-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Метки

ажурный узор акварель акварельная живопись англия анимация бабочки березы букеты весна видеорецепт времена года выкройка вязание крючком вязание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом животные жизнь жилет зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море морской пейзаж музыка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пейзаж пейзажи пионы платье поздравление от друзей позитив портрет природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка с девушкой реализм река рождество розы ромашки с девушкой с днем рождения сирень сказка снег современное искусство современные художники стихи схема вязания схемка вязания топ туника тюльпаны фото фоторецепт франция фрукты фэнтази холст цветы цитаты шали юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей: 44659
Комментариев: 353094
Написано: 545023


Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Вторник, 20 Октября 2015 г. 21:05 + в цитатник

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Палатинская капелла (итал. Cappella Palatina — буквально, «дворцовая часовня») — капелла Норманнского дворца в Палермо, личная капелла сицилийских королей и вице-королей. Является одним из важнейших памятников арабо-норманнского стиля, содержит выполненные византийскими и местными мастерами мозаики XII и XV веков, а также редчайший для Европы арабский резной потолок.

Рожер II лично руководил строительством капеллы. В его царствование византийскими мастерами были созданы мозаики купола, триумфальной арки и трансепта. В это же время арабскими плотниками был выполнен резной сталактитовый потолок, характерный для мечетей фатимидского Египта и Магриба. В царствование (1154-1166) Вильгельма I Злого, сына и преемника Рожера II, местные сицилийские мастера исполнили большой мозаичный цикл, посвящённый Книге Бытия, в центральном нефе. При следующем короле Вильгельме II Добром (1166-1189) в боковых нефах был исполнен малый цикл, повествующий о жизни апостолов Петра и Павла. К норманнской эпохе принадлежат резной амвон и пасхальный канделябр.

 Палаццо Реале (итал. Palazzo Reale, буквально «Королевский дворец») — бывшая резиденция сицилийских королей и вице-королей, расположенная на окраине исторической части Палермо. Самой известной частью дворца является Палатинская капелла. Первые строения на месте Палаццо Норманни принадлежали финикийцам, затем здесь существовали древнеримские укрепления. В IX веке арабы, овладевшие Палермо в 875 году, основали на месте античных развалин свою крепость, известную как Дворец эмиров. В арабскую эпоху здание было одной из крепостей, контролировавших Палермо, а резиденция эмиров располагалась в самом городе — в нынешнем квартале Кальса.
В 1072 году норманны овладели Палермо, и Роберт Гвискар обустроил свою резиденцию во Дворце эмиров. Его племянник Рожер II превратил бывшую арабскую крепость в королевский дворец. При Рожере II к дворцу были пристроены четыре башни — Пизанская (или святой Нинфы), Красная (ит. итал. Torre Rossa), Греческая и Джоария, при его сыне Вильгельме I Злом — башня Киримби. Из перечисленных башен до настоящего времени сохранилась только первая. При Рожере II во дворце была обустроена и освящена частная королевская часовня — Палатинская капелла.

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Каждый из боковых нефов отделен от широкого главного пятью колоннами из египетского гранита и зелёного мрамора с позолоченными коринфскими капителями. Заимствованные из арабской архитектуры широкие стрельчатые арки, покоящиеся на колоннах, не соединяются в непрерывный ряд, убегающий к алтарю: колонны далеко отстоят друг от друга, и их капители не образуют единой зрительной горизонтали. В свою очередь горизонталь стены над арками и в особенности чёткая линия карниза препятствуют развитию движения вверх. Таким образом, горизонтальные и вертикальные ритмы взаимно уравновешиваются.
Амвон и пасхальный канделябр
Пол капеллы, украшенный инкрустацией из мрамора, гранита и порфира, выполнен в стиле Космати, обогащённом местными арабскими мотивами. Это один из самых полно сохранившихся полов XII века, выполненных в технике штучной мозаики (opus sectile). Работавший при дворе Рожера проповедник по имени Филагат сравнил его красочные мраморные плиты с «весенним лугом, с той разницей, что цветы вянут и умирают, а этот луг пребудет вечно». Ещё более сложный рисунок имеет пол в пресвитерии: к порфировым дискам и сложным геометрически узорам добавлены изображения двух львов, "охраняющих" врата в алтарной перегородке, и двух змей по бокам "охраняемого" ими алтаря.
Потолок центрального нефа представляет собой редкий для Европы и свойственный мечетям фатимидского Египта и Магриба деревянный сталактитовый плафон. Он украшен куфическими надписями и фигурами пирующих, музыкантов и плясунов, которые воплощают относящиеся к царской власти понятия победы, власти и щедрости. Филагату этот плафон «с корзинками» напомнил сияющий золотом «звёздный хор». Потолки боковых нефов решены менее замысловато.
В капелле пространственно выделяются восточная (пресбитерий и апсиды) и западная (королевское место) части. Они подняты над полом капеллы на пять ступеней и венчаются мозаикой с изображением Христа Пантократора. Таким образом, в капелле реализована классическая византийская концепция симфонии — согласия и взаимодополняемости духовной и царской властей.
Бронзовые двери украшены узором в виде аканта, ручки выполнены в виде львиных голов. Особое место в капелле уделено мозаикам: они полностью покрывают поверхность апсид, заполняют место над колоннами, отделяющими боковые нефы от главного, верхний регистр стен боковых нефов и западной стены. Нижний регистр этих стен украшен сложными мраморными инкрустациями.
Отдельный интерес представляют амвон и пасхальный канделябр капеллы. Амвон поддерживается четырьмя мраморными колоннами с коринфскими капителями и завершается двумя парапетами. Первый, расположенный ближе к центру храма, парапет выполнен из красного порфира, заключённого в беломраморную окантовку с рельефными растительными орнаментами, подставкой для Писания служит фигура орла — символ евангелиста Иоанна Богослова. Второй, находящийся ближе к апсиде, парапет выполнен из белого мрамора с рельефными геометрическими орнаментами, подставкой здесь является фигура льва, символизирующего евангелиста Марка.
Рядом с амвоном расположен мраморный пасхальный канделябр — дар архиепископа Гуго Палермского в честь коронации Вильгельма I Злого. Основанием канделябра служат фигуры четырёх львов, пожирающих других животных и людей, тело колонны представляет собой сложную композицию из человеческих фигур, животных и растений. Венчают канделябр три полуобнажённых мужских фигуры, поддерживающих собственно подсвечник. Изображённые сюжеты и манера их исполнения позволяет отождествить автора канделябра с одним из мастеров, работавших над капителями клуатра Монреале, а именно с Мастером путти

Палатинская капелла представляет собой классическую трёхнефную базилику с тремя апсидами. Поскольку храм задумывался как частная капелла, предназначенная для узкого круга лиц, размеры его невелики: 33 метра в длину и 13 в ширину. Интерьер капеллы поражает не стремительностью пространственного размаха и многоплановостью замысла, а общей гармонией основных элементов, продуманностью целого и мелочей.

Христос Пантократор в кругу архангелов и ангелов.

 Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Иконография капеллы имеет поразительное сходство с расписанным в те же годы собором Мирожского монастыря в Пскове. Гарвардские византисты предполагают общий источник иконографической программы, наверняка являющийся византийским. В искусствоведческой литературе обращается внимание на то, что образы расходились веером вокруг несохранившегося балкона монарха, напоминая средневековый кинематограф.

Мозаики купола были выполнены приглашёнными греческими мастерами в царствование Рожера II и являются самыми древними в капелле. В центре купола изображён Христос Пантократор, правой рукой благословляющий молящихся, а в левой руке держащий закрытое Евангелие. Нимб вокруг головы Христа выполнен в форме греческого креста, одежды напоминают парадные одеяния византийских императоров. Христос помещён в центр круга из четырёх архангелов (Михаил, Уриил, Гавриил и Рафаил) и восьми ангелов. Архангелы изображены в царских одеяниях, со скипетром в правой руке и державой в левой. Ангелы представлены молящимися, с благоговейно сложенными руками. Сияние и великолепие небесной славы ещё более усиливается светом из восьми окон, пробитых у ног ангелов.

На следующем уровне мозаичисты изобразили четырёх пророков, предвозвестивших пришествие Спасителя, а именно Иоанна Крестителя, Соломона, Захарию и Давида, над головами которых помещены малые изображения ещё восьми пророков (Исайя, Иезекииль, Иеремия, Иона, Даниил, Моисей, Илия и Елисей). Все пророки держат в руках свитки с греческими цитатами, указывающими на грядущего Христа. В угловых нишах изображены четыре евангелиста, держащие в руках свитки с латинскими первыми словами своих Евангелий.

Из арабо-норманнских церквей Сицилии только Палатинская капелла и Марторана имеют классические купола. В отличие от аналогичной мозаики купола Мартораны, работавшие в Палатинской капелле мастера точно вписали фигуры в геометрию купола, так что все фигуры с учётом перспективы имеют правильное сложение и рост. Иконография мозаик купола Палатинской капеллы строго византийская, все персонажи размещены в соответствии с принятой иерархией. Золотой фон мозаики, парадные одежды Христа, ангелов и святых должны были наводить зрителей на мысли о неизречённой славе Царства Небесного.

Королевский дворец. Двор Македы. Внутренняя стена Палатинской капеллы

Расцвет Норманнского дворца связан с именами внука Рожера II — Фридриха II, при котором дворец стал императорской резиденцией, и Манфреда. После гибели династии Гогенштауфенов Палермо утерял свой столичный статус, и вплоть до XVI века дворец был обычной крепостью. Большинство интерьеров эпохи Отвилей и Гогенштауфенов было утеряно.
 

С начала XVI века испанские вице-короли Сицилии поселились в Норманнском дворце. В течение XVI — XVII веков дворец был значительно расширен и перестроен. В 1616 году при вице-короле Вильене дворец обрёл новый парадный фасад, выходящий на нынешнюю Пьяцца Виктория. В 1581-1584 годах был обустроен изящный Фонтанный двор (итал. Cortile della Fontana), в 1598-1601 годах — обширный двор Македа, носящий имя ещё одного вице-короля. Северной стеной двора Македа стал южный фасад Палатинской капеллы. В 1735 году при короле Карле Бурбонском была сооружена монументальная лестница, соединившая двор Македа с королевскими покоями на третьем этаже.
Начиная с 1947 года, в Палаццо Норманни заседает Региональная ассамблея — парламент автономной области Сицилия. В настоящее время Палатинская капелла является музеем, а в определённые дни посетителей допускают и в парадные залы третьего этажа дворца.

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Убийство Авеля Каином, Ламех рассказывает жёнам об убийстве им Каина

Христос Пантократор, с нимбом в виде греческого креста, в царских одеждах, благословляющий правой рукой, а в левой — держащий закрытое Евангелие. Христу предстоят апостолы Пётр и Павел (по правую и левую руку соответственно), а в воздухе парят архангелы Михаил и Гавриил. Размещение образа Христа Пантократора не в алтарной части и не в куполе, а над троном не встречается ни в одном другом сицилийском храме. Палатинская капелла, в качестве личной часовни сицилийских монархов, показывает, насколько живучей оказалась византийская государственная традиция на Сицилии. Именно здесь с наибольшей силой воплощена идея особой связи монарха с Богом, короля с Царём царей[.

Опьянение Ноя и грех Хама

Мозаика: Строительство вавилонской башни

Приподнятые над полом, восточная и западная части капеллы, украшены мозаикой с изображением Христа Пантократора. Так показаны согласие и дополняемость духовной и царской властей – принцип византийской концепции симфонии.

В конце апсиды вновь представлен образ Христа Пантократора. В отличие от изображения в куполе Христос здесь держит в левой руке Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходит во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12), причём надпись сделана и на греческом (слева), и на латыни (справа).

Особо нужно сказать о мозаиках, которые практически полностью покрывают внутреннюю поверхность капеллы, за исключением нижних частей стен, которые украшены сложными мраморными инкрустациями. Это одни из лучших сохранившихся на Сицилии мозаик того времени. Савл в Дамаске.

Ангел освобождает Петра.

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Работы в капелле были возобновлены только в XV веке, после восхождения на сицилийский престол королей из Арагонского дома. В эту эпоху были выполнены украшенный богатой мраморной инкрустацией королевский трон и мозаика над ним, подражающая византийским образцам, а также завершена отделка боковых нефов. Над троном и на стене северного нефа обозначен год завершения работ в капелле — 1460, «в царствование Иоанна, короля Сицилии», то есть Хуана II Арагонского.

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Отличительной особенностью капеллы является наличие купола – деталь, не характерная для арабо-норманнского стиля.

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Христос Пантократор. Мозаика XII века в Палатинской капелле в Палермо. Христос Пантократор (Вседержитель; от греч. Пαντοκρατωρ — Всевластный, Всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Мозаики южной ветви трансепта и часть мозаик южной апсиды образуют единый смысловой цикл, посвящённый евангельским событиям. Этот цикл был выполнен греческими мастерами в царствование Рожера II и относится, тем самым, к древнейшей части капеллы. Иконография этих мозаик безупречно византийская: надписи греческие, фигуры статичны, перспектива изображений и пейзажи достаточно условны. Открывается цикл многоплановой мозаикой, представляющей Рождество Христово. В центре Богородица, полусклонённая к скале (характерная для иконы Рождества связь с пророчеством Даниила о «горе несекомой»), поддерживающая Младенца, лежащего в яслях. Прямо на Младенца падает луч от Вифлеемской звезды. Над яслями склонились бык и осёл. В нижнем левом углу за происходящим наблюдает Иосиф, а в верхнем левом — в Вифлеем направляются волхвы. Эти же волхвы в правой части мозаики поклоняются Младенцу. Верхнюю часть мозаики заполняют многочисленные ангелы, поющие «Слава в вышних Богу». Затем повествование переносится в правую часть трансепта. Здесь последовательно изображены следующие события: Верхний регистр: сон Иосифа с указанием бежать в Египет; бегство в Египет (Богородица едет на осле, Иосиф несёт Иисуса на плечах, семейную сцену замыкает Иаков с узелком на плече); Средний регистр: Крещение Господне; Преображение; воскрешение Лазаря; Нижний регистр посвящён большой мозаике, посвящённой Входу Господню в Иерусалим; Свод над трансептом: сошествие Святого Духа на апостолов. Вход Господень в Иерусалим (южный трансепт) Мозаики выдают византийское происхождение мастеров многочисленными иконографическими условностями. Так Иордан в сцене Крещения напоминает из-за отсутствия перспективы скорее водопад, чем реку; воскресший Лазарь выходит не из пещеры, а из саркофага в мавзолее, причём один из свидетелей сцены затыкает нос, не вынеся запаха тления. Впрочем, присутствуют и не свойственные Византии черты, например, подчёркивание особой роли Петра. Так в сцене Входа в Иерусалим Иисус отдельно беседует с идущим рядом Петром (преемник которого, папа, был сюзереном Сицилийского королевства), в то время как прочие ученики почтительно следуют сзади, а при воскрешении Лазаря Пётр стоит непосредственно за Иисусом и объясняет прочим ученикам смысл происходящего. Мозаики в верхней части северной части трансепта не сохранились, и поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что евангельский цикл продолжался дальше. Сравнение с аналогичным «праздничным» мозаичным циклом более позднего собора Монреале показывает, что в Палатинской капелле вполне могли быть изображены события Страстей Христовых и Воскресения. Подтверждением этой версии можно считать единственную сохранившуюся в этой части капеллы сюжетную мозаику - Вознесение Христово в своде. Нижний регистр мозаик северного трансепта содержит галерею изображений восточных Отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Николая Мирликийского. Над аркой, ведущей из трансепта в северный неф, изображены мученицы Агаты и Люсии, покровительницы Сицилии, а между ними - Екатерины Александрийской в парадных одеяниях византийской императрицы. Все эти мозаики уверено датируются временем Рожера II.

Сицилия. Палермо. Палатинская капелла Сицилия. Палермо. Палатинская капелла

Каменная плита в честь установки Рожером II в 1142 году водяных часов (сами часы не сохранились), надписи вырезаны на греческом, латинском и арабском языках.

Благодарю за фото и комментарии к ним rokhin.valery Olga  davlarissa

и  feofilactova.valya

Рубрики:  Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые
Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 35 пользователям

александр_кислицкий   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2015 г. 21:14 (ссылка)
Красота и величие ...замечательно!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Miss_Astra   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2015 г. 21:17 (ссылка)
Очень красиво!
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Ушакова   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2015 г. 21:40 (ссылка)
Ой как хорошо-то!!!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2015 г. 21:53 (ссылка)
Очень интересно,спасибо Инна!!
Ответить С цитатой В цитатник
noktiurn   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2015 г. 22:07 (ссылка)
Спасибо, Инночка! Уютного тебе вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина_Шиенок   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2015 г. 22:20 (ссылка)
Благодарю,Инночка,очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
koreckolga   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2015 г. 22:36 (ссылка)
Благодарю, Иннушка! Очень интересно!
Доброго и тёплого вечерочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Удачин   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2015 г. 23:33 (ссылка)
Трииночка, роскошная часовня! Спасибо, Инночка!
Ответить С цитатой В цитатник
VINTORE   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 01:54 (ссылка)
Спасибо за обстоятельное описание этого уникального шедевра арабо-норманнского зодчества!
Успехов и всего самого доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Серж_Орлов   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 07:58 (ссылка)
Спасибо,Иннуль за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Hatshepsoot   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 08:00 (ссылка)
С благодарностью, Инночка! Рассмотрю подробности, а то все с туристами проходим быстро, не до них
Ответить С цитатой В цитатник
TimOlya   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 08:56 (ссылка)
С благодарностью и наилучшими пожеланиями!
Ответить С цитатой В цитатник
Madam_Irene   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 10:58 (ссылка)
Шедеврально! Красота на века.
Ответить С цитатой В цитатник
Ipola   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 15:34 (ссылка)
Какая там красота! Спасибо, Инночка!
Ответить С цитатой В цитатник
АЛЬФИЯ_ГАБДУЛЛОВНА   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 18:24 (ссылка)
Добрый вечер,Инна!Благодарю за прекрасный и интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина_Феофилактова   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 19:10 (ссылка)
Не вижу ссылки на мои фото Картинка
Ответить С цитатой В цитатник
lyplared   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 19:49 (ссылка)
Я люблю экскурсии по церквям, соборам, костёлам . Здорово!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2015 г. 20:09 (ссылка)
Спасибо за экскурсию!!!Прекрасные фото!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку