-Метки

акварель англия анекдоты анимация букет букеты весна видеорецепт времена года выкройка вязание крючком вязание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет женский образ живопись животные жизнь жилет зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт искусство кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мужчина и женщина музыка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осень пейзаж пейзажи пионы платье подснежники поздравление от друзей позитив природа проза птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для стихов рамочка для текста рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка с девушкой река розы ромашки с девушкой с днем рождения сад сирень сказка смешно снег современное искусство современные художники стихи схема вязания схемка весенняя схемка вязания схемки весенние счастье топ туника тюльпаны утро фото фоторецепт франция фрукты фэнтази холст цветы цитаты чувства юмор

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 543261



Как избавиться от церковных заблуждений

Суббота, 13 Февраля 2016 г. 13:29 + в цитатник

Как избавиться от церковных заблуждений

Как избавиться от церковных заблуждений

Об одной из проблем нашей церковной жизни – утрате содержания из-за канонизации формы рассуждает публицист Виктор Судариков.

О возможности больших или меньших преобразований в жизни Русской Православной Церкви сейчас говорят и пишут нередко (выборы духовенства, богослужебный язык, календарная проблема, посты и многое другое).

Однако как-то на второй план отодвинута более очевидная задача, которую разумно начать решать до (а может быть, и вместо) любых, даже вполне оправданных, преобразований. Эта задача – исправление громадного количества суеверий и заблуждений, бытующих в околоцерковной среде, и вообще церковное просвещение, как иногда говорят, «внутренняя миссия».

Проблема эта, пожалуй, не только актуальнее, но и сложнее каких-либо реформ. Потому что суть реформы сформулировать и проанализировать легко, а суеверие и неведение рассеяны и растворены, их невозможно выделить «в чистом виде», их как бы не видно, но они везде.

Причем многие люди считают, что уже знают, что происходит в Церкви, при этом даже не догадываются, что восприятие христианства у них искажено, что с верой смешаны и различные суеверия.

А ведь если болезнь человеком не осознана, вылечить ее вряд ли возможно.

Просвещение в вере – конечно, не просто некая информация для запоминания, которую можно прочитать в книге или услышать на занятиях; оно всегда касается жизни человека, влияет на его представление о Боге, о ближних, о мире.

Трудность здесь и в том, что просвещение не может происходить только в одном месте – оно неизбежно является делом всей Церкви, множества очень разных и часто не особо согласных друг с другом людей.

Рискну сказать, что за 25 лет свободной жизни Церкви в России, несмотря даже на появление специального синодального отдела (религиозного образования и катехизации, ОРОиК), задача просвещения, увы, далека от решения.

Возникший вначале интерес уже угас.

Да, замечательно, что сейчас перед крещением обычно проходят 1-2 беседы, но этого мало, ведь большинство домыслов живут в среде крещеных и даже вполне воцерковленных христиан. Значит, просвещение должно стать непрерывным и постоянным делом всей Церкви, а не только узкого круга учителей воскресных школ. Не в смысле желания всех усадить за парту, а в смысле подхода к жизни в Церкви как к ученичеству.

* * *

О каком просвещении речь? Прежде всего, об умении различать внешнее и внутреннее, форму и содержание. Внешнее – убранство храмов и жилищ, приходской и монастырский быт, одежда людей и многое другое – может быть традиционным и вполне оправданным, но не может быть канонизированным, не может называться единственно правильным. Если же форма признается единственно верной, то это всегда ведет к искажению содержания.

Такая распространенная «канонизация» внешнего превращается в бытовое «старообрядчество», в представление о том, что Богу нужна форма – по сути, диктует иное отношение к Богу.

Бытовое «старообрядчество» превращается в некий род магии, когда форма становится главной и навсегда установленной, ее свобода воспринимается как ересь.

Категорическими запретами чего-либо «внешнего» такое отношение только подогревается. И вот уже из традиции замужним женщинам покрывать голову в храме появляются благословения некоторых священнослужителей женщинам в платке ходить дома и даже спать, а еще всегда надевать платки на маленьких девочек.

Дальше – больше: если платок так необходим, то кем-то делается вывод, что без покрытия головы молитва женщины не доходит до Бога и вообще вменяется в грех – и такое мнение распространяется как «благочестивое». Так рождается суеверие.

Отсюда же, из канонизации вполне благочестивой формы, идет чуждое христианству отношение к богослужебному языку как сакральному, без которого Бог не услышит молитву.

Смешение внешнего и внутреннего порой бывает характерно не только для тех, кто недавно обратился к Церкви, но и для духовенства, в чьи обязанности как раз входит просвещение. Помню рассказ о храме, куда ревностный священник не пускал жителей села, если не были выполнены многочисленные поставленные батюшкой условия – крестик на шее, соблюдение постов, «правильная» одежда и т.д. В результате священник служил в пустом храме, а жизнь людей шла мимо Церкви до тех пор, пока священника не сменили. Помню одного московского протоиерея, отказывавшегося причащать маленьких детей в одежде с изображением иностранных мультипликационных зверюшек. Впрочем, протоиерей тот уже давно в запрете…

Также необходимо правильное понимание Символа веры. Помню рассказ священника, который стал говорить с прихожанами о Символе веры во время частной исповеди. И вот, он столкнулся с тем, что многие его благочестивые давние прихожане порой исповедовали разнообразные ереси.

Сам помню, как, зайдя в один почитаемый храм, услышал, как священник, беседуя с готовящимися к таинству крещения, так рассказывал о соединении природ во Христе: «Тело человек получил от Богородицы, а Дух от Бога» – что является просто «классической» древней ересью. Это опасно, как опасна любая ложь, тем более ложь о Боге.

Далее, ученичество – это верное отношение к Священному Писанию. Чтение его в храме – наставление каждого в вере, слово Бога к человеку. Оно нужно не Богу (Бог и так знает Свое слово), а каждому человеку. Увы, Священное Писание нередко почитается, но толком не читается, а если и читается, то неразборчиво, в общем, отодвигается на задний план, а на первый выходят «наставления старцев» (в основном, выдержки из писем опытных духовников частным лицам, выдаваемые за общезначимые наставления). Значит, надо сделать всё, чтобы чтение Священного Писания было разборчивым и понятным для каждого молящегося.

Кроме того, это верное отношение к богослужению вообще и к Евхаристии в особенности. К тому, что в богослужении человек призван участвовать полностью – и умом, и сердцем.

И тут нужно понимать, что усилия должны быть и со стороны служащих, и со стороны молящихся.

Ситуация, когда люди «молятся ногами», отстаивая непонятную службу, вряд ли может считаться нормальной. О Евхаристии имеет смысл говорить постоянно – Кому и зачем причащаются христиане.

Наконец, речь о том, что знание не может быть оторвано от поведения человека. В проповеди митрополита Антония Сурожского была мысль о том, что «какие мы христиане – показывает не время от начала субботней всенощной до окончания воскресной Литургии, а наоборот – от воскресного дня до субботы следующей недели. То есть если человек знает все основы, и даже умеет ересь отделять от верного исповедания, но с высокомерием и осуждением смотрит на окружающих, если ведет себя не как христианин – то от знания нет никакой пользы. Христиане призваны не учиться «знать о Боге», а учиться познавать Бога.

Но есть еще вопрос – не останется ли всё написанное всего лишь прекраснодушным и наивным пожеланием? Думаю, не останется только в том случае, если христиане в Церкви будут воспринимать себя как учеников Христа, если отношение к себе как к ученику станет нормой. Для всех, не только для детей или недавно крещеных. То есть вместо самоощущения «я знаю, как надо», вместо высокомерного взгляда с высоты на окружающий мир, ощутить себя учениками Христа – вне зависимости от возраста, положения и церковного «стажа». И

стараться учить этому окружающих…

Понятно, что просвещение – обоюдоостро. Если есть желание узнавать, то учащиеся начинают думать и задавать вопросы – «почему?»…

Вопросы могут быть самыми разными, неудобными, трудными, повторяющимися снова и снова. Но если они возникают – это ведь отлично.

Это лекарство от главных бед христиан – равнодушия («теплохладности») и подмены христианской веры какими-то другими, человеческими учениями.

Конечно, быстро сделать всех знающими и благочестивыми невозможно. Но если не стараться – то ничего не изменится. Если ученичество станет основой, нормой – то будет и понятнее, какие изменения нужны, а какие нет, короче говоря: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33).

 
Рубрики:  Библия, Тора, Коран, исследования, толкование
Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 36 пользователям



Светлана_Костарева   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 13:43 (ссылка)
Очень нужная информация .О ,счастье все работает.С радостью забрала Спасибо, Иннуль .
Ответить С цитатой В цитатник
МАРГО-К   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 14:19 (ссылка)
Инночка, интересный пост. нужно его еще раз прочитать, я очень далека от церкви.....но интересная и нужная информация. Спасибо солнце!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Madam_Irene   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 14:49 (ссылка)
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам
Ответить С цитатой В цитатник
Леля1974   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 15:35 (ссылка)
Спасибо, Инночка, за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Ipola   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 16:25 (ссылка)
Благодарю, Инночка, за полезный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Gloriy_65   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 17:16 (ссылка)
Трииночка, Благодарю за пост,Инночка!
Ответить С цитатой В цитатник
_Sofia-9_   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 17:48 (ссылка)
Благодарю Инночка! Мира, спокойствия и всех благ!
Ответить С цитатой В цитатник
solo2012   обратиться по имени Добрый вечер,Инна! Суббота, 13 Февраля 2016 г. 19:29 (ссылка)
Статья,Инна,безусловно важна и нужна только для тех,кто хочет понять идеи Христианства,его учению...,в отличие от лженаук о НЁМ,которыми пичкают нас на каждом шагу,ведь всё сводится к одному:Знать десять заповедей Библии,которые содержатся в Пятикнижии и искать Царство Божия и правды Его,чтобы всё приложилось нам...Благодарю тебя за сообщение/статью и желаю тебе уютного вечера,Инна!
Ответить С цитатой В цитатник
Donnarossa   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 20:18 (ссылка)
Этот публицист Виктор Судариков слишком много фарисействует, на мой взгляд. Тем самым осуждает некие явления среди паствы. На самом деле 25 лет свободного посещения церкви очень малый отрезок времени, надо учитывать, что даже наши родители далеко не все были крещены и веровали как полагается. А что говорить о последующих поколениях. Отсюда и наблюдаются некие перекосы. Дело времени. Уже хорошо, что много молодых посещают храмы, дело священников в своих проповедях учить уму-разуму паству. А излишняя философия в вопросах веры вредна и представляет собой одно из самых наглядных проявлений человеческой глупости. ИМХО
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Ушакова   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 21:53 (ссылка)
С интересом прочла. Как-то не задумывалась раньше. Спасибо, Иннуля
Ответить С цитатой В цитатник
Феврония52   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2016 г. 23:35 (ссылка)
Инночка, добрый вечер! Я , как всегда, достаточно резко высказываю свое мнение, поэтому и комментирую редко, дабы не наполучать шишек... Но тут промолчать не могу. Когда глава РПЦ во всеуслышание объявляет славян людьми второго сорта, зверями, невольно возникает вопрос - а имеет ли право такая церковь и такая религия на существование в государстве, где основная часть населения - славяне! И уж если существует, то поучать кого бы то ни было у нее нет морального права. И сказать , что ничего личного - я не могу, меня, как славянку ,глубоко оскорбило это высказывание гундяева.....
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку