Дивеево |
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины Преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В начале века в ней служили зимой, но она была тесна и уже сильно обветшала. Когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, игумения Александра (Траковская), избранная после смерти игумении Марии Ушаковой в 1904 году, не пожелала ломать действующую Тихвинскую церковь (впоследствии сгоревшую в 1928 году), и собор заложили сбоку, напротив начала Канавки. Строился собор на крупные пожертвования Ф. В. Долгинцева, братьев Арцыбушевых и других. Храм построен в неорусском стиле по проекту архитектора А. Е. Антонова, техником-строителем был А. А. Румянцев (впоследствии погибший в лагерях в годы репрессий). Архитектурный облик храма дает ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам. Изнутри стены были расписаны от пола до потолка сестрами из иконописной мастерской под руководством палехского художника П. Парилова. В 1916 году строительство в основном завершилось, были и иконостас, и вся утварь. Тут спохватились, что забыли устроить отопление. Это оттянуло освящение собора на год, но с началом революции освятить его уже не удалось.
Из всех молитв, какие знаю,
Твержу в уме иль в слух читаю,
Какою дивной дышит силой
Молитва Господи, помилуй.
Одно прошенье в ней, не много. Прошу я милости у Бога, Чтоб спас меня Своею силой, Молитвой Господи, помилуй. Плыву в житейском бурном море, Встречаю радости и горе. Какой ещё спасаться силой – Молитвой Господи, помилуй. |
Когда текут от горя слёзы, Иль страстные смущают грёзы, Тогда с особой сердца силой Твержу я Господи, помилуй. Душа, окончив жизнь земную, Молитву эту, не иную Тверди и там ты, за могилой, Молитву - Господи , помилуй С надеждой Господи помилуй. |
Три Путника, задумавшись, сидят, О трапезе предложенной забывши. Просты одежды, скорбны Лики, грустен взгляд, Застыли руки, к странной чаше наклонившись. Во всём чудесная гармония видна, Когда Один, любя, повелевает, Другой – в стремленьи всё исполнить, до конца, В молчанье Третий Их деянья освящает. Качнулось дерево, склонённая гора В священном ужасе со трепетом взирает, Как возле пыльного пастушьего шатра Вином и хлебом люди Бога угощают. Три посоха, три Лика, три пути. Но Одному лишь суждено испить из чаши, Покинув Небо, по земле босым пройти, Смирившись, испытать заботы наши. Застыли Три Фигуры в забытьи. Но, Боже, почему так одиноко В пустыне жизненной без спутников брести, Без Ангела, без друга, без пророка. Три Путника, задумавшись, сидят, О трапезе остывшей позабывши. Просты одежды, скорбны Лики, грустен взгляд, Тонки их руки, к страшной чаше приступивши. (Архидиакон Роман (Тамберг).
Каждое воскресенье, по заповеди Царицы Небесной, должен совершаться сестрами обители параклис Божией Матери (молебен Пресвятой Богородице с каноном, поемым во всякой скорби и обстоянии), весь нараспев, по нотам. Для того, чтобы Мельничная обитель могла вести хозяйство, батюшка Серафим получил от помещицы Веры Андреевны Посниковой три десятины земли. По указанию Царицы Небесной, батюшка Серафим велел сестрам не строить никаких изгородей, а обрыть эту землю канавкой в три аршина глубиной и три аршина шириной, и землю насыпать валиком наподобие изгороди. А чтобы вал не осыпался, засадить его крыжовником. Сестры слушали, но медлили начинать работу. Тогда, перед днем Святой Троицы 1829 года, батюшка Серафим явился сюда ночью и сам стал копать. Дежурная сестра увидела его копающим канавку и с радостью, что их посетил старец, позвала сестер. Те бросились к отцу Серафиму за благословением и поклонились ему до земли. Поднявшись с колен, они увидели, что преподобный Серафим исчез. Только вскопанная земля да оставленная лопата с мотыжкой свидетельствовали о его посещении. Будучи очевидицами явного чуда, сестры стали с усердием рыть канавку. Батюшка Серафим их торопил, говоря, чтобы они, невзирая на погоду, рыли хоть понемножку, но каждый день. И к концу батюшкиных дней Канавка была вырыта (за два с половиной года). "Канавка эта до небес высока. Эту Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста "Богородиц" прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев,"— говорил батюшка Серафим.
Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в 18-м веке. У его истоков стояла молодая вдова Агафия Мельгунова, которая, став насельницей Флоровской обители, начала странствовать по России и в 1760 году поселилась недалеко от Дивеева. После смерти малолетней дочери матушка Александра, которой было видение, на свои средства построила в Дивеево каменный храм Казанской Божией Матери. Спустя некоторое время вокруг церкви сформировалась Казанская община, а в 1788 году нижегородская помещица Жданова пожертвовала сестрам участок своей земли рядом с храмом, где был построен дом для матушки Александры и четырех послушниц. В 1789 году попечение над общиной монахинь взял на себя иеродиакон Серафим, который ныне известен как преподобный Серафим Саровский, а почти через 10 лет после его преставления был основан сам Серафимо-Дивеевский монастырь. подворье серафимо дивеевского монастыря. На всем протяжение второй половины 19-го века монастырь обустраивался, и там возводились новые постройки и храмы. Таким образом, к 1917 году в обители проживало около 300 монахинь и 1500 послушниц, тогда как в селе Дивеево по переписи числилось 520 жителей. В 1927 году монастырь закрыли, и лишь через 6 десятилетий началось его возрождение. А самое значимое событие в истории обители произошло в 1991 году, когда туда перенесли мощи Серафима Саровского, которые с тех пор находятся в Троицком соборе. -
Троицкий собор...При жизни игумений Марии был построен и освящен Троицкий собор — самый большой из действующих соборов обители. Именно о Троицком соборе говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, предсказывая, что будет в Дивеево величественный собор, красоте которого позавидуют саровские иноки. Место, где стоит собор, указала преподобному Сама Царица Небесная. Землю для него батюшка Серафим купил на свои деньги, а купчую велел хранить. Закладка собора состоялась 5 июня 1848 года, но строительство откладывалось на долгие годы из-за неустройства внутренних дел обители. И только в 1865 году, когда игумения Мария смогла привести дела монастыря в относительный порядок, начали строить собор. Решено было освятить его во имя Живоначальной и Животворящей Троицы. Хотя собор был выстроен к 1874 году, внутренняя отделка продолжалась еще многие годы. Только в 1875 году в день празднования иконы Божией Матери "Умиление" (28 июля) собор был освящен. Изначально Троицкий собор был построен как летний, для многолюдных летних праздников и паломничества. В нем не было зимнего отопления. С 1875 года стали совершаться службы и одновременно началось благоукрашение собора живописью на больших холстах. Такая живопись нигде не встречалась в других русских обителях. Художественное послушание было поставлено в Дивеево на особенную высоту. Во главе живописной мастерской стала монахиня Серафима. В соборе никогда не было росписи. Белые стены, голубые балясинки на хорах. В алтаре за престолом, на Горнем месте, было большое Распятие, видное со всех точек собора. Стена алтаря за Распятием была затянута черным сукном. Одна из главных святынь собора — чудотворный образ Божией Матери "Умиление", перед которым всю жизнь молился и отошел ко Господу батюшка Серафим. Икона находилась справа от Царских врат в золоченом киоте. Она была перенесена в Дивеево после кончины батюшки Серафима. Император Николай II пожертвовал на икону золотой оклад с драгоценными камнями. С другой стороны от киота находилось кресло матушки игумений — наместницы Верховной Игумений Дивеевской обители, Царицы Небесной.
Преображенский собор
В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Поскольку Батюшка от себя ничего не говорил об устроении Дивеевской обители, а только то, в чем его наставляла Царица Небесная, то таким образом мы становимся свидетелями исполнения Ее воли. Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято в 1846 году Тихвинской церковью, построенной лжеучеником преподобного Серафима и гонителем дивеевских сестер Иваном Тихоновичем Толстошеевым. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобном Серафимом месте, и блаженная Параскева тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки. После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. Только тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора. За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. 26 апреля 2012 года было положено начало строительства Благовещенского собора.
Рубрики: | Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |