-ћетки

ажурный узор акварель англи€ анекдоты анимаци€ букет букеты весна видеорецепт времена года выкройка в€зание крючком в€зание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет женский образ живопись животные жизнь жилет зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт искусство кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масл€на€ живопись мастер-класс мастихин море мужчина и женщина музыка настроение натюрморты нежность он и она описание в€зани€ осенние пейзажи осень пейзаж пейзажи пионы платье подснежники поздравление от друзей позитив природа проза птицы пуловер рамочка весенн€€ рамочка дл€ записей рамочка дл€ стихов рамочка дл€ текста рамочка зимн€€ рамочка летн€€ рамочка осенн€€ рамочка с девушкой река розы ромашки с девушкой с днем рождени€ сад сирень сказка современное искусство современные художники стихи схема в€зани€ схемка весенн€€ схемка в€зани€ схемка с девушкой схемки весенние топ туника тюльпаны утро фото фоторецепт франци€ фрукты фэнтази холст храмы цветы цитаты чувства юмор

 -–убрики

 -‘отоальбом

‘отоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. «арегистрироватьс€!

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “рииночка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.11.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 543615



"ќ “ебе радуетс€". ¬ыставка икон из музе€ им. јндре€ –ублЄва

—реда, 22 ћарта 2017 г. 15:39 + в цитатник

"ќ “ебе радуетс€". ¬ыставка икон из музе€ им. јндре€ –ублЄва

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb) 4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb) 4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)



»кона Ѕогородицы из деисусного чина.1680 год. ћосква. ‘рагмент.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

ѕосле ¬ознесени€ »исуса ’риста ћатерь ≈го прожила на земле ещЄ дес€ть или двадцать два года. ќна любила молитьс€ на местах, св€занных с земной жизнью ≈Є —ына - плакала на √олгофе, вспомина€  рестные страдани€ —пасител€, радовалась на месте ≈го —лавного ¬оскресени€ и на ≈леонской горе, где ќн вознЄсс€. ћари€ часто молилась о том, чтобы ’ристос поскорее вз€л ≈Є к —ебе на небо.
ќднажды, когда Ѕогородица так молилась на ≈леонской горе, ≈й €вилс€ јрхангел √авриил и сказал, что через три дн€ земна€ жизнь ≈Є окончитс€ - √осподь возьмЄт ≈Є к —ебе. ћари€ очень обрадовалась этой вести и стала готовитьс€ к —воему ”спению. »з јпостолов только »оанн Ѕогослов, который заботилс€ о Ѕожией ћатери, был в »ерусалиме - другие проповедовали в разных странах. Ѕогоматерь желала проститьс€ с ними, и √осподь чудесным образом собрал к Ќей всех јпостолов, кроме ‘омы.  огда јпостолы узнали, дл€ чего √осподь собрал их, они очень огорчились - ведь ћатерь Ѕожи€ была дл€ них общей ћатерью и √оспожой. Ќо ћари€ утешала их, говор€, что никогда не оставит их и всех христиан и после смерти будет молитьс€ за них. ѕотом Ѕогородица благословила всех јпостолов.
¬ час кончины необыкновенный свет озарил комнату, где на смертном одре лежала Ѕогоматерь. —ам ’ристос, окружЄнный јнгелами, €вилс€ и прин€л ≈Є пречистую душу.
јпостолы похоронили тело Ѕогородицы в √ефсиманском саду, как ќна желала. “ам покоились тела ≈Є родителей - »оакима и јнны - и праведного »осифа, хранител€ ≈Є девства. ѕри погребении совершилось много чудес. ћножество народа следовало за пречистым телом Ѕожией ћатери. »удейские св€щенники и старейшины пытались разогнать это шествие. »удейский св€щенник јфоний подбежал и схватилс€ за одр, чтобы опрокинуть тело Ѕогородицы на землю. Ќо невидимый јнгел отрубил ему обе руки. ѕоражЄнный чудом, јфоний раска€лс€, и јпостол ѕЄтр исцелил его.
„ерез три дн€ после погребени€ Ѕожией ћатери прибыл в »ерусалим и јпостол ‘ома.  огда Ѕог переносил его в »ерусалим, јпостол ‘ома встретилс€ с Ѕожией ћатерью. ¬ утешение ћари€ отдала ему —вой по€с, который носила всю жизнь. (»менно этот по€с, хран€щийс€ в афонском монастыре ¬атопед, не так давно привозили в –оссию дл€ поклонени€ верующих.   по€су приходили миллионы людей). ‘ома был очень опечален тем, что не смог попрощатьс€ с Ѕожией ћатерью, и хотел поклонитьс€ ≈Є телу. ѕо просьбе ‘омы другие јпостолы отвалили камень, закрывавший вход в гроб-пещеру. ¬ нЄм нашли только погребальные пелены. √осподь воскресил ѕречистую —вою ћатерь, вз€л к —ебе не только душу ≈Є, но и тело, и поставил ≈Є выше всех јнгелов Ќебесных.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

 азанска€ икона Ѕожией ћатери. ѕерва€ половина XVII века. ‘рагмент.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

1 (14) окт€бр€ 1552 года, в праздник ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы, ночью, царь »ван √розный, предводитель русских воинов, готовившихс€ к решительному штурму татарской  азани, вдруг услышал благовест московских колоколов. ÷арь пон€л, что это - знамение милости Ѕожией: по молитвам Ѕогородицы √осподь восхотел обратить к —ебе народ казанский. ѕосле вз€ти€  азани в ней начала распростран€тьс€ ѕравославна€ вера. ќсобенно способствовало этому €вление в  азани 8 (21) июл€ 1579 года чудотворной иконы Ѕожией ћатери. “рудно шло дело проповеди ≈вангели€ в покоренном царстве среди убеждЄнных мусульман и €зычников. ѕресв€та€ Ѕогородица, покровительница проповедников —лова Ѕожи€, еще в земной —воей жизни раздел€вша€ со св€тыми јпостолами благовестнические труды, вид€ старани€ русских миссионеров, не замедлила послать им Ќебесную помощь, €вив —вою чудотворную икону. 28 июн€ 1579 года страшный пожар истребил часть города и обратил в пепел половину  азанского  ремл€. ћагометане думали, что Ѕог прогневалс€ на христиан. "¬ера ’ристова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Ќо пожар в  азани €вилс€ предзнаменованием окончательного утверждени€ ѕравослави€ на всей златоордынской земле, будущем ¬остоке –усского государства. √ород вскоре начал вставать из руин. ¬месте с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец ƒаниил ќнучин. ≈го дев€тилетней дочери ћатроне €вилась во сне Ѕожи€ ћатерь и повелела достать ≈е икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками ѕравослави€. Ќа слова девочки не обратили внимани€. “рижды €вл€лась Ѕогородица и указывала место, где укрыта чудотворна€ икона. Ќаконец, ћатрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели св€тую икону. Ќа место чудесного обретени€ прибыл во главе духовенства архиепископ »ереми€ и перенес св€той образ в расположенный р€дом храм во им€ св€тител€ Ќикола€, откуда, после молебна, перенесли его с  рестным ходом в Ѕлаговещенский собор - первый православный храм  азани. ¬о врем€ шестви€ получили исцеление два слепца - »осиф и Ќикита. —писок с иконы, €вленной в  азани, изложение обсто€тельств ее обретени€ и описание чудес были посланы в 1579 году в ћоскву. ÷арь »ван √розный повелел устроить на месте €влени€ храм в честь  азанской иконы Ѕожией ћатери, где и поместили св€тую икону, и основать женский монастырь. ћатрона и ее мать, послужившие обретению св€тыни, прин€ли постриг в этой обители. ¬ Ќикольском храме, где был совершен первый молебен пред  азанской иконой, был в то врем€ св€щенником будущий ѕатриарх ≈рмоген, св€титель ћосковский. „ерез п€тнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом  азанским, он составил сказание о св€щенных событи€х, очевидцем и участником которых был. — большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцелени€, совершившиес€ от чудотворной иконы по молитвам верующих. Ќебольша€ икона, обретенна€ девочкой ћатроной на недавно присоединенной окраине –оссийского царства, стала вскоре всенародной св€тыней, знамением Ќебесного покрова Ѕожией ћатери, €вленного всей –усской ÷еркви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие ѕречистой ¬ладычицы в исторических судьбах –одины. ћного раз Ѕогородица указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их св€щенного долга перед Ѕогом и –одиной. ¬ год €влени€ иконы в  азани (по другим источникам двум€ годами позже) началс€ знаменитый поход за ”ральские горы казачьего атамана ≈рмака “имофеевича, увенчавшийс€ присоединением —ибири. Ѕлагодатной силы, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько дес€тков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток многие тыс€чи километров и в праздник ѕокрова в 1639 году вышли в первое плавание по “ихому океану, благовеству€ спасение окрестным народам. ѕравославные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. ¬олной самозванцев и "воровских людей" старались затопить –усь в начале ’VII столети€ иезуиты. ѕромыслом Ѕожиим в период польского нашестви€ (1605-1612), который народ назвал "—мутным временем", –усскую ÷ерковь возглавл€л великий исповедник ѕравослави€ - св€щенномученик ≈рмоген, ѕатриарх ћосковский и все€ –уси, почитатель  азанской иконы ѕресв€той Ѕогородицы, автор "—казани€" о ней и службы ей. ¬ трудные дни, когда ћосква была зан€та пол€ками, а по стране ширились усобицы и нестроени€, непреклонный страдалец за —в€тую веру и ќтечество, наход€сь под стражей, сумел тайно отправить в Ќижний Ќовгород воззвание: "ѕишите в  азань митрополиту ≈фрему, пусть пошлет в полки к бо€рам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко сто€ли за веру, унимали грабеж, сохран€ли братство, и как обещались положить души свои за дом ѕречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. ƒа и во все города пишите... везде говорите моим именем". Ќижегородцы откликнулись на призыв ѕервосв€тител€. —обранное ополчение возглавил кн€зь ƒимитрий ћихайлович ѕожарский. ѕрисоединившиес€ к ополчению казанские дружины принесли с собой список с  азанской чудотворной иконы, которую в ярославле передали кн€зю ƒимитрию. ѕресв€та€ ¬ладычица вз€ла ополчение под —вое покровительство, и ≈е заступлением была спасена –осси€. ќгромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружи€ и продовольстви€. ¬ осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм ћосквы, находившейс€ в руках пол€ков. “рехдневный пост и усердна€ молитва пред  азанской иконой Ѕожией ћатери приклонили √оспода на милость. ¬ осажденном  ремле находилс€ в то врем€ в плену прибывший из √реции, т€жело больной от потр€сений и переживаний, архиепископ Ёлассонский јрсений. Ќочью келли€ јрсени€ вдруг озарилась Ѕожественным светом, он увидел ѕреподобного —ерги€ –адонежского, который сказал: "јрсений, наши молитвы услышаны; предстательством Ѕогородицы суд Ѕожий об ќтечестве преложен на милость; заутра ћосква будет в руках осаждающих и –осси€ спасена".  ак бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. ќн послал известие об этом радостном событии русским воинам. Ќа следующий день, 22 окт€бр€ 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и вз€ли  итай-город, а через 2 дн€ -  ремль. ¬ воскресенье, 25 окт€бр€, русские дружины торжественно, с  рестным ходом, пошли в  ремль, нес€  азанскую икону. Ќа Ћобном месте  рестный ход был встречен вышедшим из  ремл€ архиепископом јрсением, который нес ¬ладимирскую икону Ѕогородицы, сохраненную им в плену. ѕотр€сенный свершившейс€ встречей двух чудотворных икон Ѕогородицы, народ со слезами молилс€ Ќебесной «аступнице. ѕо изгнании пол€ков из ћосквы кн€зь ƒимитрий ѕожарский поставил св€тую  азанскую икону в своей приходской церкви. ѕозже на средства кн€з€-патриота на  расной площади был воздвигнут  азанский собор. —в€та€ икона, бывша€ в войсках ѕожарского при освобождении ћосквы, в 1636 году перенесена была в новый храм. ¬ пам€ть освобождени€ ћосквы от пол€ков установлено было совершать 22 окт€бр€ (4 но€бр€ по новому стилю) особое празднование в честь  азанской иконы Ѕожией ћатери. —начала это празднование совершалось лишь в ћоскве, а с 1649 года было сделано всероссийским. ¬ 1709 году перед ѕолтавской битвой ѕетр I со своим воинством молилс€ перед  азанской иконой Ѕожией ћатери. ¬ 1812 году  азанский образ Ѕожией ћатери осен€л русских солдат, отразивших французское нашествие. ¬ праздник  азанской иконы 22 окт€бр€ 1812 года русские отр€ды под предводительством ћилорадовича и ѕлатова разбили арьергард ƒаву. Ёто было первое крупное поражение французов после ухода из ћосквы, враг потер€л 7 тыс€ч человек.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

–ождество ’ристово. 1698 год. »конописцы ‘ома и ¬асилий ѕотаповы. »кона из ”спенского собора »осифо-¬олоцкого монастыр€. ‘рагмент. —в. »осиф ќбручник.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

√осподь наш »исус ’ристос, —паситель мира, родилс€ от ѕресв€той ƒевы ћарии в царствование римского императора ќктавиана јвгуста в городе ¬ифлееме. јвгуст повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и ѕалестина. ” евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, вс€кое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому ѕреблагословенна€ ƒева и праведный »осиф, как происходившие от рода ƒавидова, должны были идти в ¬ифлеем (город ƒавида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесар€. ¬ ¬ифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. ¬ известн€ковой пещере, предназначенной дл€ стойла, среди сена и соломы, разбросанных дл€ корма и подстилки скоту, далеко от посто€нного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величи€, но даже обыкновенного удобства - родилс€ Ѕогочеловек, —паситель мира. "“аинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает —в€та€ ÷ерковь, - Ќебо - вертеп; ѕрестол ’ерувимский - ƒеву; €сли - вместилище, в них же возлеже невместимый ’ристос Ѕог" (ирмос 9-й песни канона). Ѕезболезненно родивша€ Ѕогомладенца ѕресв€та€ ƒева —ама, без посторонней помощи, "спеленала ≈го и положила ≈го в €сл€х" (Ћк. 2, 7). Ќо среди полночной тишины, когда почти всЄ человечество объ€то было глубочайшим греховным сном (наблюдалось повсеместное падение нравов), весть о –ождестве —пасител€ мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. »м предстал јнгел √осподень и сказал: "Ќе бойтесь: € возвещаю вам великую радость, котора€ будет всем люд€м: ибо родилс€ в городе ƒавидовом —паситель,  оторый есть ’ристос √осподь" (Ћк. 2, 10-11), и смиренные пастыри (пастухи) первыми удостоились поклонитьс€ —нисшедшему ради спасени€ людей на землю —ыну Ѕожию и Ѕогу.  роме јнгельского благовести€ вифлеемским пастыр€м, –ождество ’ристово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездочЄтам, и в лице восточных мудрецов весь €зыческий мир, незримо дл€ него самого, преклонил свои колена пред истинным —пасителем мира, Ѕогочеловеком. (ѕо толкованию блаженного ‘еофилакта Ѕолгарского, ¬ифлеемска€ звезда не была небесным телом - то был јнгел √осподень, прин€вший облик звезды, чтобы возвестить волхвам радостную весть о рождении —пасител€ мира на привычном им €зыке). ¬ойд€ в храмину, где был ћладенец, волхвы - "пав, поклонились ≈му; и, открыв сокровища свои, принесли ≈му дары: золото, ладан и смирну"(ћф. 2, 11). ¬ воспоминание –ождества во плоти √оспода нашего »исуса ’риста установлен ÷ерковью праздник. Ќачало его относитс€ ко временам јпостолов. ¬ јпостольских ѕостановлени€х говоритс€: "’раните, брати€, дни праздничные, и во первых, день –ождества ’ристова, которое да празднуетс€ вами в 25 день дес€таго мес€ца" (от марта; 7 €нвар€ по новому стилю). “ам же, в другом месте сказано: "ƒень –ождества ’ристова да празднуют, в оньже нечаема€ благодать дана человекам рождением Ѕожи€ —лова из ћарии ƒевы на спасение миру". ¬о II столетии на день –ождества ’ристова 25 декабр€ (7 €нвар€ по нового стилю) указывает св€титель  лимент јлександрийский. ¬ III веке о празднике –ождества ’ристова, как о существовавшем и до того, упоминает св€той »пполит –имский, назнача€ чтение ≈вангели€ в этот день из 1 главы от ћатфе€. »звестно, что во врем€ гонени€ христиан ћаксимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник –ождества ’ристова сожжены были в храме в числе 20000. ¬ том же веке, когда ÷ерковь после гонени€ получила свободу вероисповедани€ и сделалась господствующей в –имской империи, праздник –ождества ’ристова находим во всей ¬селенской ÷еркви, как можно видеть это из поучений св€того ≈фрема —ирина, св€тителей ¬асили€ ¬еликого, √ригори€ Ѕогослова, √ригори€ Ќисского, јмвроси€, »оанна «латоуста и других отцов ÷еркви IV века на праздник –ождества ’ристова. —в€титель »оанн «латоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник –ождества ’ристова древним и очень древним. ¬ том же веке на месте пещеры ¬ифлеемской, прославленной рождением »исуса ’риста, равноапостольна€ царица ≈лена соорудила храм, о великолепии которого много старалс€ еЄ сын - св€той царь  онстантин. ¬ кодексе ‘еодоси€, изданном в 438 году, и ёстиниана - в 535, излагаетс€ закон о всеобщем праздновании дн€ –ождества ’ристова. ¬ этом смысле, веро€тно, Ќикифор  аллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император ёстиниан в VI веке установил праздновать –ождество ’ристово по всей земле. ¬ V веке јнатолий, ѕатриарх  онстантинопольский, в VII - —офроний и јндрей »ерусалимские, в VIII - св€тые »оанн ƒамаскин,  осма ћаиумский и √ерман, ѕатриарх ÷ареградский, в IX - преподобна€  асси€ и другие, которых имена неизвестны, написали дл€ праздника –ождества ’ристова многие св€щенные песнопени€, употребл€емые ныне ÷ерковью дл€ прославлени€ светло празднуемого событи€. ¬прочем, в первые три века, когда гонени€ стесн€ли свободу христианского Ѕогослужени€, в некоторых местах ¬остока - ÷ерквах »ерусалимской, јнтиохийской, јлександрийской и  ипрской - праздник –ождества ’ристова соедин€лс€ с праздником  рещени€ 6 €нвар€, под общим именем Ѕого€влени€. ѕричиной этого, веро€тно, было мнение, что ’ристос крестилс€ в день —воего рождени€, как можно заключать об этом из слов св€тител€ »оанна «латоуста, который в одной из бесед своих в –ождество ’ристово говорит: "не тот день, в который родилс€ ’ристос, называетс€ Ѕого€влением, но тот, в который ќн крестилс€".   такому мнению могли подать повод слова ≈вангелиста Ћуки, который, говор€ о крещении »исуса ’риста, свидетельствует, что тогда »исусу было лет 30 (Ћк. 3, 23). ѕразднование –ождества ’ристова вместе с Ѕого€влением в некоторых ÷ерквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных - до V или даже до VI века. ѕам€тником древнего соединени€ праздников –ождества ’ристова и Ѕого€влени€ доныне в ѕравославной ÷еркви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. “ому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститьс€ до первой звезды. „ин Ѕогослужени€ в навечери€ обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков. ƒень –ождества ’ристова издревле причислен ÷ерковью к великим двунадес€тым праздникам, согласно с Ѕожественным свидетельством ≈вангели€, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

–ождество ’ристово. 1698 год. »конописцы ‘ома и ¬асилий ѕотаповы. »кона из ”спенского собора »осифо-¬олоцкого монастыр€. ‘рагмент. јнгел √осподень. –ождество ’ристово. 1698 год. »конописцы ‘ома и ¬асилий ѕотаповы. »кона из ”спенского собора »осифо-¬олоцкого монастыр€. ‘рагмент. ѕресв€та€ Ѕогородица. ¬ладимирска€ икона Ѕожией ћатери.  онец XVIII века. ÷ентральна€ –осси€. »кона из ѕокровской церкви села ¬асютино. ќрехово-«уевского района ћосковской области. ‘рагмент.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

“ри раза в году совершаетс€ празднество в честь ¬ладимирской иконы ѕресв€той Ѕогородицы в благодарность за троекратное избавление ≈е помощью нашего ќтечества от врагов: 21-го ма€, 23-го июн€, 26-го августа. (ƒаты указаны по старому стилю). ¬ладимирска€ икона Ѕогоматери, как говорит предание, написана ≈вангелистом Ћукой на столешнице, за которой обедал »исус ’ристос и ≈го ѕречиста€ ћатерь с праведным »осифом.  огда художник принес икону к Ѕогородице, ќна сказала: “ќтныне ублажат ћен€ все роды. Ѕлагодать –одившегос€ от ћен€ и ћо€ с сею иконою да будет”. “от красочный слой, что мы видим на чудотворной иконе, хран€щейс€ ныне в храме при “реть€ковской галерее в ћоскве, сегодн€, относитс€ к XI-XII векам. Ќо вполне возможно, что под этим красочным слоем когда-то было изображение, написанное —в. Ћукой. ¬озможно, ¬ладимирска€ икона Ѕожией ћатери - список с иконы письма јпостола Ћуки, на который сошла благодать первой в мире иконы ѕречистой Ѕогородицы. ¬ начале XII века икона была привезена из  онстантинопол€ в  иев в подарок от  онстантинопольского ѕатриарха Ћуки ’ризоверга великому кн€зю ёрию ƒолгорукому. ѕосле этого икона была установлена в ¬ышгородском женском монастыре. “ам она впервые и прославила себ€ многочисленными чудесами. ќднажды клирики ¬ышгородской обители, войд€ в храм, увидели, что икона стоит среди церкви на воздухе. ƒалее, когда кн€зь јндрей, сын ƒолгорукого, решил удалитьс€ с юга –оссии на север в –остовскую землю, то вз€л этот чудотворный образ с собой. ¬о врем€ молитвы перед ним он получил от Ѕогородицы указание оставить эту икону во ¬ладимире, где немедленно дл€ этой иконы был заложен храм ”спени€. — тех пор эта икона и стала называтьс€ “¬ладимирской”. ќна участвовала во многих походах русского воинства. ј во врем€ м€тежа в 1173 году в городах Ѕоголюбове и ¬ладимире эта икона была пронесена по улицам города и прекратила братоубийственную “бурю”. ѕозже в ћоскве был воздвигнут храм во им€ ѕресв€той Ѕогородицы (”спенский собор), и ¬ладимирска€ икона была перенесена туда. ќт иконы снова начались чудесные знамени€ дл€ нашего ќтечества. “ак, в 1395 году в пределы –оссии вступил страшный завоеватель “амерлан. ¬еликий кн€зь ¬асилий остановил его на берегу ќки. ¬асилий, более упова€ на Ѕога, чем на свою силу, молилс€ ѕресв€той Ѕогородице и призывал угодников Ѕожиих на спасение ќтечества. ѕосле совершени€ Ћитургии духовенство прин€ло на свои руки чудотворную икону и отправилось к ћоскве. ¬ тот самый день, когда жители ћосквы встречали икону Ѕогоматери, “амерлан дремал в своем шатре и увидел перед собою великую гору, с которой спускались —в€тители во главе с Ѕожией ћатерью. »х окружало множество јнгелов с обнаженными мечами. “амерлан в ужасе проснулс€ и сказал себе: “ћы не одолеем их!”. ѕосле этого видени€ его полчища бежали, а в пам€ть об этом событии в ћоскве был воздвигнут —ретенский мужской монастырь. “а же участь постигла и царевича ћазовша с полчищами своего отца “амерлана. Ќочью татары услышали вдали необыкновенный шум и вообразили, что это великий кн€зь идет на них с многочисленным воинством. ћазовша в страхе повернул кон€, и все воинство вслед за ним устремилось в бегство. “аким же чудесным образом –осси€ избавилась от нашестви€ хана јхмата в 1480 году и в 1521 году от крымских татар. ¬ этом случае татары увидели вокруг города многочисленное русское воинство. »нтересен и тот факт, что перед ¬ладимирской иконой русские люди приносили кл€тву в верности своему ќтечеству.   этой иконе обращались и во врем€ сильных пожаров.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

—трастна€ икона Ѕожией ћатери. ѕерва€ половина XIX века. ‘рагмент.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

—воЄ название «—трастна€» (ударение над вторым «а») икона Ѕожией ћатери получила оттого, что на ней изображены два јнгела с оруди€ми страстей √осподних –  рестом, губкой, копием. “акие иконы получили широкое распространение в греческой иконописи начина€ с XV века. Ќа –уси св€той образ был прославлен во времена царствовани€ ћихаила ‘едоровича. ¬ селе ѕалицы Ќижегородской губернии жила кресть€нка ≈катерина, котора€ подвергалась приступам бесновани€. ќна нередко покушалась на свою жизнь, но вс€кий раз √осподь хранил еЄ через добрых людей. “ак продолжалось семь лет.  ак-то после очередного приступа ≈катерина пришла в чувство и, обратившись с молитвою к Ѕожией ћатери, со слезами умол€ла избавить еЄ от такого бедстви€, дава€ при этом обет по выздоровлении удалитьс€ в монастырь. ¬скоре она получила исцеление, но о данном обещании забыла. ќднажды ≈катерина во врем€ молитвы вдруг, вспомнив о своЄм обете, почувствовала такой страх, что от душевного изнеможени€ слегла в постель. ¬ ту же ночь ей €вилась ѕресв€та€ Ѕогородица и сказала: «≈катерина! ѕочему ты не исполнила обета в иноческом чине служить —ыну ћоему и Ѕогу? »ди же теперь, возвести всем о ћоЄм €влении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пь€нства и вс€кой нечистоты, пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почита€ воскресенье и праздничные дни». ѕодобное €вление повторилось ещЄ два раза, но ≈катерина из страха, что ей не повер€т, не исполнила повелени€ и за ослушание своЄ была страшно наказана: голова еЄ обратилась в сторону, рот искривилс€, и вс€ она впала в расслабление. Ќо ѕресв€та€ Ѕогородица оп€ть помиловала бедную женщину. ќднажды в тонком сне ≈катерина услышала таинственный голос, повелевавший ей немедленно идти в Ќижний Ќовгород к иконописцу √ригорию, у которого находилс€ написанный им образ Ѕожией ћатери: « огда помолишьс€ пред тем образом с верою, то получишь исцеление и ты, и многие другие». ≈катерина исполнила повеление, нашла у иконописца икону Ѕожией ћатери "—трастна€" и после усердной молитвы перед нею избавилась от своего недуга. — того времени от иконы ѕресв€той Ѕогородицы, названной «—трастной», стали совершатьс€ многочисленные чудеса и исцелени€. ¬ 1641 году по желанию цар€ ћихаила ‘еодоровича чудотворную икону Ѕогоматери "—трастна€" перенесли из Ќижнего Ќовгорода в ћоскву, где она была торжественно встречена у “верских ворот. ѕозже на этом месте (нынешн€€ площадь ѕушкина) был выстроен монастырь, названный в честь чудотворной иконы —трастным. ¬ 1925 году монастырь закрыли, а в 1937 полностью разрушили. ¬ 1950 году на место бывшей монастырской колокольни перенесли с другой стороны “верской улицы пам€тник ѕушкину. „удотворна€ —трастна€ икона ѕресв€той Ѕогородицы во врем€ разрушени€ монастыр€ уцелела и сейчас находитс€ в ¬оскресенском храме в —окольниках.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

Ѕлаговещение ѕресв€той Ѕогородицы. 1698 год. »конописцы ‘ома и ¬асилий ѕотаповы. »кона из ”спенского собора »осифо-¬олоцкого монастыр€. ‘рагмент. ѕресв€та€ Ѕогородица.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

¬ шестой мес€ц после €влени€ јнгела «ахарии тот же јрхангел √авриил послан был от Ѕога в город Ќазарет к ѕресв€той ƒеве ћарии с радостною вестью, что √осподь избрал ≈е быть ћатерью —пасител€ мира. јнгел €вилс€ в дом праведного »осифа (хранител€ девства ѕресв€той Ѕогородицы), когда ћари€ читала —в€щенное ѕисание и, войд€ к Ќей, сказал: "–адуйс€, Ѕлагодатна€! (то есть исполненна€ благодати Ѕожией – даров —в€того ƒуха). √осподь с “обою! Ѕлагословенна “ы между женами". ћари€ смутилась от слов јнгела и думала: "„то значит это приветствие?" јнгел же продолжал говорить ≈й: "Ќе бойс€, ћари€, ибо “ы обрела благодать у Ѕога. », вот, “ы родишь —ына и наречешь им€ ≈му »исус. ќн будет велик, и назоветс€ —ыном ¬севышнего, и ÷арству ≈го не будет конца". ћари€ в недоумении спросила јнгела: " ак это будет, когда я мужа не знаю?" јнгел ответил ≈й, что все это совершитс€ силою ¬семогущего Ѕога: "ƒух —в€тый найдет на “еб€, и сила ¬севышнего осенит “еб€; посему и рождаемое —в€тое наречетс€ —ыном Ѕожиим. ¬от, и родственница “во€, ≈лисавета, не имевша€ детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Ѕога не останетс€ бессильным никакое слово". (—ыном «ахарии и ≈лисаветы был —в. »оанн ѕредтеча). “огда ћари€ со смирением сказала: "я раба √осподн€; да будет ћне по слову твоему". » јрхангел √авриил отошел от Ќее. Ѕлаговещение ѕресв€той ƒеве ћарии празднуетс€ —в€той ѕравославною ÷ерковью 25 марта (7 апрел€ н. ст.). ѕраздник Ѕлаговещени€ - один из самых великих праздников. —лово "Ѕлаговещение" означает: добра€, радостна€ весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. Ќа основе главы из книги протоиере€ —ерафима —лободского "«акон Ѕожий".

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

Ѕлаговещение ѕресв€той Ѕогородицы. 1698 год. »конописцы ‘ома и ¬асилий ѕотаповы. »кона из ”спенского собора »осифо-¬олоцкого монастыр€. ‘рагмент. јрхангел √авриил. ¬ведение ѕресв€той Ѕогородицы во храм.  онец XVIII - начало XIX века. ÷ентральна€ –осси€. ‘рагмент. —в€тые »оаким и јнна.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

¬ведение во храм ѕресв€той Ѕогородицы совершилось, по сохраненным ÷ерковью предани€м, следующим образом. –одители ƒевы ћарии, праведные »оаким и јнна, мол€сь об избавлении от бесплоди€, дали обет, если родитс€ дит€, посв€тить его на служение Ѕогу.  огда ѕресв€той ƒеве исполнилось три года, ≈Є св€тые родители решили выполнить своЄ обещание. —обрав родственников и знакомых, одев ѕречистую ћарию в лучшие одежды, с пением св€щенных песней, с зажженными свечами в руках привели ≈Є в »ерусалимский храм - место особого присутстви€ Ѕожи€. “ам встретил ќтроковицу первосв€щенник (по преданию, это был праведный «ахари€) со множеством св€щенников. ¬ храм вела лестница в п€тнадцать высоких ступеней. ћладенец ћари€, казалось, не могла бы —ама взойти по этой лестнице. Ќо как только ≈Є поставили на первую ступень, укрепл€ема€ силой Ѕожией, ќна быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. «атем первосв€щенник, по внушению свыше, ввел ѕресв€тую ƒеву в самое св€щенное помещение храма - —в€тое —в€тых, куда из всех людей только раз в году входил первосв€щенник с очистительной жертвенной кровью. ¬се присутствовавшие в храме удивл€лись необыкновенному событию. ѕраведные »оаким и јнна, вручив ƒит€ воле ќтца Ќебесного, возвратились домой. ѕреблагословенна€ ћари€ осталась в помещении дл€ девственниц, находившемс€ при храме. ¬округ храма, по свидетельству —в€щенного ѕисани€ (»сх. 38; 1 ÷ар. 1, 28; Ћк. 2, 37) и историка »осифа ‘лави€, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посв€щЄнные на служение Ѕогу. ¬ ÷ерковном предании сохранились сведени€, что во врем€ пребывани€ ѕречистой ƒевы в »ерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала —в€щенное ѕисание, занималась рукоделием, посто€нно молилась и возрастала в любви к Ѕогу. ¬ воспоминание ¬ведени€ ѕресв€той Ѕогородицы в »ерусалимский храм —в€та€ ÷ерковь с древних времен установила торжественное празднество. ”казани€ на совершение праздника в первые века христианства наход€тс€ в предани€х палестинских христиан, где говоритс€ о том, что св€та€ царица ≈лена построила храм в честь ¬ведени€ во храм ѕресв€той Ѕогородицы. ¬ IV веке упоминание об этом празднике есть у св€тител€ √ригори€ Ќисского. ¬ VIII веке проповеди в день ¬ведени€ произносили св€тители √ерман и “арасий, ѕатриархи  онстантинопольские. ѕраздник ¬ведени€ во храм ѕресв€той Ѕогородицы - предвозвестие благоволени€ Ѕожи€ к человеческому роду, проповедь спасени€, обетование ’ристова пришестви€. —в€титель Ќиколай —ербский

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

Ѕогоматерь ќдигитри€. ¬тора€ четверть XVII века. ¬ологда. ‘рагмент.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

ќдигитри€ (греч. Οδηγήτρια — ”казующа€ ѕуть, ѕутеводительница) — один из наиболее распространЄнных в православной иконописи типов изображени€ Ѕогоматери с ћладенцем ’ристом. ѕо преданию, первый образ Ѕогоматери ќдигитрии был написан —в€тым јпостолом и ≈вангелистом Ћукой. Ѕогомладенец ’ристос сидит на руках Ѕогородицы, правой рукой ќн благословл€ет, а левой рукой держит свиток.  ак правило, Ѕогородица представлена в по€сном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты ( азанска€) или изображени€ в рост. ÷ентром композиции €вл€етс€ ’ристос, как правило, обращЄнный к мол€щимс€, Ѕогородица же, также изображЄнна€ фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на »исуса. ѕо преданию, сама€ перва€ икона Ѕожией ћатери "ќдигитри€" (¬лахернска€ икона) была написана ≈вангелистом Ћукой. ќколо середины V века чудотворный образ был перенесЄн из —в€той «емли в  онстантинополь ≈вдокией, женой императора ‘еодоси€, а затем помещЄн во ¬лахернском храме (по другим источникам — в храме монастыр€ ќдигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Ѕожи€ ћатерь €вл€ла  онстантинополю бесчисленные —вои милости через —вой св€той образ. »кону не раз выносили на городские стены во врем€ нападени€ врагов, и ѕресв€та€ ¬ладычица спасала город.  роме того, во вторник каждой недели с иконой совершалс€ крестный ход по всему  онстантинополю. Ётот тип Ѕогородичных икон получил необычайно широкое распространение во всЄм христианском мире, а особенно в ¬изантии и в –оссии.   этому типу относ€тс€ такие широко почитаемые на –уси иконы, как “ихвинска€, —моленска€,  азанска€, √рузинска€, »верска€, ѕименовска€, “роеручица, —трастна€, „енстоховска€, —поручница грешных и др. »з икон ќдигитрии с греческими наименовани€ми особенно известны ѕсихосостри€, ѕеривлепта и др.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

Ѕогоматерь с ћладенцем на ѕрестоле. ѕоследн€€ четверть XVII века. ѕоволжье. ‘рагмент. Ѕогоматерь с ћладенцем на ѕрестоле. ѕоследн€€ четверть XVII века. ѕоволжье. ‘рагмент. »верска€ икона Ѕожией ћатери. ќколо 1845 года.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

»верска€ икона Ѕожией ћатери, также именуема€ ѕортаитиссой (т.е. ¬ратарницей) ѕам€ть 12 феврал€, 23 апрел€ в пам€ть возвращени€ списка в 2012 г., 13 окт€бр€ и во вторник —ветлой седмицы „удотворна€ »верска€ икона ѕресв€той Ѕогородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Ќикеи. ѕри императоре ‘еофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие св€тые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем (по другой версии, мечом) ударил по образу Ѕогородицы. “отчас из пораженного места потекла кровь. ¬дова, бо€сь уничтожени€ св€тыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.  огда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), дл€ сохранени€ св€той иконы опустила ее в море. »кона, сто€ на воде, приплыла к јфону. јфонские иноки, несколько дней вид€ в море огненный столп, восход€щий до неба, пришли к берегу и нашли св€той образ, сто€щий на воде. ќтцы несколько раз пытались вынести еЄ на сушу, но она отдал€лась вглубь. ѕосле молебна о даровании монастырю €вившейс€ св€тыни благочестивый инок афонского »верского монастыр€ св€той √авриил √рузин, по повелению Ѕожией ћатери, €вившейс€ ему во сне, пошел по воде и прин€л св€тую икону. “ут же, на берегу мор€, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это врем€ на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. ѕосле этого икону с почест€ми отнесли в »верский монастырь и поставили в алтаре. Ќаутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. ≈е обрели над воротами обители. “ак повтор€лось несколько раз, пока ѕресв€та€ ƒева не открыла св€тому √авриилу —вою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их ’ранительницей. ѕосле этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. ѕоэтому св€та€ икона называетс€ также ѕортаитиссой (¬ратарницей). »кона и по сей день хранитс€ на јфоне. ƒревнейший сберегаемый на –уси список иконы был принесен с јфона в 1648 году. — 1654 года на прот€жении трех с половиной столетий пребывал в Ќоводевичьем монастыре ћосквы, а после закрыти€ обители в советские годы хранилс€ в фондах √осударственного исторического музе€. 6 ма€ 2012 года в ћосковском Ќоводевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен –усской ѕравославной ÷еркви. ƒуховенством ћосковской епархии »верска€ икона была перенесена крестным ходом в —моленский собор Ќоводевичьего монастыр€ и установлена на солее, а по окончании молебного пени€ клир монастыр€ перенЄс образ на посто€нное пребывание в ћосковский ”спенский собор. 6 июн€ 2012 года —в€щенный —инод –усской ѕравославной ÷еркви установил в ознаменование этого событи€ еще один день ежегодного почитани€ »верской иконы.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

»верска€ икона Ѕожией ћатери. ќколо 1845 года. ‘рагмент. —едмиезерна€ икона Ѕожией ћатери. 1790 год. ‘рагмент.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

—едмиезерна€ икона Ѕожией ћатери была принесена 13 окт€бр€ 1615 года из ¬еликого ”стюга под  азань основателем —едмиезерной Ѕогородицкой пустыни монахом ≈вфимием. ќн благословил этой иконой место будущей обители. ѕраздники —едмиезерной иконе 26 июн€, 28 июл€, 13 окт€бр€ (даты указаны по старому стилю) установлены в пам€ть ее перенесени€ из ”стюга, в пам€ть спасени€  азани от морового поветри€ в 1654 и 1655 годах и от чумы в 1771 году ¬ насто€щее врем€ икона хранитс€ в ѕетропавловском кафедральном соборе г.  азани.

4059776_zol__razd_ (198x55, 6Kb)

–убрики:  –елиги€: монастыри, соборы, храмы, мечети, св€тые
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 58 пользовател€м