На заметку родителям! Правила приема в первый класс
Ваш ребенок идет в первый раз, в первый класс. Волнение испытывают все, родители, наверное больше всех. Все ли готово для этого знаменательного события? Время еще есть, чтобы основательно все проверить, думаю эта заметка пригодится молодым родителям.
Для начала о документах. Мы часто сталкиваемся с тем, что родители плохо знают о правах и обязанностях своего ребенка. И поэтому, напоминаем:
Перечень нормативных документов, регламентирующих зачисление ребенка в школу.
1. Закон РФ “Об образовании” с изменениями и дополнениями, "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ, "О беженцах" от 07.11.2000 N 135-ФЗ, "О вынужденных переселенцах" с изменениями и дополнениями, "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196.
3. Устав общеобразовательного учреждения.
4. Санитарные правила и нормы.
На основание данных документов напомним некоторые...
Пункты правил приема детей в первые классы.
1. В соответствии с письмом Министерства образования РФ “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы” в первый класс с согласия родителей и заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым на первое сентября текущего года исполнится не менее 6 лет и 6 месяцев.
Уважаемые родители, мы много раз говорили о том, что не стоит торопиться и отдавать ребенка в школу раньше указанного возраста. Психологически и физиологически ребенок должен “созреть” для систематического обучения в школе. Как определить готовность будущего первоклассника к школе см. в Выпусках N40 от 29.06.08, N44 от 27.07.08, N46 от 06.08.08, N48 от 13.08.08 и многих других.
2. Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс независимо от уровня их подготовки. Прием детей в 1 класс во все виды государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п. 3 ст. 5 Закона. Заключение медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер. Следует помнить, что только по заключению медико-психолого-педагогической комиссии и с обязательного согласия родителей ребенок может быть направлен в класс коррекционного обучения.
3. Родители имеют право выбрать общеобразовательное учреждение, форму получения образования (на основание Закона Российской Федерации "Об образовании" и п. 59 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Правда, следует помнить, что право на первоочередное поступление в первый класс имеют дети, проживающие в близлежащих домах, дети, братья или сестры которых уже учатся в этой школе, и выпускники пришкольных подготовительных групп. Именно такие правила устанавливаются практически всеми субъектами Федерации.
4. Для зачисления ребенка в 1 класс родителям понадобятся следующие документы: медицинская карта ребенка с треугольной печатью и подписью заведующего отделением детской поликлиники; документ, подтверждающий прописку ребенка, копия медицинского страхового полиса, копия свидетельства о рождении ребенка и, конечно, заявление о приеме в школу.
5. Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Обучение на всех ступенях общего образования осуществляется бесплатно. Тем более, Вам не имеют права отказать в приеме по итогам “конкурсных” испытаний.
6. Согласно п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пп. 47 и 48 Типового положения об общеобразовательном учреждении при приеме детей в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
7. Независимо от возраста поступления обучение в начальной школе теперь должно продолжаться 4 года. Программы, после которой дети, окончив третий класс, шли сразу в пятый, больше нет.
8. У школы может быть только 2 законные причины не принять вашего малыша в первый класс. Это отсутствие мест и, как мы уже говорили, возраст ребенка. Правда, как показывает практика, оба эти “препятствия” вполне преодолимы при согласии школы. В случае если “мест нет”, муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.
Вот некоторые советы, которые стоит учитывать при выборе школы.
1. Обязательно поговорите с учительницей. Она должна создавать комфортную для учебы среду. Постарайтесь по возможности поучаствовать в выборе учителя. Ориентируйтесь здесь не на свои запросы, Вы выбираете учителя ребенку, а не себе, а на совместимость ребенка и учителя.
2. Желательно выбрать школу рядом с домом. Однако, если “благополучных” школ в округе нет, придется возить ребенка.
3. Поговорите с родителями, поджидающими детей около школы, что они думают об этом учебном заведении, расспросите и самих детей.
4. Уточните, по какой программе будет обучаться ребенок. Если она отличается от обычной, то все равно должен быть обеспечен необходимый уровень знаний для перехода в среднюю школу.
5. Очень важно, чтобы было правильно составлено расписание учебной недели, не допускались учебные перегрузки малышей.
6. Узнайте, как организовано пребывание в группах продленного дня: есть ли условия для приготовления домашних заданий, для игр и тихого отдыха, работают ли во второй половине дня в школе кружки и секции и т. 7. Поинтересуйтесь, как организовано питание детей. Есть ли достаточные по площади и хорошо оборудованные буфеты и столовые, позволяющие накормить детей горячим питанием. Это особенно важно в школах продленного дня, где дети получают не только завтрак, но и обед.
Дорогие родители, не увлекайтесь школами с углубленным изучением каких-либо предметов, а также лицеями и гимназиями. К сожалению, как показывают данные, состояние здоровья учащихся этих учебных заведений зачастую значительно хуже, чем в обыкновенных школах, в связи с чрезмерной учебной нагрузкой и нарушениями режима учебного процесса.
И помните, “Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться” (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер).
С уважением, Мария Демина