Бедфордское кружево родом из Англии. У него достаточно короткая история. Расцвет и закат этого вида кружева уложился в 50-60 лет. Кружево было как игольное, так и коклюшечное. Интересно то, что его плели даже мужчины.
Данный тип кружева зародился в ХVIII веке на территории вблизи Парижа. Это плотное кружево, которое достаточно тяжело соединить в единую композицию. Характерная сетка из шестигранных петель, на основе которой плетется данный тип кружева, создается путем пересечения этих петель и деления их на треугольники. Узоры создаются из цельных петель и окружаются структурной нитью. В композицию обычно вплетены изображения цветов, листьев, венков, а иногда и животных. Внутренние части узоров густо украшены декоративными петлями.
Это легкое и изящное кружево. Основа – воздушная сетка из шестигранных петель. Каждая петля имеет четыре стороны, образованные двумя нитями, переплетенными вместе, и две стороны, образованные перекрестными нитями. Узоры созданы из цельных петель и окружены толстой декоративной нитью. Вся композиция в основном имеет цветочные мотивы. Если в кружево часто вплетаются изображения цветочных горшков, кружево называется «Горшочное кружево». Кружево Лилля традиционно используется для украшения провинциальных шляпок в Голландии. Различные сделанные со вкусом петли орнамента украшают центральные части цветов. Основа самого кружева часто украшена разбросанными по ткани квадратными points d’esprit.
Появившись в регионе Шантийи, недалеко от Парижа, данный вид кружева получил большую популярность. Позже его создавали в Кане и Байе в Нормандии, а также в Граммонте в Бельгии. Отличительной чертой данного вида кружева является применение черной шелковой нити для его создания, применяют и белую нить, но гораздо реже. Применяемая сетка-основа та же, как и при создании кружева Лилля (основа Лилля). Узоры создаются из прерывистых петель и подчеркиваются декоративной нитью. Эти петли придают узорам изящный утонченный вид. В композиции кружева часто находит отображение большое количество великолепных цветов. Данное кружево создается по частям, которые впоследствии незаметно соединяются в единое творение.
Название этот вид кружева получил от цвета шелковой нити, из которой его создают. Это очень красивое и деликатное кружево, с сеткой-основой, похожей на хрупкий воздушный тюль. Узоры создаются из цельных петель, и похожи на атласные, так как при их создании используют толстые шелковые поперечные нити и тонкие вертикальные шелковые нити. Композиция в основном состоит из изображений цветов и листьев, которые окружает структурная нить. Для создания кружева часто используют декоративные петли и маленькие отверстия для придания общей композиции легкости.
Брабантское кружево считается одним из самых роскошных видов кружева. Оно завоевало огромную популярность при королевских дворах Франции и Англии. Основа состоит из шестигранных петель, две стороны которых располагаются параллельно основе, сформированной четырьмя переплетенными нитями. Утонченные узоры кружева заимствованы у природы, и с ходом времени они принимали форму, соответствующую преобладающим вкусам. Богатство и отборное великолепие Брабантского кружева подчеркивается использованием квадратных point d’esprit и декоративных петель.
Кружева Бенше – кульминация кружевного искусства. Этот тип кружева, вместе с кружевом из Антверпена, берет за образец старинное кружево Фландрии. Были сформированы два вида кружева Бенше со своими отличительными характеристиками. Нет одной определенной основы, но вместо нее используется смешение различных основ, созданных из цельных и прерывистых петель. Сложные по своему исполнению декоративные элементы иногда можно ошибочно принять за античные. Замысловатые переплетения разнообразных нитей и использование сотен коклюшек способствует созданию сказочно красивого деликатного кружева, похожего на осеннюю паутину.
Техника, используемая при создании данного типа кружева такая же, как и при создании Цветочного кружева Брюгге. Та же свобода при создании узоров из цельных и прерывистых петель. Но, в общем, в Брюссельском атласном кружеве присутствует больше утонченности и изысканности, а также появляются изображения людей, животных и геральдических фигур. Изображенным декоративным листьям и цветам добавляется рельефность. Узоры часто окружаются и подчеркиваются толстой декоративной нитью. Одной из отличительных черт Брюссельского атласного кружева является маленькие вкрапления Брюссельского крючкового кружева. Таким образом, это кружево уже относится к смешанному типу.
Это роскошное кружево имеет несколько характерных черт. Основа – брюссельское крючковое кружево. Сами узоры создаются при помощи бобин по технике Брюссельского атласного кружева. Элегантные композиции навеяны природой. Мы можем наблюдать гармоничное смешение огромного количества декоративных элементов: маленькие звездочки, миниатюрные колечки, рельефные изображения и маленькие отверстия для придания легкости ткани, все они одинаково хорошо созданы как при помощи коклюшек, так и при помощи крючков.
Старинное кружево Фландрии не нужно путать со старинным фламандским кружевом ХVI-ХVII вв. Все коклюшечное кружево, созданное во Фландрии в те времена называлось «Старинное коклюшечное кружево Фландрии» (в английском обычно это звучит как «Фламандское коклюшечное кружево ХVI-ХVII вв.»
Сегодня «Старинное кружево Фландрии» относится к смешанному типу. Основа – крючковая, состоящая из довольно простых шестигранных петель, иногда их заменяли плетеной паутинкой.
Узоры создаются при помощи коклюшек, по большей части из цельных петель, со случайными вкраплениями прерывистых. В композиции мы можем видеть изображения цветов и веток. Все декоративные петли рельефные, созданные полностью при помощи коклюшек по крючковой технике.
Данный тип кружева не нужно путать с коклюшечным Миланским кружевом ХVII века. Основа создается крючком. Она состоит из шестигранных петель, идентичных тем, что используются при создании старинного фламандского кружева. Узоры формируются из плетеных нитей, созданных механически. В общем, вся композиция состоит из цветочных узоров, которые повторяются до тех пор, пока не будет создана цельная роскошная композиция. Также часто используются различные декоративные крючковые петли.
Волшебство Венеции, которое возбуждает любого, начиная с вида на лагуну, распространяется на целый ряд художественных произведений, работ мастеров которые передавались на протяжении веков, из поколения в поколение. Среди них всемирно известное Буранское кружево, истоки которого лежат в легенде. Свое рождение плетения кружев, можно отнести к 15 веку. Работа производилась с помощью иглы и нити. Техника трудоемкая, но кружево получалось отменное и ценилось чуть ли не на вес золота. Hа острове кружева называют «дырками в воздухе». При помощи их были выполнены геометрические узоры, цветы, животные, свитки листьев. Проходит время, меняются стили, мода, но изящество узора, тонкость линий, живут вне времени и тенденций и на протяжении многих веков остаются образцом высочайшего мастерства, вызывают восхищение и придают его обладателям ощущение утонченности и благородства. Сегодня Буранское кружево, является более чем традицией, а продуктом эксклюзивным, высочайшего уровня, которое заваевало свое место на международных рынках. Конечно же, дорогим продуктом, так как является результатом долгих часов работы, большого опыта и высокой техники, предметом роскоши, как ювелирное изделие.
Другие кружевные истории смотрите здесь,
вятское кружево здесь, вологодское здесь, елецкое здесь, а
еще красивые посты о кружеве здесь и здесь
ИСТОЧНИК 1, ИСТОЧНИК 2