-ћетки

ажурный узор акварель акварельна€ живопись англи€ анимаци€ бабочки березы букеты весна видеорецепт времена года выкройка в€зание крючком в€зание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом животные жизнь жилет зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масл€на€ живопись мастер-класс мастихин море морской пейзаж музыка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание в€зани€ осенние пейзажи осенний пейзаж осень пейзаж пейзажи пионы платье поздравление от друзей позитив портрет природа птицы пуловер рамочка весенн€€ рамочка дл€ записей рамочка дл€ стихов рамочка дл€ текста рамочка зимн€€ рамочка летн€€ рамочка осенн€€ рамочка с девушкой реализм река рождество розы ромашки с девушкой с днем рождени€ сирень сказка снег современное искусство современные художники стихи схема в€зани€ схемка в€зани€ топ туника тюльпаны фото фоторецепт франци€ фрукты фэнтази холст цветы цитаты шали юмор

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии Ћичные фото
Ћичные фото
09:13 15.03.2019
‘отографий: 5
ѕосмотреть все фотографии серии ‘ото без Photoshop
‘ото без Photoshop
09:11 15.03.2019
‘отографий: 34
ѕосмотреть все фотографии серии ‘евраль на исходе
‘евраль на исходе
09:09 15.03.2019
‘отографий: 11

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “рииночка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.11.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 545031


»кона Ѕожией ћатери ЂЌеув€даемый ÷ветї

—уббота, 21 ћарта 2015 г. 01:23 + в цитатник

»кона Ѕожией ћатери «Ќеув€даемый ÷вет»

»кона Ѕожией ћатери «Ќеув€даемый ÷вет» Ѕогоматерь, изображенна€ на иконе "Ќеув€даемый ÷вет", держит —ына своего на правой руке, а в левой руке у нее цветок лилии. Ётот цветок символически знаменует неув€даемый цвет девства и непорочности ѕречистой Ѕогоматери. »коны с таким же названием имелись во многих местах –оссии. ѕервые списки с этой иконы относ€тс€ к числу очень древних. ќт них совершалось множество чудес. Ќосима€ на груди, она оберегает девство и целомудрие. ћолитвы к этой иконе помогают сохран€ть чистую и праведную жизнь. “ак же она помогает в правильном выборе супруга или супруги. „иста€ и пламенна€ молитва к этой иконе помогает в разрешении т€желых семейных проблем. –анее списки с этой иконы находились в церкви ”спени€ на ћогильцах и в јлексеевском монастыре города ћосквы, в Ѕогородицко-–ождественской церкви ¬оронежа. ѕодобна€ же икона находилась в Ќикольской церкви села Ѕудищ, ѕолтавской губернии.

»конописцы, создава€ образ Ѕогоматери "Ќеув€даемый ÷вет", обращались помимо " анона" и к текстам —в€щенного ѕисани€, к творени€м отцов церкви, ко всему корпусу традиционных литературных сочинений. ¬ ѕесни песней, источнике вдохновени€ гимнографов —редневековь€, в соответствии с толковани€ми св€тых ќтцов, к ћарии относ€тс€ пророческие слова о "«везде, €вл€ющей —олнце", "живом «апечатанном »сточнике", "¬ертограде «аключенном". ¬азоны с цветами, процветший жезл — это своего рода знаки –а€, "¬ертограда". ѕолисемантический образ "вертограда", попул€рный в христианской литературе и поэзии, в данном случае выступает в своем устойчивом значении атрибута Ѕогородицы,  отора€ "на земли была... ¬ертоградом ради ненарушенного девства" (јнтоний –адивиловский). ¬еро€тно, на сложение иконографии оказали воздействие и "—лова" на –ождество Ѕогоматери »оанна ƒамаскина и јндре€  ритского. “ак, на иконе из голутвинской церкви Ѕогоматерь и —паситель изображены в царских облачени€х, обильно украшенных золотом. ¬ "—лове на –ождество Ѕогоматери" »оанн ƒамаскин воспевает Ѕогоматерь, "облеченную благолепием добродетелей, как златоткаными одеждами". «латотканые одежды ћарии ("в ризах позлащенных оде€нна, преиспещренна", ѕс. 44) и ћладенца, расположение ћарии одесную от —пасител€ со склоненной к Ѕожественному —ыну головой ("приклони ухо “вое") рождают €вные аллюзии с древней иконографией "ѕредста ÷арица". Ќа двух болгарских и одной афонской иконах, которые принадлежат тому же иконографическому типу, Ѕогоматерь как бы поддерживаетс€ облаком. ќбраз облака, который был св€зан в новозаветной традиции с ћарией: "“€ ќблак легок древле зрит просвещаем ƒухом ѕророк »сай€, на Ќем же седе славы √осподь",— вспоминает и јндрей  ритский в его "—лове на –ождество Ѕогоматери".

“аким образом, в этой иконографии с присущей тому времени пышностью и многословностью, порой буквализмом, выражена сложна€, но вполне традиционна€ дл€ ѕравослави€ тема. “ипологической параллелью "Ќеув€даемому ÷вету", в котором вокруг Ѕогоматери изображены ≈е ветхозаветные символы и прообразовани€, в западном искусстве €вл€ютс€ аллегорические композиции, получившие название "Concepcio immaculata" ("Ќепорочное зачатие"). ќни возникли в конце XV века во ‘ранции и получили широкое распространение благодар€ гравюрам в печатных молитвенниках, куда их стали включать с начала XVI века. ѕервые издани€ с такими гравюрами были напечатаны в ѕариже. ¬ композици€х "Ќепорочное зачатие" Ѕогоматерь изображаетс€ без ћладенца, со сложенными молитвенно руками, под ногами ≈е мес€ц, одежды украшены звездами. ¬округ Ќее располагаютс€ преобразовательные символы чистоты, в основном восход€щие к ѕесни песней, но также к текстам пророка »сайи, ≈кклезиаста,  ниги Ѕыти€, — солнце, луна, врата, роза, кедр, жезл, источник, вертоград заключенный, престол, фонтан, зеркало, оливкова€ ветвь, лили€, звезда, башн€.  аждый символ обычно сопровождаетс€ текстом на латыни, объ€сн€ющим его значение. ѕодобные композиции восход€т к Ћитании, которую нередко называют гимнографической параллелью православному јкафисту. ѕрообразовательные символы ћарии, упоминаемые в Ћитании, изображались на "лоретанских" листах — гравюрах, повсеместно известных в ≈вропе. ќни способствовали распространению этой и подобных ей схоластических композиций.

»конографическа€ программа "Ќеув€даемого ÷вета" находит параллели и в современных ей литературных произведени€х. ¬ "—лове на –ождество Ѕогородицы" св€титель ƒимитрий –остовский со свойственной ему €сностью, логикой, образностью раскрывает значение Ѕогоматери в домостроительстве Ѕожием. ќн говорит о ≈е предызбранности и чистоте, ≈е физической красоте и духовном совершенстве, ≈е царственном происхождении. ¬ "—лове" митрополита –остовского хвала ћарии строитс€ вокруг образа "ѕалаты славы ÷ар€ Ќебесного", ѕресв€той ƒевы как "Ќерукотворного храма". ѕочему возникла необходимость "уготовлени€ места селени€", "каким строителем был создан храм", из каких "веществ", на каком месте "была устроена си€ ќдушевленна€ палата", "какова красота той ћысленной палаты" — эти вопросы задает автор похвального "—лова" и отвечает на них, использу€ ѕисание, творени€ отцов ÷еркви и, безусловно, " анон благодарный" »осифа ѕеснописца. ћари€, ќдушевленный храм ѕремудрости, была рождена в месте, называемом Ќазарет. —в€титель ƒимитрий трактует названи€ городов ¬ифлеем (дом хлеба) и Ќазарет (отрасль, ветвь, кустарник, огражденное сокровенное место), сравнивает их. ≈сли ¬ифлеем тайно прообразовал то, что ’ристос "есть ’леб, сшедший с неба", то Ќазарет — "цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место": "и все сие €сно предызображает ѕресв€тую ƒеву". —ад живоносный, ¬ертоград заключенный, ѕлодоносна€ земл€, взрастивша€ ’леб небесный, — это традиционные уподоблени€ ћарии, проход€щие через многие сочинени€. ќна сравниваетс€ с колосом, дающим живоносный хлеб человечеству. ¬ соответствии с этим в руках у ћарии в иконах "Ѕогоматерь Ќеув€даемый ÷вет" нередко изображалс€ колос. » далее св€титель пишет, втор€ прославленному гимнографу древности: "ќна есть ÷вет, проз€бший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, ÷вет Ќеув€даемый, присноцветущий девством, ÷вет Ѕлагоухающий, род€щий благоухание ≈диного ÷ар€,— ÷вет, принос€щий плод — ’риста Ѕога √оспода, единственное яблоко Ѕлаговонное".

ќтдельна€ тема у ƒимитри€ –остовского — ƒева — ѕрестол херувимский. "ƒева Ѕогородица есть ’ерувим, ибо в Ќей ’ристос почил телом. —воим, и на пречистых руках ≈€ Ѕог воссел, как на престоле: ƒева стала ѕрестолом херувимским". Ётот аспект, издавна пон€тный и соотносимый с любой иконой ћарии с ћладенцем, теперь получает, как уже отмечалось, буквальную интерпретацию. —ложна€ композици€ иконы "Ѕогоматерь Ќеув€даемый ÷вет" со временем практически исчезает. ¬ XIX веке подобные иконы встречаютс€, как правило, в упрощенном виде. ѕримером может служить небольша€ икона XIX века из собрани€ ÷ентрального музе€ им. јндре€ –ублева, повтор€юща€ чудотворную из јлексеевского монастыр€: в ней сохранены своеобразна€ поза ћладенца, опирающегос€ на плечо ћарии согнутой рукой, ≈го царское оде€ние. —овершенно ина€ иконографи€ представлена во второй чудотворной иконе того же названи€, котора€ находилась в церкви ”спени€ Ѕогородицы на ћогильцах и, веро€тно, не дошла до нашего времени. ѕо записанному в сочинении ‘. Ћовцова преданию, икона "Ѕогоматерь Ќеув€даемый ÷вет" была принесена с јфона прихожанину церкви ћалевскому-ћалевичу в 1865 году, почиталась как чудотворна€. — этой иконы и был сделан список дл€ храма ”спени€ в ћогильцах. »конографи€ чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени јлексеевской св€тыни. ѕо описанию Ћовцова, на ней ћари€ восседает на престоле, правой рукой поддержива€ ћладенца, сто€щего на цветке, который вырастает из-под ног Ѕогоматери. ” ћладенца в правой руке держава, лева€ прижата к груди. ” ћарии в правой руке — цветы лилии. ќба они представлены в царских венцах. ¬енец над Ѕогоматерью держат јнгелы. ѕразднование иконе происходило 31 декабр€. “очной иконографической аналогией этому чудотворному образу €вл€етс€ икона первой трети XIX века из ÷ентрального музе€ им. јндре€ –ублева.

ќбразцом дл€ икон этого типа, возможно, послужили или иконы, восход€щие к гравюрам, или непосредственно гравюры. ¬ 1820 году тщанием двух афонских иеромонахов, —тефана и Ќеофита (учеников известного монаха-энциклопедиста Ќикодима —в€тогорца), италь€нским мастером ƒжанантонио ƒзуль€ни была исполнена гравюра, причем это было уже второе подобное изображение, первое относитс€ к XVIII веку. ћастер был св€зан с греческой общиной в ¬енеции. ≈стественно, что исследователи отмечали в гравюре вли€ние италь€нской манеры. Ёта гравюра с каталожным описанием опубликована в  аталоге православной духовной гравюры 1665-1899 гг. ƒ. ѕапастрату. ≈ще одна чудотворна€ икона этой иконографии прославилась в  адомском ћилостиво-Ѕогородицком монастыре. ¬ ней были свои особенности, среди которых главна€ — полуфигура »оанна ѕредтечи над головой —пасител€. »зображение Ѕогоматери в этой иконе по€сное. »кона была привезена из √рузии и подарена затем семьей Ѕогдановых монастырю. »кона пользовалась особым почитанием у —ерафима —аровского. ¬ чудотворной иконе этого же названи€ из г.  унгура полуфигурное изображение Ѕогоматери как бы покоилось на гирл€нде цветов. јналогична€ икона, поновленна€, как следует из надписи на ней, известным мстерским иконописцем и реставратором я. ¬. “юлиным в 1891 году, есть в собрании “реть€ковской галереи. ѕрототип третьего варианта иконографии 'Ќеув€даемого ÷вета" находитс€ также в афонской гравюре и опубликован ƒ. ѕапастрату. ќн несколько более позднего времени и далеко ушел от древнего образа. ¬ сложении этого варианта "Ќеув€даемого ÷вета" западна€ Rosenkranzmadonna сыграла наиболее очевидную роль.

Ѕлагодарю за фотографии икон и ценную информацию к ним  ондрашова јндре€

ѕослуживший литературной основой иконографии "Ѕогоматерь Ќеув€даемый ÷вет" " анон благодарный" »осифа ѕеснописца, вход€щий в состав ѕостной “риоди,  анонников, ѕравильников и јкафистников, был издавна и широко известен. Ќо, несмотр€ на это, композици€, восход€ща€ к нему, возникла только в конце XVII века, когда иконографическое творчество в православном регионе было чрезвычайно интенсивным и нередко находилось под определенным воздействием западной культуры. ƒревнейша€ и наиболее чтима€ русска€ икона Ѕогоматери "Ќеув€даемый ÷вет" прославилась в московском јлексеевском девичьем монастыре. ≈е первое упоминание относитс€ к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше. Ќ. –оманский, автор книги о монастыре, св€зывает происхождение этой иконографии с јфоном и датирует икону предположительно XVII веком, когда,— как он пишет,— в русской иконографии стали изображать Ѕогоматерь с непокрытой головой, что прежде не бывало. »кона јлексеевского монастыр€ имела сложную иконографию, подробно описанную Ќ. –оманским. Ќа переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Ѕогоматери) — Ѕогомладенец во весь рост, босой, правой рукой ќн облокачиваетс€ на левое плечо Ѕогоматери, в левой ≈го руке — скипетр; голова Ѕогоматери склонена к ћладенцу, на ≈е не покрытой мафорием голове — венец, в правой руке — ветвь, обвита€ лентой с надписью: "÷вете Ќеув€даемый! –адуйс€, едина проз€бша€ €блоко благовонно! –адуйс€, благоухание сладчайшего ÷ар€!" —права от Ѕогоматери — корзина с цветами. ¬низу вирши:  то речет, €ко плодов небо не имеет. —е от небесной ветви €блоко, ’ристос здесь есть.  о сей ветви, людие, скоро притецыте, яблоко небесно пожизненно приимите.

–убрики:  –елиги€: монастыри, соборы, храмы, мечети, св€тые
ћетки:  

ѕроцитировано 31 раз
ѕонравилось: 54 пользовател€м

јлллок   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 06:29 (ссылка)
÷итирую с Ѕлагодарностью!
" то речет, €ко плодов небо не имеет. —е от небесной ветви €блоко, ’ристос здесь есть.  о сей ветви, людие, скоро притецыте, яблоко небесно пожизненно приимите."
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
koreckolga   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 07:38 (ссылка)
Ѕлагодарю, »ннушка! ¬сего доброго тебе и твоим близким!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Madam_Irene   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 08:08 (ссылка)
— таким интересом все узнала про эту икону, слишком мало о ней знала! —пасибо »нночка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Miss_Astra   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 10:09 (ссылка)
Ѕлагодарю, »нночка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ludnov   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 11:28 (ссылка)
ѕрекрасна€ икона. Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬алентина_Ўиенок   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 11:36 (ссылка)
Ѕлагодарю,»нночка!ƒоброго дн€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
tanuuusa   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 14:11 (ссылка)
ћного нового узнала, спасибо, »ннуль!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈лена_ раева   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 15:04 (ссылка)
«амечательный пост! ќчень интересно! с удовольствием прочла. —пасибо »нночка!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ерж_ќрлов   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 15:38 (ссылка)
—пасибо,»ннуль за прекрасный пост!»кона Ѕогородицы "Ќеув€даемый цвет", значение имеет самое чудотворное. ¬едь не зр€ она помогает сохранить молодость, выйти замуж или сберечь семью.ќтцы ,всегда покупали своим дочер€м иконки и носили их на груди!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ipola   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 16:16 (ссылка)
„удесна€ икона! я еЄ у теб€ уже два раза цитировала!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 огалымчанка   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 17:30 (ссылка)
— благодарностью...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
IVANNA_ALAYA   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 19:53 (ссылка)
—тыдно, но € даже не знала об этой иконе. ј сегодн€ прочитала и имела удовольствие ее видеть. ќб€зательно поищу ее в наших храмах. ” нас в городе их очень много. —пасибо, »нна, за прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
lyplared   обратитьс€ по имени —уббота, 21 ћарта 2015 г. 21:11 (ссылка)
—пасибо, »нночка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ядвига32   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 ћарта 2015 г. 08:34 (ссылка)
“рииночка, — благодарностью ,»нна !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку