даемый ÷вет" со временем практически исчезает. ¬ XIX веке подобные иконы встречаютс€, как правило, в упрощенном виде. ѕримером может служить небольша€ икона XIX века из собрани€ ÷ентрального музе€ им. јндре€ –ублева, повтор€юща€ чудотворную из јлексеевского монастыр€: в ней сохранены своеобразна€ поза ћладенца, опирающегос€ на плечо ћарии согнутой рукой, ≈го царское оде€ние. —овершенно ина€ иконографи€ представлена во второй чудотворной иконе того же названи€, котора€ находилась в церкви ”спени€ Ѕогородицы на ћогильцах и, веро€тно, не дошла до нашего времени. ѕо записанному в сочинении ‘. Ћовцова преданию, икона "Ѕогоматерь Ќеув€даемый ÷вет" была принесена с јфона прихожанину церкви ћалевскому-ћалевичу в 1865 году, почиталась как чудотворна€. — этой иконы и был сделан список дл€ храма ”спени€ в ћогильцах. »конографи€ чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени јлексеевской св€тыни. ѕо описанию Ћовцова, на ней ћари€ восседает на престоле, правой рукой поддержива€ ћладенца, сто€щего на цветке, который вырастает из-под ног Ѕогоматери. ” ћладенца в правой руке держава, лева€ прижата к груди. ” ћарии в правой руке — цветы лилии. ќба они представлены в царских венцах. ¬енец над Ѕогоматерью держат јнгелы. ѕразднование иконе происходило 31 декабр€. “очной иконографической аналогией этому чудотворному образу €вл€етс€ икона первой трети XIX века из ÷ентрального музе€ им. јндре€ –ублева.

ќбразцом дл€ икон этого типа, возможно, послужили или иконы, восход€щие к гравюрам, или непосредственно гравюры. ¬ 1820 году тщанием двух афонских иеромонахов, —тефана и Ќеофита (учеников известного монаха-энциклопедиста Ќикодима —в€тогорца), италь€нским мастером ƒжанантонио ƒзуль€ни была исполнена гравюра, причем это было уже второе подобное изображение, первое относитс€ к XVIII веку. ћастер был св€зан с греческой общиной в ¬енеции. ≈стественно, что исследователи отмечали в гравюре вли€ние италь€нской манеры. Ёта гравюра с каталожным описанием опубликована в  аталоге православной духовной гравюры 1665-1899 гг. ƒ. ѕапастрату. ≈ще одна чудотворна€ икона этой иконографии прославилась в  адомском ћилостиво-Ѕогородицком монастыре. ¬ ней были свои особенности, среди которых главна€ — полуфигура »оанна ѕредтечи над головой —пасител€. »зображение Ѕогоматери в этой иконе по€сное. »кона была привезена из √рузии и подарена затем семьей Ѕогдановых монастырю. »кона пользовалась особым почитанием у —ерафима —аровского. ¬ чудотворной иконе этого же названи€ из г.  унгура полуфигурное изображение Ѕогоматери как бы покоилось на гирл€нде цветов. јналогична€ икона, поновленна€, как следует из надписи на ней, известным мстерским иконописцем и реставратором я. ¬. “юлиным в 1891 году, есть в собрании “реть€ковской галереи. ѕрототип третьего варианта иконографии 'Ќеув€даемого ÷вета" находитс€ также в афонской гравюре и опубликован ƒ. ѕапастрату. ќн несколько более позднего времени и далеко ушел от древнего образа. ¬ сложении этого варианта "Ќеув€даемого ÷вета" западна€ Rosenkranzmadonna сыграла наиболее очевидную роль.

»кона Ѕожией ћатери «Ќеув€даемый ÷вет» »кона Ѕогоматери «Ќеув€даемый ÷вет» с небольшими изменени€ми повтор€ет чудотворный образ из ћосковского јлексеевского девичьего монастыр€. Ётот образ €вл€лс€ древнейшим и наиболее чтимым среди прославленных в –оссии икон этой иконографии. ¬ насто€щее врем€ его местонахождение неизвестно. ѕервое упоминание об этой иконе относитс€ к 1757 году, но скорее всего она находилась в јлексеевском монастыре и раньше. ѕразднование образу «Ќеув€даемый ÷вет» происходило 3 апрел€. »конографи€ этого образа возникла в XVII веке на јфоне. ќсобое распространение она получила в XIX в. ¬ –оссии иконы Ѕогоматери «Ќеув€даемый ÷вет» встречаютс€ с XVIII в. »кона “реть€ковской галереи относитс€ к наиболее древнему типу, восход€щему к неизвестной нам афонской св€тыне, созданной под определенным вли€нием западной иконографической традиции. ¬ основу этой сложной аллегорической композиции положены ветхозаветные прообразы Ѕогоматери, эпитеты, вошедшие в богородичную гимнографию. ¬ центре иконы изображены Ѕогоматерь и ћладенец ’ристос, облаченные в царские ризы, украшенные золотом. ’рам, на фоне которого представлены ћари€ и ’ристос, — это образ «палаты ÷ар€ всех»; престол, за которым расположены Ѕогоматерь и на котором стоит —паситель — знак близости ƒевы к престолу Ѕожию, а сама ќна есть «престол и чертог царствующего». ¬округ Ѕогоматери с ћладенцем помещены солнце, луна, звезда, кадило, свеча и другие изображени€, €вл€ющиес€ символами ћарии. ѕроцветший жезл в руках Ѕогоматери — это напоминание еще об одном прообразе ѕресв€той ƒевы в ¬етхом завете — жезле из корени »ессеева. ¬азоны с цветами, цветущие ветви в этой иконографии пр€мо св€заны с именованием Ѕогоматери «÷ветом Ќеув€даемым».

»кона Ѕожией ћатери «Ќеув€даемый ÷вет» Ќаименование Ѕогородицы «Ќеув€даемый ÷вет» восходит к канону »осифа ѕеснописца. ј происхождение иконы «Ќеув€даемый ÷вет» св€зано с јфоном: по склонам —в€той горы росли цветы-бессмертники, считавшиес€ символом чистоты. ѕо€вление этой иконы относ€т к XVI - XVII векам. Ќа –усь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. ќдин из первых почитаемых списков иконы «Ќеув€даемый ÷вет» по€вл€етс€ в ћосковском —в€то-јлексиевском монастыре, сто€вшем на месте храма ’риста —пасител€ в начале XVIII столети€. ¬еро€тно, в это же врем€ или несколько ранее такие же иконы по€вл€ютс€ в других храмах ÷ентральной и ёжной –оссии. Ѕольшинство из них было привезено с јфона. –усские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко. » в наши времена этот извод Ѕогородичных икон не часто встретишь. ј в старину юноши и девушки носили такой образок на груди, чтобы ÷арица Ќебесна€ помогла им сохранить целомудрие. ќб этом же и в тропаре читаем: «ќ, ћати √оспода “ворца нашего! “ы еси корень девства и неув€даемый цвет чистоты и целомудри€, пошли помощь нам, немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами».

»кона Ѕожией ћатери «Ќеув€даемый ÷вет» ѕроисхождение иконы «Ќеув€даемый цвет» св€зано с јфоном: по склонам —в€той горы росли цветы-бессмертники, считавшиес€ символом чистоты. ѕо€вление этой иконы относ€т к XVI - XVII векам. Ќа –усь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. ќдин из первых почитаемых списков иконы «Ќеув€даемый цвет» по€вл€етс€ в ћосковском —в€то-јлексиевском монастыре, сто€вшим на месте храма ’риста —пасител€ в начале XVIII столети€. ¬еро€тно, в это же врем€ или несколько ранее такие же иконы по€вл€ютс€ в других храмах ÷ентральной и ёжной –оссии. Ћ. ѕ. “арасенко в своей интернет-статье пишет: изучение иконографии этого типа было предприн€то греческим исследователем ƒ. ѕаллас. ќн охарактеризовал иконы "Ѕогоматерь Ќеув€даемый ÷вет" как поклонные и праздничные, св€занные со службой јкафисту Ѕогородице и по€вившиес€ не ранее конца XVII века. ƒо этого времени, несмотр€ на развитость акафистного цикла, специальных икон дл€ службы јкафисту, по его мнению, не было, и первоначально служба проводилась перед иконами Ѕогоматери "ќдигитри€", "”миление", "ћлекопитательница". ћестом возникновени€ и развити€ этого типа икон исследователь считает  онстантинополь.

»кона Ѕожией ћатери «Ќеув€даемый ÷вет» Ќа самой иконе «Ќеув€даемый цвет» и многочисленных ее списках ѕресв€та€ Ѕогородица держит —воего Ѕожественного —ына на правой руке, а в левой руке у Ќее – цветок белой лилии. Ётот цветок символически знаменует неув€даемый цвет девства и непорочности ѕречистой ƒевы, к  оторой так и обращаетс€ —в€та€ ÷ерковь: «“ы еси  орень девства и Ќеув€даемый ÷вет чистоты». “ут же в разных православных календар€х можно прочесть, что на жаль "врем€ по€влени€ в –оссии этого образа неизвестно. », что "название «Ќеув€даемый ÷вет» св€зано с песнопени€ми, посв€щенными Ѕогоматери. Ќа некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы. —писки иконы «Ќеув€даемый цвет» («Ѕлагоуханный цвет») прославились в ћоскве, ¬оронеже и других местах –усской ÷еркви. ѕри вы€снении вопроса происхождени€ иконы «„Ќеув€даемый цвет“ если только руководствоватьс€ данными православных сайтов или книгами типа „ѕравославный календарь на...“ то вырисовываетс€ следующа€ картина.

 ондак 2 ќ, ѕресв€та€ ƒево ћарие, помыслы греховными и делы студными, долу приклонены есмы, сердце наше холодом жизни объ€то, очи от€гщены греховным сном. Ќо “ы, о, ÷вете Ќеув€даемый, омый нас росою утренней, согрей нас солнцем любви и милосерди€. ѕодыми нас, о ¬ладычице, от праха земнаго ко √осподу, да принесем ≈му смиренное моление сие наше и вопием ≈му: јллилуиа. »кос 2 јрхангел √авриил послан бысть от Ѕога во град √алилейский Ќазарет и принесе “и, о, ѕречиста€ ƒево, св€тое благовестие, глагол€: "–адуйс€, Ѕлагодатна€, √осподь с “обою! “ы бо обрела еси благодать у Ѕога". ћы же, недостойнии, зр€ще величие таковое, во смирении сердца взываем: –адуйс€, Ѕлагодатна€ в женах; –адуйс€, обретша€ благодать у Ѕога и паче ангел возвеличенна€. –адуйс€, €ко зачала еси —ына, »же наследит престол ƒавида - отца ≈го; –адуйс€, —вет неугасимый во тьме сердцам возжегша€. –адуйс€, счасть€ вечнаго двери нам отверзающа€. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.  ондак 3 ¬ скорбех м€темс€, в суете и печали жити€ своего дни проводим. Ќо ты, о Ѕлагословенна€, освети души наша —воим благовестием, наполни сердца наша смирением. ƒа приклоним главы наша, речем: "—е раби √осподни, да будет нам по воли “воей!" “ебе же, о ÷вете Ќеув€даемый, и от “ебе рожденному всечасно поем: јллилуиа. »кос 3 ¬о дни же ты€ текла еси ћариам во град »удов и вниде в дом «ахариин, и целова ≈лисавет. » услыша ≈лисавет целование ћариино, и исполнис€ ≈лисавет ƒуха —в€та, и возопи гласом велиим глагол€: "ќткуда мне сие, да прииде ћати √оспода ћоего ко мне!" ќ, ѕречиста€ ƒево! ѕосети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхани€ наша €ко дым кадильный ко престолу ¬севышн€го, да от полноты благодарнаго сердца поем тебе сице: –адуйс€, €ко призре √осподь на смирение рабы —вое€; –адуйс€, €ко ублажат “€ вси роди. –адуйс€, €ко сотвори “и величие —ильный; –адуйс€, »сточниче жизни и безсмерти€. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.  ондак 4 ќ, ÷вете Ќеув€даемый! ќ,  расото благоуханна€! ѕосети нас в скорбной земной юдоли нашей, умоли —ына “воего, да сохранит нас от вс€кой беды и печали, гнева и воздыхани€, да ниспошлет нам мир в сердца наша; да дарует нам, елико просим у Ќего, комуждо по своей потребе и покрыет нас —воею неисчерпаемою милостью. ћы же, чающе “воего всесильнаго заступлени€, величаем душою нашего √оспода и вопием ≈му: јллилуиа. »кос 4 ѕастырем, стрегущим стражу нощную, јнгел √осподень благовествова радость велию: €ко родис€ ’ристос √осподь во граде ƒавидове, ¬ифлееме, повит и в €слех положен. ќ, ѕречиста€ ћати, рождша€ —ына “воего ѕервенца, приими от нас сицева€: –адуйс€, ƒево Ѕогородице, €ко “обою возси€ мирови —вет разума незаходимый; –адуйс€, звездо, путь нам во тьме указующа€. –адуйс€, «аре, таинственнаго дне; –адуйс€, душ наших возрождение. –адуйс€, в скорбех верное прибежище и скора€ ѕомощнице; –адуйс€, Ћили€ райска€. –адуйс€, ƒево всепета€; –адуйс€, √олубице кротка€, ћилостиваго рождша€. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.

 ондак 5 —е гр€дет ÷арь мира: —е ∆ертва тайна€ совершаетс€; јнгели поют на небесех: "—лава в вышних Ѕогу!" –ождаетс€ —паситель мира. ’ристос приходит - велика€ Ѕожественна€ тайна. Ѕог €вилс€ во плоти, и мы недостойнии раби, отложив вс€кое житейское попечение, со јнгелы богославословим во страсе и радости, €ко пастыри и €ко волсви, поклон€емс€ “ебе, о, Ѕогомати, и “воему Ѕожественному —ыну непрестанно зовем: јллилуиа. »кос 5 —е праведный —имеон прииде духом в церковь и прием ќтроча »исуса на руки свои, и благослови Ѕога, и рече: "Ќыне отпущаеши раба “воего, ¬ладыко, по глаголу “воему, с миром!" ј “ебе, о ћати ћарие, оружие пройдет душу, €ко откроютс€ от многих сердец помышлени€. ћы же, спасеннии “обою, вопием: –адуйс€, ѕреблагословенна€, в радость печаль велию привод€ща€; –адуйс€, любви и нежности ћатерински€ вечный  ладезю. –адуйс€, ћати Ѕога нашего, величайши€ радости и величайшую скорбь о —ыне —воем претерпевша€; –адуйс€, ÷арице мира. –адуйс€, плачущим Ќадеждо и ”тешение.

 ондак 6 ќ, ѕреблага€ ћати ћарие! — бурей и гневом вздымаетс€ житейское море, глубокие бездны разверзлись и готовы нас поглотити: сердце наше трепещет, омрачена наша радость, но “ы, о  ротка€ и ћилостива€, умоли —ына “воего; да поможет нам, скорбным и сирым, в печалех наших; да укротит м€тежные волны греховных страстей; да отвратит от нас вс€кую беду и опасность; да научит нас, како соблюсти ≈го вечную правду. ј при кончине жизни наше€ укажи нам тихую пристань и сподоби нас с —имеоном Ѕогоприимцем возопити: "Ќыне отпущаеши раба “воего, ¬ладыко!" ѕомози же нам, о Ќеув€даемый ÷вете! Ќе остави нас и спаси зовущих Ѕогу: јллилуиа. »кос 6 ќтроча раст€ше и крепл€шес€ духом и благодатию; и “ы, о ћати ≈го, с любовию слагала вс€ глаголы о —ыне в сердце —воем. —корбна и печальна ищуще ≈го и в дружине, и во сродницех и знаемых, егда возвращашес€ с празднества »ерусалимскаго и с радостию велию обретши ≈го, в церкви сед€ща посреде учителей, иже дивл€хус€ и ужасахус€ о Ѕожественнем ≈го разуме. ќ, ѕречиста€  ротосте наша! ќ, —ладчайшее сердце, любовию весь мир согревающее! ”слыши нас, вопиющих “и такова€: –адуйс€, Ѕожественнаго —ына любовию возрастивша€. –адуйс€, —ердце сладчайшее, любовию согревающее наша хладны€ души. –адуйс€, –уководительнице мудра€ родительских сердец; –адуйс€, —тено нерушима€ нашим чадом и отроком. –адуйс€, сирым и безпомощным ѕокров и ѕрибежище в скорбех; –адуйс€, целомудри€ и девства ’ранительнице. –адуйс€, мужем кротким путь честный и правый указующа€; –адуйс€, ум€гчение злых сердец. –адуйс€, умиление благих. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.

 ондак 7 "„адо! „то сотвори нам?" - “ако вопрошаше —ына —воего - »исуса и удивл€€с€; зр€ще ≈го сед€щим в храме посреде прегордых и суемудрых первосв€щенников иудейских, Ѕожественный –азум, Ѕожественное откровение им открывающего. ќ, снизойди же, ¬себлага€ ћати, и к нашим чадом: помолись о них —ыну “воему и Ѕогу нашему, да откроет им —вет истиннаго Ѕогопознани€; покрый их краем “воего благоуханнаго покрова; наши сыны и дщери просвети светом разума; укрепи их силы телесны€ и душевны€; соблюди их в страсе Ѕожием, в послушании родителем и в чистоте душевней сподоби их возрасти на славу Ѕогу и на счастье земли отце в наших. ќ, —ветильниче любве неугасимый, умасти их елеем милости “вое€; согрей их кротостию очей “воих; осени их ризою —воего ћатеринства. ќ, ÷вете Ќеув€даемый! — крепкою верою, непоколебимою надеждою и великим сокрушением сердца, припадши к ногам “воим, непрестанно вопием Ѕогу: јллилуиа. »кос 7 ’одатаице тепла€ за род прелюбодейный и грешный! ѕо глаголу твоему на браке в  ане √алилейстей —ын “вой и Ѕог наш сотвори начаток знамением и претвори воду в вино. ”проси же, о ћатерь Ѕожи€, и ныне —ына “воего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повиты€ ложью, обидой и слезами, - в радость возрождени€, в счастье любве и правды; да укрепит в нас начало Ѕожественнаго —вета - источник чистый ƒуха - Ѕога —в€таго, “риединаго. ¬се же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. ќ, „истото недос€гаема€ и ћилосердие неизреченное! ѕриклони ухо “вое к молитве нашей и сподоби нас звати сице: –адуйс€, лучезарный —вете любве и всепрощени€; –адуйс€, сосуде Ѕожественный вечнаго блаженства. –адуйс€, за всех нас усердна€ пред √осподом ћолитвеннице; –адуйс€, нужды наша скоро ко престолу Ѕожию вознос€ща€. –адуйс€, €ко по глаголу “воему —ын “вой творит знамени€, дару€ радость человеком. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.

 ондак 8 Ћюбви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посе€ны в сердце людское. Ѕрат возстает на брата, чада на родители и родители на чада. ќ, ћилосердый Ѕоже!  то оскверни дивную жатву “вою, кто все€ среди пшенице плевелы и волчцы? √нев “вой праведен, уже и секира при корне, но се к “ебе припадает ћатерь “во€, усердна€ «аступница мира. ќ, величайша€ Ћюбве и благоуханнейшее сердце! ќтврати от нас гнев Ѕожий, за грехи наша, праведно на нас движимый; укрепи люб€щи€ нас, да не поколеблет их ни гонение, ни врем€ лютое; вразуми ненавид€щих нас и твор€щих нам напасть; прости врагов наших, не ведущих что твор€т, см€гчи гневное сердце их и озари их мрак светом любви ’ристовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раска€ние. ќ, ÷вете благоуханный! —осуды наши пусты, еле€ добрых дел несть у нас и светильники веры нашей от бури житейской угасают. ”милосердис€ же над нами: наполни сердца наши веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно с умилением поем Ѕогу: јллилуиа. »кос 8 ¬есь быв в нижних и ¬ышних никакоже не отступивший, Ѕожественный ”чителю; бол€щи€ исцел€вший, мертвы€ воскресавший, прокаженны€ очищавший, весь мир наполн€ющий любовью,  роткий —традальче! —е висиши, пригвожденный ко кресту среди злодеев; и вси людие, сто€ще, ругахус€ над “обою и с ними кн€зи и воины. ј “ы, о скорбна€ ћати, поникла главою у креста —ына “воего, и оружие пройде “вое ћатернее сердце. ћы же почита€ скорби ћатеринскаго сердца “воего, из глубины души вопием “и сице: –адуйс€, сладчайша€ ƒево ћарие, €ко печаль “во€ в радость будет и радости си€ никто же возмет от “ебе; –адуйс€, величайши€ муки познавша€, зр€ —ына “воего, кровию истекающа на кресте, уничижена, расп€та, оплевана. –адуйс€, €ко ÷арицей мира наречешис€ и возс€деши одесную престола —ына “воего и Ѕога, √оспода нашего »исуса ’риста; –адуйс€, €ко в скорби сердца “воего - “ы скорбь всего мира и грехи всех человеков омыла еси слезами. –адуйс€,  ротка€, —ын “вой воскреснет, поправ жало смерти, и —вет воскресени€ ≈го возси€ет во веки; –адуйс€, Ѕогородице, небесный образе чистоты и благости. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.

 ондак 9 “ако возлюби Ѕог мир, что сына —воего ≈динородного дал, да вс€к верующий в Ќего да не погибнет, то имать жизнь вечную. » се неблагодарные и злонравные люди, €ко злоде€, пригвоздиша ≈го ко  ресту. ћы же зр€ще такова€, ужасом объ€ти бывше вопием: Ѕоже, милостив буди нам грешным! «а наши бо прегрешени€ терпиши страшны€ муки. ќ, —корбна€ ћати, не отврати лица “воего от нас, разорви узы наша греховны€, очисти наши сердца от страстей и похотей лукавых; да в горении духовнем, €ко свеща пока€ни€, возжемс€ пред крестом Ѕожественнаго “воего —ына, непрестанно мол€ с благоразумным разбойником: ѕом€ни нас, √осподи, во ÷арствии “воем! ћолитвами “воими, Ѕогородице, исправи стопы наша к деланию заповедей √осподних; омый нас от греха, соделай лучшими, подыми к Ћучезарному Ќезаходимому свету, да зовем Ѕогу: јллилуиа. »кос 9 "—овершишас€! ќтче, в руце “вои предаю ƒух ћой". ќ, ѕречиста€ ћати! —лышиши ли, €ко земл€ от печали содрогаетс€, грудь е€ распадаетс€, гробы отверзаютс€, мертвы€ возстают и церковна€ завеса раздираетс€? ¬идиши ли, €ко велика€ тьма объ€ла землю и людие в страсе и трепете перси сво€ биюще, глаголют: "¬оистину Ѕожий —ын бе —ей!" ћы же таковому чудеси удивл€€с€ и воистину —ына “воего Ѕожи€ исповедающе, верно вопием “и: –адуйс€, ћати Ѕожи€, се бо вси глаголы, €же слагала еси в сердце “воем, совершишас€; –адуйс€, Ѕлагодатна€ ƒево, «аре немеркнуща€, ƒне незаходимый, —вете златозарный. –адуйс€, «аре немерцающего —вета невечерн€го; –адуйс€, —в€тилище велики€ тайны. –адуйс€, »сточниче нашего безсмерти€; –адуйс€, ѕодательнице Ѕожественны€ благости. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.

 ондак 10 ƒа молчит вс€ка€ плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышл€ет. —е бо за грехи мира приноситс€ велика€ жертва, се —паситель мира Ѕлагообразным »осифом во гробе новом полагаетс€ и повиваетс€ чистою плащаницею. ƒушею же —воею восходит во ад сокрушити вереи вечны€ и извести на свободу от века содержащи€ св€занны€: из гроба же —воего провещает матери —воей: "Ќе рыдай ћене, ћати, зр€щи во гробе, ≈гоже родила еси —ына: востану бо и прославлюс€, и вознесус€ со славою €ко Ѕог, верою и любовию “€ величающи€". ќтложим все земное и суетное и с чистым сердцем припадем ко престолу ÷ар€ —лавы, непрестанно вопи€: —в€т. —в€т, —в€т √осподь —аваоф! ќ, ћати нашего спасени€! —отвори и нас причастниками светлаго ¬оскресени€ —ына “воего к вечнаго блаженства, да зовем Ѕогу: јллилуиа. »кос 10 ¬о едину от суббот, зело рано приидоша жены на гроб, нос€ще ароматы, и се пришедше зр€т: камень отвален от гроба и несть “елесе √оспода »исусе. јнгел же к ним светло блиста€с€, глагол€: "ќ, жены! Ќе бойтес€ и не ищите ∆иваго с мертвыми: ’ристос бо воскресе, €коже и рече!" “ебе же, о ¬ладычице, научи вс€ приглашати сице: –адуйс€, Ѕлагословенна€ Ѕогородице ƒево и паки реку; –адуйс€, —ын бо “вой ¬оскресе тридневен от гроба. –адуйс€, €ко вс€ земл€ ликует и вси ангели поют на небеси: "’ристос ¬оскресе из мертвых, смертию смерть поправ и нам всем и сущим во гробех живот даровав!"; –адуйс€, ѕодательнице жизни вечны€ нескончаемы€. –адуйс€, €ко “воею любовию и “воими молитвами избавихомс€ мрака вечнаго; –адуйс€, €ко “обою возси€ нам светлый праздников праздник. –адуйс€, €ко “обою наста нам светлый день, в онь же друг друга обымем, прости вс€ воскресением, возрадуемс€ и возвеселимс€ радостию вечною. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.

 ондак 11 ќ, »ерусалиме, »ерусалиме, избивший пророки! “€жкое твое злоде€ние прощено у √оспода, и над миром возси€ло —олнце правды незаходимое. ќчисти же и наши души,  ротка€ ƒево! ќчисти наши чувстви€, да узрим ’риста из гроба исход€ща; одень нас в брачны€ одежды, да с радостию внидем в украшенный чертог ’ристов, поюще ≈му ¬оскресшему: јллилуиа. »кос 11 ≈гда приблизис€ час “воего к Ѕогу отшестви€, о Ѕогомати ƒево, паки ангел √осподень √авриил, светло блиста€с€, предста пред “обою, вручив “ебе светлую, неув€даемую ра€ лилию, и се “ы со смирением и радостию при€ла еси волю √осподню и тихо отошла к Ѕожественному “воему —ыну. ќ, Ќеустанна€ молитвеннице наша! ќ, Ќеув€даемый ÷вете светлаго ра€ небеснаго! Ќиспошли и нам, ћилосердна€, тихий и безболезненный уход из сей юдоли плача, воздыханий и скорбей, да вопием “ебе такова€: –адуйс€, вознесенна€ на Ќебо —ыном “воим, ÷арице Ќебесна€; –адуйс€, скора€ и верна€ пред Ќим наша ѕомощнице и «аступление. –адуйс€, ¬сепета€ ƒево, ибо им€ “вое неув€даемо красуетс€ и ублажаетс€ из рода в род; –адуйс€, в бур€х житейских надежное наше и тихое пристанище. –адуйс€, ќбрадованна€, во ”спении “воем нас не оставл€юща€. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.

 ондак 12 ќ, страшный последний час наш! —ердце и все уды трепещут, егда только помышл€ем о нем!  ако оставим сирыми наши близкие и любимые?  ако пойдем неумытные посреди тьмы и сени смертные к новой жизни?  ако предстанем на страшный суд “ворца и Ѕога? ќ наша ”тешительнице! ќ добра€ наша ѕомощница! ѕомоги нам, егда настанет сие, руку люб€щую —вою ћатеринскую положи на чело наше, да утихнут наши страдани€ и душа наша возродитс€, умири тоску разлучени€ нашего с миром сим, и свет вечной правды да возси€ет пред нашими очами. ќ, ѕречиста€ ћати! Ќа “ебе надеемс€, “ебе молимс€ и вопием: јллилуиа. »кос 12 ќ, душе мо€, душе мо€! ¬осстани, что спиши?  онец приближаетс€! ѕочто грехами богатееши? ѕочто не радиша, не готовишис€? √осподь при дверех, в чесом надежду полагаеши?  ий ответ проглаголеши √осподеви, егда приидет ќн - грозный —уди€ судити землю; ни часа, ни дне сего не веси, от кра€ земнаго и до кра€ звучит труба јрхангельска€; и мертвии возстают и собираютс€ вси €зыцы. » се гр€дет —ын „еловеческий на облацех с силою —воей, во всей славе —воей. √де наши добрые дела? √де милосердие? √де любовь? ѕрегрешений же наших неисчерпаемое многое множество закрыша небо. ќ, ¬семилостива€ Ѕогородице! ¬ сей страшный день предстани нам и буди ’одатаицей за нас пред —ыном “воим. Ќа “ебе ≈дину надеемс€, не остави нас грешных. Ѕуди нам защитою и укреплением, с теплою верою и несомненною надеждою припадаем к ѕречистому “воему образу и со слезами зовем такова€: –адуйс€, молние тьму нашу освещающа€; –адуйс€, на страшном судище ’ристовом за нас заступающа€. –адуйс€, —воим омофором весь мир от бед и скорбей покрывающа€; –адуйс€, €ко сей мир тебе ≈диной матери усыновис€. –адуйс€, €ко тебе ≈диной неизреченна€ благодать молитис€ о нас дадес€; –адуйс€, всем верным —воим чадом вечную радость уготовл€юща€. –адуйс€, ÷ветом своим Ќеув€даемым нас грешных на веки благоухающа€. –адуйс€, ћати Ѕожи€, ÷вете Ќеув€даемый.

 ондак 13 ќ, Ќеув€даемый ÷вете! ќ, ¬сепета€ ћати ћарие, рождша€ всех св€тых —в€тейшее —лово! Ќынешнее приими наше приношение, от вс€ки€ избави напасти всех. —огрей ћатеринскою любовию, возвесели нас вечною радостию. —паси от вечных мук непрестанною к —ыну “воему молитвою и небеснаго ÷арстви€ нас, ÷арице, сподоби, о “ебе вопиющих: јллилуиа. јллилуиа. јллилуиа. (Ётот кондак читаетс€ трижды, затем икос 1 и кондак 1)

–убрики:  ѕравославие. ¬ера. ћолитвы/духовные стихи
–елиги€: монастыри, соборы, храмы, мечети, св€тые
ћетки:  

ѕроцитировано 68 раз
ѕонравилось: 67 пользовател€м