-ћетки

ажурный узор акварель акварельна€ живопись англи€ анимаци€ бабочки березы букеты весна видеорецепт времена года выкройка в€зание крючком в€зание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом животные жизнь жилет зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масл€на€ живопись мастер-класс мастихин море морской пейзаж музыка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание в€зани€ осенние пейзажи осенний пейзаж осень пейзаж пейзажи пионы платье поздравление от друзей позитив портрет природа птицы пуловер рамочка весенн€€ рамочка дл€ записей рамочка дл€ стихов рамочка дл€ текста рамочка зимн€€ рамочка летн€€ рамочка осенн€€ рамочка с девушкой реализм река рождество розы ромашки с девушкой с днем рождени€ сирень сказка снег современное искусство современные художники стихи схема в€зани€ схемка в€зани€ топ туника тюльпаны фото фоторецепт франци€ фрукты фэнтази холст цветы цитаты шали юмор

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии Ћичные фото
Ћичные фото
09:13 15.03.2019
‘отографий: 5
ѕосмотреть все фотографии серии ‘ото без Photoshop
‘ото без Photoshop
09:11 15.03.2019
‘отографий: 34
ѕосмотреть все фотографии серии ‘евраль на исходе
‘евраль на исходе
09:09 15.03.2019
‘отографий: 11

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “рииночка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.11.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 545023


–асп€тие √осподне

ѕ€тница, 27 ћарта 2015 г. 12:42 + в цитатник

–асп€тие √осподне

–асп€тие √осподне

ѕритом надпись эта была не только на латинском или иноземном €зыке, как обыкновенно делалось, а на всех основных дл€ того времени €зыках, то есть латинском, греческом и иудейском. “ак было сделано с особенным намерением по приказанию самого ѕилата. Ќадпись составл€ла то же самое обвинение, по которому »исус ’ристос был осужден на смерть: присвоение достоинства цар€ »удейского; только оставалось нерешенным: законно или незаконно присво€л ќн —ебе это достоинство, признали ≈го иудеи своим царем или не признали? —уд€ по надписи, каждый скорее мог подумать, что это действительно царь »удейский, которого подданные не смогли защитить от римл€н или который изменнически оставлен ими. “ри €зыка дл€ надписи были использованы ѕилатом, потому что чужестранцы и многие из иудеев, пришедших на праздник из отдаленных стран, плохо знали еврейский €зык. ѕритом, така€ торжественность еще более позвол€ла думать, что –асп€тый есть важное политическое лицо, а следовательно, подвергала гордый синедрион еще большему осме€нию. «¬от как, могли говорить, поступают с цар€ми иудейскими! ¬от какого ћессию ожидают иудеи!  ак они безрассудны, слепы!..» ѕервосв€щенники тотчас пон€ли смысл надписи и поспешили к ѕилату с просьбой, чтобы он изменил ее. «Ќе надо, — говорили они, — писать: царь »удейский, а написать, как ќн говорит: я царь »удейский. “о есть пусть каждый знает, что мы не признавали ≈го царем, а ќн —ам выдавал —еб€ за ћессию». «„то € написал, то написал», — был ответ прокуратора, и первосв€щенники со стыдом и досадой возвратились на √олгофу, чтобы насытить свое чувство мести.

«¬ самом деле, — издевались прочие старейшины, — это совсем не царский престол. “еперь видно, каков ќн, —ын Ѕожий, и каковы ≈го чудеса. ќставил ли бы ќтец собственного —ына в таком положении? ќн уповал на Ѕога, пусть же теперь избавит ≈го Ѕог, если ќн угоден ≈му» (ћф. 27, 39-43; ћк. 15, 29-32; Ћк. 23, 35). ѕоследние насмешки суть те же самые, которые ƒавид в вышеприведенном псалме влагает в уста врагов праведника, им описываемого. “ак верно исполн€лись пророчества в действи€х, даже несознательных, тех самых людей, которые исполн€ли их. ѕри насмешках, бесстыдно повтор€емых самыми власт€ми иудейскими, не удивительно, что и грубые воины, сто€вшие на страже, говорили »исусу ’ристу: «≈сли “ы царь »удейский, то зачем не спасешь —еб€?» “ака€ насмешка в устах римских воинов могла быть плодом только самого слепого подражани€.  огда иудей кричал таким образом, то выражение: царь »зраилев, дл€ чего не спасешь —еб€ — у него имели смысл и силу, ибо ћесси€, по его мнению, должен быть чудотворец, следовательно иметь возможность помогать себе во всех случа€х; €зычник, напротив, под царем »удейским подразумевал обыкновенного человека, из чего никак не следовало, чтобы он мог сойти сам с креста. Ќо грубые воины нимало не заботились о смысле слов своих, бездумно повтор€€ слышанное от других. —в. Ћука упоминает еще (Ћк. 23, 36), что воины подносили »исусу ’ристу кислое питье, без сомнени€, то самое, которым они имели обыкновение утол€ть свою жажду, наход€сь под открытым небом в жаркий полдень. «начит, между насмешками они не забывали и сострадательности к расп€тым, которые от мучений еще сильнее их должны были чувствовать жажду: обыкновенное сочетание в грубых люд€х доброго с худым, человечности со зверством. ћолчани€, по крайней мере, можно было ожидать от тех несчастных, которые сами висели на крестах. Ќо и из них один, по свидетельству евангелистов, злословил »исуса, требу€, чтобы ќн как ћесси€ спас и —еб€, и их. ’отел ли этот несчастный в помрачении рассудка, вызванном смирной, только развеселить себ€, участву€ в общих насмешках? »ли действительно, по неведению, почитал »исуса ’риста виновным и достойным казни? »ли даже гордилс€ тем, что участвовал в возмущении за свободу, и думал низко о “ом,  то, называ€ —еб€ ћессией, не произвел никакого переворота? ¬о вс€ком случае, видно развращенное сердце, виден грешник, который хочет перейти нераска€нным и в другой мир (Ћк. 23, 39-43).

“ем более возвышенный образ мыслей обнаружилс€ в другом расп€том. ’ула Ќа »исуса ’риста была дл€ него нестерпимее креста. «”жели в тебе, — сказал он хулившему, — совершенно нет страха Ѕожьего, что ты издеваешьс€ над тем, что сам терпишь? » мы осуждены праведно, терпим по делам; а ќн, ќн не сделал никакого зла!» —лова эти как бы дали ему смелость изъ€вить перед —амим √осподом чувство веры и уважени€, таившеес€ в его сердце. «ѕом€ни м€, √осподи, егда приидеши во царствии “воем!» «јминь, глаголю тебе, — отвечал √осподь, — днесь со ћною будеши в раи». Ќет сомнени€, что пон€тие кающегос€ разбойника о царстве »исуса ’риста еще не было свободно от всех мнений, с которыми оно обыкновенно соедин€лось в уме иуде€. –азбойник не мог быть выше апостолов, которые представл€ли себе, как мы видели, царство »исуса ’риста еще земным и чувственным. ѕоэтому в словах разбойника надо предполагать смысл, не превышающий его пон€ти€. я верю, как бы он говорил √осподу, что крест не воспреп€тствует “ебе восторжествовать над —воими врагами: “ы воскреснешь и, воскресив с —обой всех, ожидавших “воего пришестви€, утвердишь потом на земле царство »зраилево. Ќе забудь тогда и о мне недостойном; воскреси вместе с другими и дай место в царстве “воем!

ј принима€, по необходимости, в таком смысле слова кающегос€ разбойника, нельз€ не видеть в ответе √оспода мудрого снисхождени€ к слабым пон€ти€м человеческим. –аем иудеи называли одно из отделений Ўеола, служившее, по их мнению, местопребыванием душ праведных. » вот √осподь обещает кающемус€ пребывание в раю, то есть обещает блаженное по смерти состо€ние, но не говорит ни слова о царстве —воем, ибо сказать: «ныне ты будешь со ћной в царстве ћоем» значило бы возродить в уме разбойника мысль, что в этой же самый день будет учреждено видимое царство ћессии. “аким образом, Ѕожественный ”читель истины и на кресте продолжал щадить слабость людских пон€тий, открывать истину, сколько могли вмещать слышащие, взирать не только на правильность мыслей, но и особенно на чистоту сердца и его расположение к добру. ѕрежде, во врем€ служени€ —воего, окруженный чудесами, ќн именовал —еб€ √осподом субботы, храма: со креста €вл€етс€ √осподом ра€ и ада,  оторому принадлежит вс€ка€ власть не только на земле, но и на небе. ѕервосв€щенники требовали, чтобы ќн, прекратив спасать других, спас —еб€ —амого: √осподь продолжает спасать других, пренебрега€ собственным посрамлением. —праведливо св. ‘улгенций ответ »исуса ’риста кающемус€ разбойнику называет последним завещанием ≈го ко всем кающимс€ грешникам, которое начертано не тростью, а крестом.

“оржество злоречи€ и клеветы не было продолжительно: вскоре после расп€ти€ √оспода ѕромысл начал €вл€ть, что ќн не даст ѕреподобному —воему увидеть истление (ƒе€н. 2, 27). —реди €сного полдн€ небо вдруг покрылось мраком (ћф. 27, 45; ћк. 15, 33; Ћк. 23, 44), как бы во свидетельство, что великое дело тьмы приближалось уже к своей полуночи. ћрак этот походил на солнечное затмение; впрочем нисколько не был его следствием, потому что ѕасха иудейска€ всегда совершалась во врем€ полнолуни€, когда луна не может находитьс€ между землей и солнцем и вызвать солнечное затмение. ѕо мнению «латоуста, ‘еофилакта и ≈вфими€, мрак во врем€ расп€ти€ »исуса ’риста происходил от сгущени€ облаков между землей и солнцем, произведенного сверхъестественной силой. ≈в. ћатфей говорит, что тьма бысть по всей земли. ’от€ выражение это не должно понимать буквально, как справедливо замечено еще древними учител€ми ÷еркви, потому что земл€ у св. писателей часто означает одну какую-либо страну, особенно иудейскую, даже один город; впрочем, нет никакой причины ограничивать помрачени€ воздуха одной ѕалестиной. ќно, без сомнени€, распространилось, в большей или меньшей степени, так же далеко, как и землетр€сение, за ним последовавшее, которое, как видно из современных свидетельств, охватило большую часть јзии, јфрики и ≈вропы.

«амечательно, что древние иудейские писатели, которые в своих сочинени€х обыкновенно или отвергают или извращают чудеса евангельские, не возражают против повествовани€ о помрачении солнца во врем€ страданий ’ристовых. «амечательно также, что €зыческий историк ‘легонт, чьи слова привод€тс€ ≈всевием, ќригеном и ёлием јфриканским, настолько согласен с евангелистами в описании одного необыкновенного помрачени€ солнца, случившегос€ в царствование “ивери€, что называет дл€ него тот же самый час (шестой или, по нашему, 3-й пополудни). ¬ообще надо полагать, что событие это, как и прочие чудеса, за ним последовавшие, были тогда известны всем: иначе “ертуллиан, привод€ их в доказательство божественности христианской религии, не ссылалс€ бы перед лицом сената и народа римского на публичные архивы, где хранились описани€ подобных €влений. Ќеобыкновенное помрачение воздуха, последовавшее за расп€тием √оспода, должно было закрыть хульные уста врагов ≈го и произвести на них впечатление самое мрачное. ≈сли они не посчитали этого €влени€ следствием бесчеловечности, про€вленной по отношению к ѕраведнику, то, сообразно господствовавшим пон€ти€м, не могли не видеть в нем предвести€ общественных бедствий, тем более печального и ужасного, что оно случилось в день самого светлого праздника. ¬ то врем€ народы вообще верили, что необыкновенные воздушные €влени€, особенно помрачение солнца, предвещают худое, а иудеи тем более держались этого мнени€, так как пророки, предсказыва€ народные бедстви€, нередко соедин€ли с ними помрачение солнца. ќсобенно тьма могла просветить многих из иудеев, когда увидели, что, начавшись с расп€тием »исуса ’риста, она окончилась с ≈го жизнью; потому что обсто€тельство это €снейшим образом показывало, что естественным, по-видимому, событием управл€ет сила сверхъестественна€, Ѕожь€, и что свет мира материального померк, потому что на кресте угасал —вет мира духовного.

» Ћазарь не мог по€витьс€ между врагами »исуса, не подверга€ свою жизнь опасности. ƒревнее предание говорит, что он вскоре после воскресени€ свого, избега€ преследовани€ синедриона, удалилс€ из »удеи. — ћатерью √оспода неразлучнее всех был »оанн: их соедин€ли и равна€ скорбь, и равна€ любовь к –асп€тому. ”ченик по чувству сердца уже занимал место сына дл€ безутешной ћатери. ѕрочие почитатели √оспода все еще оставались в некотором отдалении от креста (ћк. 15, 40), может быть, на одной из возвышенностей, окружавших √олгофу. Ќо Ѕогоматерь, св. »оанн, ћари€  леопова и ћари€ ћагдалина, презира€ страх и опасность, подошли так близко, что √осподь не только мог видеть их, но и говорить с ними (»н. 19, 25). ”жасный вид дл€ сердца матери, и — такой матери, какова была св. ћари€! ќружие, предсказанное —имеоном в минуты ≈е радости и величи€ (Ћк. 2, 35), пронзило теперь всю душу ≈е. ƒружелюбное сердце »оанново также терзалось печалью. ¬ид€ своего возлюбленного ”чител€ и ƒруга, вис€щего на кресте, посреди разбойников, — он невольно должен был вспомнить о своем безрассудном прошении. “еперь €сно было, что он совершенно не знал, чего просил у »исуса, когда желал зан€ть место по правую ≈го сторону, и как горька чаша, которую он обещалс€ тогда испить с такой решительностью (ћф. 20, 22).

¬прочем, евангелисты не говор€т, чтобы ћатерь √оспода и друзь€ ≈го рыдали, подобно женам иерусалимским. »х рыдани€ возмутили бы последние минуты лица, нежно любимого. —ама горесть их была выше слез: кто может плакать, тот еще не проникнут силой всей скорби, на какую способно сердце человеческое. » дл€ »исуса ’риста взгл€д на ћатерь был новым мучением. ѕутешеству€ посто€нно из одной страны в другую дл€ проповеди, ќн не мог исполн€ть обычных об€занностей сына, но все же был надеждой и утешением —воей ћатери, даже в земном отношении. “еперь ћари€ была ћатерью уже не »исуса, всеми любимого, уважаемого,  оторого страшилс€ сам синедрион,  оторый составл€л предмет надежд дл€ всего »зраил€, а »исуса, всеми оставленного, поруганного, окончившего жизнь на √олгофе, вместе с злоде€ми!.. Ќужно было преподать какое-нибудь утешение, преподать однако же так, чтобы оно, служа отрадой на всю жизнь, не обрушило теперь на нее насмешек и преследований врагов, многие из которых находились еще у креста.  аких бы ни позволили они себе дерзостей, если бы узнали, что между ними находитс€ ћатерь »исуса? √осподь не назвал ≈е ћатерью. «∆ено, — сказал ќн ћатери, — се сын “вой». ¬згл€д на »оанна объ€снил эти слова. ѕотом, указыва€ взором на ћатерь, сказал »оанну: «—е ћати тво€» (»н. 19, 26. 27).

Ёто значило, что последн€€ вол€ Ѕожественного —традальца состоит в том, чтобы ћатерь и ученик не разлучались и после ≈го смерти, как соединились теперь у ≈го креста; чтобы »оанн прин€л на себ€ об€занность сына, а св. ћари€ оказывала ему любовь матернюю. ”ченик со всей точностью исполнил волю умирающего ”чител€ и ƒруга; и с того самого часа, как свидетельствует в своем ≈вангелии, прин€л Ѕогоматерь в дом свой, заботилс€ о Ќей и до самой кончины ≈е, как говорит предание, был ≈е люб€щим сыном. ƒл€ св. »оаннатем удобнее было прин€ть в свою семью Ѕогоматерь, что дом его был богат и благоустроен. ћежду тем, ученики »исусовы, оставив все ст€жани€, чтобы последовать за Ќим, не тер€ли через это прав собственности и, когда можно было, возвращались в свои дома и занимались хоз€йством. » дл€ —аломии, матери »оанновой, усыновление сына ее ћатерью »исусовой было очень при€тно. »бо хот€ она имела предрассудки в рассуждении земного царства ћессии (кто не имел их?) и получила от »исуса ’риста, как мы видели, отказ и упрек за прошение о невозможном (ћф. 20, 20-22), она нисколько не изменила свое отношение к Ќему и теперь, забыв об опасности, сто€ла на √олгофе, чтобы быть свидетельницей последних минут ≈го. ”сыновление св. »оанна служит новым доказательством, что св. »осифа не было уже в живых и что брать€ »исусовы, о которых упоминаетс€ в ≈вангелии (»н. 7, 5), не были ≈го родными брать€ми, как думали некоторые еретики.

ѕри сн€тии со креста и погребении »исуса о Ѕогоматери евангелисты уже не упоминают, хот€ снова говор€т о прочих женах. ќтсюда заключают, что Ѕогоматерь удалилась с √олгофы еще до смерти √оспода, вскоре после того, как последовало усыновление »оанна. ћожет быть, —ам √осподь дал знак ученику увести ћатерь. ѕри всей крепости духа и преданности ≈е в волю ѕромысла, которые достаточно засвидетельствованы присутствием ≈е на √олгофе и приближением ко кресту, материнское сердце могло не перенести последней борьбы жизни со смертью, котора€ предсто€ла Ѕогочеловеку. — Ѕогоматерью должен был удалитьс€ и »оанн, присутствие которого дл€ Ќее было так нужно. ¬прочем, он оп€ть €витс€ на √олгофе и, кажетс€, перед самой смертью своего Ѕожественного ƒруга; ибо, описыва€ в своем ≈вангелии последние минуты ≈го, как очевидец, и дополн€€ в этом отношении прочих евангелистов, он за усыновлением непосредственно повествует о жажде √оспода. ѕреподава€ утешение другим, √осподь —ам имел величайшую нужду в утешении. —о времени расп€ти€ протекло около трех часов (ћф. 27,46); боль от ран, т€жесть в голове, томление в сердце, пламень во всех внутренност€х усилились до крайней степени. Ќикогда пророчества не исполн€лись с такой силой, как теперь исполн€лись на Ќем слова св. ƒавида о ћессии: «изли€хс€, €ко вода, и рассыпашас€ вс€ кости мо€, сердце мое бысть €ко воск, та€й посреде чрева моего; изсше €ко скудель крепость мо€, и €зык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел м€ еси. »скопаша руце мои и нозе мои; исчетоша вс€ кости мо€. ќбыдоша м€ пси мнози; смотриша и презреша м€» (ѕс. 21, 15—18).

Ѕожественный —традалец, веро€тно, —ам остановилс€ мыслью на этом пророчестве... —ила уходила вместе с жизнью... ”гасающий взор все еще стремилс€ к небу, но оно было мрачно — ни одного луча света, ни одного утешени€... ѕравосудный ќтец как будто оставил —ына, страждущего за грехи людей... ћысль эта довершила меру страданий, и без того ужасных: человеческа€ природа изнемогла... «≈лои, Eлoи, — воскликнул Ѕожественный —традалец, — лима савахфани!» (Ѕоже ћой, Ѕоже ћой, вскую ћ€ еси оставил?) ќтвета не было... ќн заключалс€ в наших грехах: √осподь, по замечанию св.  иприана, дл€ того вопросил ќтца, чтобы мы вопросили самих себ€ и познали свои грехи. «»бо, — продолжает св€щенномученик, — дл€ чего оставлен √осподь? ƒабы нам не быть оставленными Ѕогом; оставлен дл€ искуплени€ нас от грехов и вечной смерти; оставлен дл€ показани€ величайшей любви к роду человеческому; оставлен дл€ доказательства правосуди€ и милосерди€ Ѕожьего, дл€ привлечени€ нашего сердца к Ќему, дл€ примера всем страдальцам». Ёто единственное толкование жалобной молитвы »исуса, которое надо знать и всегда помнить ≈го последовател€м. ѕолный смысл этой молитвы есть и должен быть дл€ нас тайной... ¬прочем, в ней не видно никакого сомнени€ или огорчени€. ”же повторение слов: Ѕоже ћой, Ѕоже ћой, — показывает противное. ¬идна только жалоба на т€жесть мучений — и внешних, и внутренних, а особенно на видимое как бы затмение Ѕожественного единства ≈го со ќтцом, которое замен€ло доселе все утешени€, и теперь, нарушившись, составило последний предел внутренних страданий и верх креста; то есть видно такое чувство, которое столь же свойственно человечеству, сколько Ѕожеству прилично бесстрастие.

ћолитвенное восклицание √оспода дл€ врагов ≈го послужило новым поводом к насмешкам. »зверги притворились, это не пон€ли ≈го слов, и, основыва€сь на некотором сходстве звучани€ ≈лоаг с именем »лии, придали им смысл обращени€ к этому пророку: «—мотрите, — кричали один другому, — ќн зовет »лию на помощь», то есть смотрите, как ќн, и умира€, продолжает представл€тьс€ ћессией: ибо все верили, что »ли€ вместе с другими пророками должен €витьс€ перед по€влением ћессии и быть ≈го предтечей и слугой; верили также, что этот пророк €вл€етс€ иногда, чтобы помочь тем, которые его призывают.   прочим мучени€м √оспода присоедин€лись теперь еще смертельна€ жажда, следствие большой потери крови, — предвестница в расп€тых близкой смерти. »знемога€ от этого нового мучени€, Ѕожественный —традалец воскликнул: «жажду!» ∆алобный вопль этот, провиденный и предсказанный также пророком (ѕс. 69, 22), тронул одного из воинов. ќн тотчас окунул в уксус губку, надел ее на иссоповую трость и приложил к устам »исуса... —отник не преп€тствовал человеколюбию подчиненного, будучи готов позволить и более, потому что расп€тый ѕраведник час от часу более привлекал его внимание и уважение.

Ќо враги »исуса и здесь про€вили бесчеловечность. «ќставь ≈го, — кричали с досадой воину, — ќн надеетс€ на »лию; так посмотрим, придет ли »ли€ сн€ть ≈го со креста». ƒаже сам воин, напоивший »исуса ’риста, как бы опаса€сь показатьс€ слишком отзывчивым, говорил: «„то за нужда; может быть, »ли€ замедлит придти». ¬кусив немного прохладительного пити€, √осподь далее воскликнул громко: «—овершишас€!» Ёто был последний предел и судеб Ѕожьих, которые исполн€лись теперь над ’одатаем Ѕога и человеков, и самых страданий ≈го; ибо пречистое тело ≈го, дл€ которого страдани€, по самому совершенству его, были неверо€тно мучительны, уже готово было разлучитьс€ с душой. ¬озвед€ взор к небу, »исус сказал: «ќтче, в руки “вои предаю дух ћой!..» ѕри этих божественных словах глава ≈го преклонилась (как обыкновенно бывает с умирающими), и ќн испустил дух (»н. 19, 30; Ћк. 23, 46)... “ак окончилась жизнь, равной которой не было и не будет на земле! ¬се, сказанное √осподом перед —воей смертью показывает, что мысль ≈го в эти решительные минуты была заключена в слове Ѕожьем. ѕри первой борьбе, которую ќн, как второй јдам, должен был выдержать в пустыне в начале служени€ —воего, слово Ѕожье было дл€ Ќего единственным щитом против разжженных стрел сатаны (ћф. 4, 1-10). » теперь, в последней борьбе с немощами природы человеческой, с болезн€ми тела и духа, √осподь обращаетс€ за утешением к тому же слову Ѕожьему. ¬ нем, как на чертеже —воей жизни и служени€, видит насто€щее, прошедшее и будущее: видит, что оставалось еще претерпеть дл€ блага человечества, видит, наконец, исполнение всех великих судеб Ѕожьих и как победитель, который истоптал уже точило €рости Ѕожьей (»с. 63, 2), восклицает: «—овершишас€!» Ќужно ли напоминать о том, как многозначительно это восклицание! ÷ела€ истори€ рода человеческого должна служить его изъ€снением; но одна только вечность раскроет вполне то, что совершилось теперь на малом холме √олгофском. јл. ѕавел говорит, что на кресте расторгнуто рукописание грехов человеческих ( ол. 2, 13. 14): оно расторгнуто в ту самую минуту, когда √осподь изрек: «—овершишас€!»

ѕри всей лютости страданий, при всем уничижении, —ын „еловеческий до самой последней минуты €вл€етс€ с полным сознанием —воего Ѕожественного достоинства и великого предназначени€. ѕоследний взор ≈го устремлен к небу, последний глас ≈го обращен к ќтцу! ћы видим всемогущего ѕосланника Ѕожьего, у  оторого, как ќн —ам сказал, никто не может вз€ть жизни против ≈го воли (»н. 10, 18). ѕоэтому если ќн предает ее теперь, то предает —ам, добровольно и только исполнив —вое великое дело, — предает не ангелу смерти, а ќтцу,  оторый дал ≈му иметь живот в —амом —ебе (»н. 5, 26)... ¬прочем, мнение, что смерть Ѕогочеловека на кресте ускорена сверхъестественным действием Ѕожественным, чтобы тело ≈го, которое должно воскреснуть, не подверглось сокрушению голеней, не может быть прин€то, хот€ оно высказано еще древними учител€ми ÷еркви и подтверждаетс€, по-видимому, некоторыми обсто€тельствами самой истории евангельской (непродолжительным пребыванием √оспода на кресте, удивлением ѕилата, что ќн уже умер, и сотника, что смерть ≈го наступила вдруг за громкими восклицани€ми и проч.).

ƒостойно ли это мнение Ѕожественного —традальца? ћы видели, как ќн решительно отказалс€ от всех сверхъестественных средств дл€ —воей защиты; можно ли после этого думать, что ќн воспользовалс€ чем-то сверхъестественным дл€ сокращени€ —воих страданий? „тобы внутренний крест ≈го осталс€, так сказать, недоконченным? Ќет!  то учил других, что претерпевши до конца спасен будет, “от —ам, без сомнени€, терпел до конца: подвигоположник не может быть ниже подвижников. ¬ождь спасени€ нашего €вилс€ совершенным через страдани€ (≈вр. 2, 10), поэтому, сокраща€ страдани€, мы как бы сократим ≈го совершенства.» не довольно ли естественных причин, которые могли ускорить на кресте смерть Ѕогочеловека? Ѕичевание одно, как мы заметили, нередко оканчивалось смертью бичуемого. ”дивительно ли, что прервалась жизнь “ого,  то, кроме бичевани€, претерпел множество других мучений,  то еще в саду √ефсиманском был изнурен кровавым потом до того, что имел нужду в ангеле укрепл€ющем, а на пути к √олгофе, под т€жестью креста ослабел настолько, что даже бесчеловечные враги заметили, что жизнь ≈го в опасности? ≈сли крест иногда не скоро умерщвл€л, то надо помнить, кого он не скоро умерщвл€л и кто были люди, которых распинали на крестах. √ромкие восклицани€ расп€тых не только не показывают избытка жизненных сил, но, по замечанию опытных физиологов, €вл€ютс€ несомненным признаком наступающей смерти. –асп€тые вместе с √осподом должны были остатьс€ в живых дольше уже потому, что не были подвергнуты бичеванию, да и по некоторым другим причинам.

√лава: XXV взгл€д на пока€вшегос€ на кресте разбойника Ќа трогательном поступке разбойника, кающегос€ и проповедующего со креста пока€ние, охотно останавливаетс€ взор и успокаиваетс€ сердце, страждущее от печального зрелища страстей и буйного неразуми€ бесчеловечных врагов »исусовых. »исус ’ристос — в глубочайшем уничижении: ќн поруган, оклеветан, пригвожден ко кресту, оставлен даже теми, которые были свидетел€ми великих дел ≈го; сами ученики и сродники с трепетом взирают на крест ≈го — символ прокл€ти€ и гнева Ѕожьего; и вот в эти ужасные минуты расп€тый одесную ≈го преступник возноситс€ мыслью превыше всех соблазнов, окружающих крест »исусов, находит более величи€ в уничижении ѕраведника, нежели в постыдном торжестве первосв€щенников; при всех исповедует ≈го невинность и свое ока€нство. ћало этого, вера кающегос€ проникает за пределы всего видимого: “ого,  оторый вместе с ним терпит мучени€, находитс€ близ смерти, он признает √осподом неба и земли, ¬ладыкой ра€ и ада; не видит более креста »исусова; зрит одно ≈го вечное царство и молит даровать себе в нем место!.. “ака€ вера есть подлинно вера в расп€того »исуса!..  ак не спросить при этом: откуда такое величие духа и такое достоинство в характере разбойника?  то был дл€ него проповедником и учителем такой мудрости218?

ќставалось преодолеть одну трудность — признать ћессию в человеке расп€том, приближающемс€ к смерти. Ќо поскольку она преодолена, то мы смело можем предположить, что пока€вшийс€ был и прежде свободнее других от всеобщего предрассудка о бессмертии ћессии и имел какое-либо пон€тие о ≈го страдани€х. » почему, собственно, нельз€ сделать такое предположение? ≈сли истори€ не слишком благопри€тствует ему, то и не исключает его совершенно. ¬скоре после жизни »исуса ’риста у иудеев возникает мнение о двух ћесси€х, славном и страждущем, раскрытое во всех подробност€х. «акон исторической постепенности говорит, что начало такого образа мыслей находитс€ во временах предшествующих. » разве не имели иудеи перед глазами множество пророчеств, в которых ћесси€ описываетс€ страждущим и умирающим? „то эти пророчества относились к ћессии еще до »исуса ’риста, за это ручаетс€ уже весь Ќовый «авет. Ќеоспоримо притом, что лучшие из иудеев ожидали от ћессии очищени€ грехов народа Ѕожьего (Ћк. 1, 7; 2, 30); верили, что поэтому €вление ≈го сопр€жено будет со многими бедстви€ми, что даже ќн —ам многими будет отвергнут (Ћк. 2, 34). Ќо от такого образа мыслей далек ли переход к мнению, что ћесси€ дл€ искуплени€ грехов подвергнетс€ страдани€м и смерти?

≈сли бы даже совершенно никто из иудеев не ожидал ћессии страждущего, то один »оанн  реститель, изображавший »исуса ’риста ћессией и вместе јгнцем Ѕожьим, вземлющим грехи мира, мог поселить во многих иуде€х веру в ћессию страждущего. Ёта же вера могла возникнуть во многих благодар€ собственным словам »исуса ’риста,  оторый не раз всенародно свидетельствовал, что —ыну „еловеческому надлежит пострадать, дабы войти в славу —вою. ¬ообще надо предположить, что проповедью »оанна  рестител€ и »исуса ’риста предрассудок о земном царстве ћессии был весьма ослаблен, иначе крест »исусов произвел бы в последовател€х ≈го гораздо более ужаса и потр€сений, чем теперь видим. —ообразив все это, не трудно представить, каким образом один из расп€тых с »исусом ’ристом преступников вдруг оказываетс€, по выражению отцов ÷еркви, мучеником, евангелистом и пророком. ∆иво чувству€ собственное недостоинство и готов€сь к смерти, он видит перед собой вечность и —удию живых и мертвых. «релище ужасное! «ќ, если бы ѕраведник, вместе со мной страждущий, был ћесси€? “ак, это точно ќн! ¬о смирении суд ≈го вз€тс€; ќн как овча, веден был на заколение, как агнец, не отверзал уст —воих, — ќн,  оторый одним словом воскрешал мертвых! Ќапрасно враги вмен€ют ≈го быть в труде, в €зве от Ѕога и в озлоблении. ќн грехи наши носит и о нас болезнует; ќн мучитс€ за беззакони€ наши: «наказание мира нашего на Ќем» (»с. 53, 1—40). ћысль — утешительна€ дл€ совести, у€звленной раска€нием; и кающийс€ грешник, в порыве св€того чувства, спешит облобызать верой крест “ого, в  ом он видит »скупител€ и —удью: «ѕом€ни м€, √осподи, егда приидеши во царствии “воем!»

¬прочем, вера пока€вшегос€, во вс€ком случае, достойна удивлени€; и кто имел ее, тот достоин был войти в рай вместе с Ќачальником и —овершителем веры. ѕусть он знал об учении и чудесах »исуса ’риста — кто же не знал этого из тех людей, которые теперь издеваютс€ над Ќим? ѕусть обсто€тельства содействовали его обращению — но другой расп€тый разве не в подобных находилс€ обсто€тельствах? ќднако же мы видим в нем человека нераска€нного. ѕока€вшийс€ сделал то, чего на его месте, может быть, не сделали бы многие и многие... «” него, — рассуждает √ригорий ¬еликий, — оставались только сердце и уста свободны; и он принес Ѕогу в дар все, что имел: сердцем уверовал в правду, а устами исповедал во спасение». «Ќе знаю, — признаетс€ блж. јвгустин, — чего бы не доставало сей вере: подлинно, »исус ’ристос не нашел подобной в целом народе иудейском, даже в целом мире». —в. «латоуст заметил еще в пока€вшемс€ высокую черту любви к ближним, котора€ побудила его прежде пещись о спасении своего сообщника, а потом уже просить √оспода и о себе.“ем непростительнее, когда грешники, злоупотребл€€ примером пока€вшегос€ на кресте разбойника, воображают, что, провед€ всю жизнь во грехах, они перед самой смертью успеют исправитьс€ и минутным пока€нием заслужить целую вечность блаженства. Ќе отверга€ той утешительной, вытекающей из сущности христианства истины, что самое позднее раска€ние, по силе веры в заслуги »скупител€, может быть действительно, не отверга€, говорю, этой истины, котора€, впрочем, по самому духу христианской религии, требует многих ограничений и действительное совершение которой над грешниками известно только одному Ѕогу, — нужно сказать, что пример разбойника, пока€вшегос€ на кресте, по самому существу своему, не менее способен возбудить страх, чем надежду. „тобы прилагать к себе этот пример, надо вообразить себ€ наход€щимс€ в ужасном положении пока€вшегос€ и, между тем, имеющим такую веру, какой, по словам јвгустина, не нашлось в целом мире. ѕосле этого каждый почувствует, чего стоит рай, даруемый, по-видимому за одно слово!

–убрики:  ѕравославие. ¬ера. ћолитвы
–елиги€: монастыри, соборы, храмы, мечети, св€тые
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 35 пользовател€м