-ћетки

акварель англи€ анекдоты анимаци€ букет букеты весна видеорецепт времена года выкройка в€зание крючком в€зание спицами городской пейзаж двое девушка дети детство джемпер жакет женский образ живопись животные жизнь жилет зима зимние пейзажи ирина самарина-лабиринт искусство кофточка кошки лес лето лирика луговые цветы любовь масло масл€на€ живопись мастер-класс мастихин море мужчина и женщина музыка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание в€зани€ осенние пейзажи осень пейзаж пейзажи пионы платье подснежники поздравление от друзей позитив природа проза птицы пуловер рамочка весенн€€ рамочка дл€ стихов рамочка дл€ текста рамочка зимн€€ рамочка летн€€ рамочка осенн€€ рамочка с девушкой река розы ромашки с девушкой с днем рождени€ сад сирень сказка смешно снег современное искусство современные художники стихи схема в€зани€ схемка весенн€€ схемка в€зани€ схемки весенние счастье топ туника тюльпаны утро фото фоторецепт франци€ фрукты фэнтази холст цветы цитаты чувства юмор

 -–убрики

 -‘отоальбом

‘отоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. «арегистрироватьс€!

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “рииночка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.11.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 543261



ћатенадаран, хранилище древних рукописей

¬торник, 04 јпрел€ 2017 г. 09:04 + в цитатник

ћатенадаран, хранилище древних рукописей

1 часть.

—амое большое собрание рукописей находитс€ в хранилище древних рукописей ћатенадаране. »з сохранившихс€ 25 тыс€ч рукописей около 10 тыс€ч €вл€ютс€ иллюстрированными, из которых 5-7 тыс€ч полноценными миниатюрами.
„аще всего иллюстрировались ≈вангели€, реже – Ѕибли€, Ўараканы (сборники гимнов) и „ашоцы (сборники лекций). –укописи издавались в скриптори€х церквей — «грчатунах». —амые ранние иллюстрированные ≈вангели€ датируютс€ V веком. Ёти иллюстрированные рукописи были созданы еще при первом переводе ≈вангели€ на арм€нский €зык.



—кульптуры арм€нских ученых. ћатенадаран, хранилище древних рукописей

ѕо обе стороны от входа в музей установлены статуи выдающихс€ средневековых арм€нских ученых, представл€вших разные области письменности (слева направо): 1. “орос –ослин – XIII в. – миниатюрист (скульптор ј. Ўагин€н) 2. √ригор “атеваци – XIV-XV вв. – богослов, философ и учитель (скульптор ј. √ригор€н) 3. јнани€ Ўиракаци – VII в. – математик, составитель календар€, космолог (скульптор √. Ѕадал€н) 4. ћовсес ’оренаци – V в. – историограф (скульптор ≈. ¬ардан€н) 5. ћхитар √ош – XII-XIII вв. – правовед (скульптор √. „убар€н) 6. ‘рик – XIII в. – поэт (скульптор —. Ќазар€н)

ћесроп ћаштоц

Ќа нижней платформе перед зданием ћатенадарана установлены скульптуры ћесропа ћаштоца и его ученика и биографа  орюна, а также 36 букв арм€нского алфавита (скульптор √укас „убар€н). ѕо соседству со скульптурной группой на стене высечена фраза "Ճանաչել զիմաստություն և զխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ", «ѕознать мудрость и наставлени€, пон€ть изречени€ разума» (ѕритчи 1:2), слова которой были первыми, переведенными на арм€нский €зык после изобретени€ алфавита, и котора€ стала вехой дл€ всей последующей арм€нской христианской культуры.

“орос –ослин, √ригор “атевации и јнани€ Ўиракaци

“орос –ослин — арм€нский художник-миниатюрист, крупнейший мастер киликийской школы времени еЄ расцвета (2‑€ половина 13 в.) √ригор “атеваци́ — арм€нский философ, богослов и педагог, ректор “атевского университета јна́ни€ Ўиракaци́ — арм€нский географ, картограф, историк, астроном, основоположник древнеарм€нского естествознани€.

ћозаика, изображающа€ јварайрскую битву

¬ойд€ в музей, посетитель попадает в прохладный полумрак вестибюл€, где над трехарочным проемом , ведущим к лестнице , находитьс€ мозаика, изображающа€ јварайрскую битву. Ёто событие, последстви€ которого в истории арм€нского народа и его культуры имели не меньшее значение, чем по€вление письменности. ћозаика это не только изображение конкретного событи€, а также и символ истории народа, вынужденного посто€нно, в течении долгих веков отстаивать свою свободу и свою независимость. —оставленна€ из синих, черных, красных, оранжевых и желтых смальт, скомпонованна€ в пространстве, образованном полукругом арки, мозаика полна напр€женного драматизма, созвучного чуть мрачному интерьеру вестибюл€, облицованного коричневыми мрамором.

Ћесница и картины триптиха

“риптих посв€щен трем периодам культуры и искусства страны – урартскому, эллинистическому и средневековому. “риптих выдержан в холодных сине-голубых тонах и прекрасно вписываетс€ в атмосферу здани€. јвтор – ќванес ’ачатр€н

’удожник ƒзерун

’удожник ƒзерун. 1395 г. –укопись написана на бумаге, в г.¬остане, на берегу озера ¬ан, в пределах јхтамара. ѕисец и художник ƒзерун нарисовал свой портрет на 12-ом листе этой рукописи. ƒзерун сидит на кресле, одетый в белую чалму и красную одежду, накинутую поверх синей. ќн рисует на белом листе, укрепленном на доске, котора€ подв€зана веревкой к потолку. Ќа столике помещены письменные принадлежности. ’изанска€ школа.

–одословие »исуса

≈вангелие. 1337 г. —олтание, »ран. √ладзорска€ школа. ѕисец и художник јваг. ≈вангелие от ћатфе€ начинаетс€ перечислением предков ’риста. Ќа правой странице изображен царь ƒавид, сид€щий на троне.

Ѕибли€

Ѕибли€. XV в. Ћицева€ миниатюра. Ѕог, как это описано в ќткровении »оанна: 1.11-16 ’риситос на троне из радуги в окружении 7 золотых светильников и 7 церквей јзии. ¬о рту – обоюдоострый меч, волосы – как бела€ шерсть или снег, глаза, словно €ркое плам€, и весь он подобен си€ющему солнцу. Ќад его правой рукой – 7 звезд. ” ног ’риста - »оанн Ѕогослов. 11 ќн сказал: "«апиши в книгу, что видишь, и пошли семи церквам: в ≈фес, —мирну, ѕергам, ‘иатиру, —арды, ‘иладельфию и Ћаодикию". 12 “огда € обернулс€ посмотреть, чей голос со мной разговаривает, и, обернувшись, увидел семь золотых светильников. 13 » между светильниками € увидел того, кто выгл€дел, как —ын „еловеческий. ќн был одет в длинные одежды, и на груди ≈го была золота€ перев€зь. 14 ≈го голова и волосы были белы, как бела€ шерсть или снег, а глаза ≈го были, словно €ркое плам€. 15 Ќоги ≈го были подобны бронзе, мерцающей в плавильной печи. √олос ≈го был подобен шуму водопада, 16 а в правой руке у Ќего было семь звЄзд. ¬о рту ≈го был обоюдоострый меч, и всем —воим видом ќн был подобен €рко си€ющему солнцу.

≈вангелие

≈вангелие. —олтание. »ран. 1356-1357 гг.  аллиграф и художник ћхитар јнеци.

Ѕлаговещение. ‘рагмент. Ѕлаговещение

Ѕлаговещение. ≈вангелие “архманчац. 1232 г. ’удожник √ригор.

ƒворцовое ≈вангелие

ƒворцовое ≈вангелие. 1336 г. ’удожник —аркис ѕицак. —лева - "–асп€тие ’ристово и ќплакивание ’риста", справа - "∆ены-мироносицы у гроба и ¬ознесение ’ристово". »нтересна истори€ этой книги - она несколько раз попадала в плен, первый раз она оказалась в ≈гипте и была выкуплена несколькими купцами в складчину, т.к. сумма была велика. ѕотом она попала в монастырь  реста на острове јхтамар на озере ¬ан. »з јхтамара она вновь была вз€та в плен и возвращена. ¬ 1884 г. она поступила в музей, созданный в јхтамаре.

∆ены-мироносицы и ¬ознесение ’ристово

¬от некоторые секреты приготовлени€ красок: «ќ растирании позолоты. ¬озьми хорошей позолоты сколько захочешь и возьми хороший жидкий мед или белый клей или густой раствор камеди, налей в большую фарфоровую посуду позолоту покрой по поверхности, хорошо размешай пальцем, чтобы соединились в виде порошка и потом налей воду и оставь, медовую воду снова процеди и если с ним отошло( собери). ¬озьми затем высуши и употреби тонкой кистью как прин€то».

≈вангелист ћатфей

ƒворцовое ≈вангелие. 1336 г. ’удожник —аркис ѕицак. —аркис ѕицак, возможно, €вл€етс€ последним выдающимс€ представителем киликийской миниатюры. ќн творил в первой половине 14-го века – в период падени€  иликийского царства.ƒо нас дошли более 30 рукописей с именем ѕицака, в основном ≈вангели€.≈го слава была распространена не только в  иликии и ¬еликой јрмении, но и во всем регионе.  роме киликийских царей и католикосов, ѕицак получал много заказов из заграницы, таких как “≈вангелие восьми миниатюристов” дл€ епископа —ебастии —тепаноса. ≈го последнее и знаменитое “≈вангелие исцелени€” (1353г.), иллюстрированное во времена эпидемии тифа, предназначалось дл€ излечени€ больных. ќб этом имеетс€ множество свидетельств. Ёто было новшеством не только в искусстве —. ѕицака, но в арм€нской миниатюре в целом. —аркис ѕицак €вл€етс€ одним из первых арм€нских миниатюристов, оставивших нам свой автопортрет.

–ождество

ћиниатюра XVII в.

 рещение Ёчмиадзинское ≈вангелие

Ёчмиадзинское ≈вангелие

Ѕлаговещение

Ѕлаговещение. Ёчмиадзинское евангелие.  онцева€ миниатюра. VI-VII вв. (копи€)

≈вангелие

≈вангелие. 1251 г. ћонастырь –омкла.  илики€.  аллиграф —аркис, художник неизвестен.

≈вангелист ћарк

ћиниатюра  иликийской школы. 1251 г.

Ќачальна€ страница IMG_2525a.jpg

ћатериалом рукописей раннего периода служил пергамент — кожа животного, обработанна€ особым способом. ѕозднее по€вилась бумага, изготовленна€ без древесной массы, что делало ее удивительно качественной. ¬от средневековый способ приготовлени€ пергамента: «¬озьми шкуру козленка домашнего или дикого, дикого барана, жеребенка, зайца, косули, теленка. ¬озьми известь, хорошо просей и налей на нее воды. ≈сли шкура тонка€, ты его (раствор) сделай жидким; если толста€ — сделай густым.  огда он поспеет, сними волос, промой чисто и налей свежей известковой воды; когда станет плотным, раст€ни- она раст€нетс€; возьми промой и раст€ни веревкой на станке. ¬озьми нож и соскобли м€сную сторону, пока кончитс€ все м€со и это будет хороша€ сторона. —ними воду и выставь на солнце, чтобы просохло, а затем сторону волос соскобли сухим. Ќакрахмаль пергамент €ичным белком. » белое льн€ное сем€ держи три дн€ в воде, пока не сделаетс€ густым как мед, и (этим) накрахмаль (сторону) м€са и соскобли ножом».

ѕоцелуй »уды ќмовение ног ƒва хорана

–укопись 1323 г. ≈вангелие начинаетс€ с так называемых хоранов — канонов согласи€. ’удожественный образ этих хоранов наве€н архитектурными формами триумфальной арки или колонного портика с архитравом и получает соответствующие элементы: колонны с базами и капител€ми, антаблемент или арку с тимпаном. Ќе только своей архитектоничностью и общей композицией, но и детал€ми орнамента, заполн€ющего тимпан, хораны ранних рукописей часто напоминают пам€тники зодчества; и даже само название «хоран» идЄт от названи€ церковного придела. Ќачина€ с XIII века хораны постепенно тер€ют былую монументальность и строгость, которые смен€ютс€ камерностью и декоративностью. ќни станов€тс€ более лЄгкими, плоскостными и заполн€ютс€ разнообразными мелкими детал€ми: фигурками птиц и животных, деревь€ми различных форм, даже целыми сценами — от евангельских до охотничьих и цирковых.

’оран. ƒеталь. ќклад евангели€ «аглавный лист ≈вангели€

–укопись 1201 г. ћонастырь јвагванк, в окрестност€х ≈рзнки.

ћиниатюра —ошествие во ад ∆ены мироносицы ≈вангелист IMG_2535a.jpg ћовсес ’оренаци. »стори€ јрмении.

ћовсес ’оренаци. »стори€ јрмении.. –укопись XVI в.

ћовсес ’оренаци и —аак Ѕагратуни ≈гише. Ђќ ¬ардане и войне арм€нскойї. –укопись 1569 г.

≈гише был воином и секретарем руководител€ борьбы арм€н против персов — полководца ¬ардана ћамикон€на. ќн участвовал в знаменитом јварайрском сражении 451 года. ѕосле кровавой войны, в которой погиб ¬ардан ћамикон€н, ≈. ушЄл в монастырь, а затем стал отшельником в области ћокк, где написал несколько исторических сочинений. ѕредположительно в 452—458 годах.

јварайрска€ битва. ћиниатюра XVI века.

јварайска€ битва (451 г.) – одно из крупнейших сражений в истории јрмении, произошло на јварайском поле между восставшими против насильственного насаждени€ зороастризма арм€нами и сасанидской армией, втрое превышавшей по численности силы арм€н. Ќесмотр€ на отча€нное мужество восставших, они были разгромлены превосход€ими силами противника.

"»стори€" јгатангелоса

Ѕиографические данные об јгатангелосе не сохранились. —огласно легенде, секретарь цар€ “рдата III ¬еликого (298—330) и двоюродный брат св. √ригори€ ѕросветител€ (ок. 252—326), один из первых по времени исторических писателей јрмении. ќписал обращение арм€н из €зычества в христианство в начале IV века и превращени€ христианства в государственную религию в јрмении в книге «»стори€ обращени€ арм€н в христианскую веру».

√ригорий ѕросветитель и царь “рдат в образе кабана

÷арь “рдат узнал, что в јрмении по€вилс€ проповедник христианства, он пытал √ригори€ ѕросветител€ и заключил в тюрьму. 13 лет провел √ригорий в полной темноте, холоде и голоде. ќдна милосердна€ вдова спасла его, броса€ в воздуховод пищу. ѕосле убийства христианских дев –ипсиме, √а€не, ћарине и их сподвижниц, “рдат лишилс€ разума и, как говор€т летописцы, жил в образе кабана. ѕо требованию своей сестры, он вытащил узника из €мы и прекратил преследовани€ христиан. “рдат исцелилс€ от рук √ригори€ и, после долгих бесед, крестилс€ сам и крестил свой народ. Ёто произошло в 301 году - на 12 лет раньше, чем в –име. јрмени€ - перва€ страна в мире, где христианство стало государственной религией.

Ќерсес Ўнорали. —тихотворени€. –укопись 1644 г.

Ќерсе́с IV Ўнорали́, (1100 - 1173) — арм€нский поэт и общественный де€тель, католикос (1166—1173) јрм€нской апостольской церкви. ќдин из наиболее значимых арм€нских поэтов.

»стори€ јлександра ћакедонского

»стори€ јлександра ћакедонского, перевод с греческого оригинала V в., рукопись XVII в.

IMG_2546a.jpg

ќбучение в јрм€нской религиозной школе. ’удожник √ригор ’латени. 1417 год.

IMG_2547a.jpg  арта мира

 ј–“ј ћ»–ј. Ёта рукопись, хран€ща€с€ в ћатенадаране происходит из  аффы (‘еодоси€,  рым). ѕод одним переплетом собраны различные документы. –укопись открыта на самой интересной странице - права€ страница представл€ет собой карту мира. Ёта карта “-ќ-типа - сама€ стара€ арм€нска€ карта, датируема€ XIII-XIV вв. Ќаверху - восток, слева - север, справа - юг.  арта показывает мир в виде круга с »ерусалимом в центре, с его шестью воротами, нарисованными непропорционально большими. Ќа верхнем полукруге - в јзии - мы можем найти города Ўелкового пути, простирающиес€ от «айтона и  ансай в  итае до  аффы на „ерном море. “акже показаны другие города - Ѕагдад, ƒамаск, ¬енеци€,  ипр.  расное море расположено между јзией и јфрикой (внизу справа) и окрашено в красный цвет. јфрика - нижн€€ права€ четверть, ≈вропа - нижн€€ лева€.

“равник

ќ лекарственных травах. –укопись XVIII в.

IMG_2558a.jpg

Ќародные певцы с музыкальными инструментами. –укопись XIII-XIV вв.

IMG_2559b.jpg ћесроп ћаштоц. Ўаракан.

ћесроп ћаштоц. Ўаракан-гимн. –укопись 1308 г.

ћесроп ћаштоц ’оран ’осровидухт. Ўаракан ¬аану √охтнеци.

–укопись 1310 г. ’осровидухт, также ’осровидухт √охтнеци (арм. Խոսրովիդուխտ; гг. рождени€ и смерти неизвестны) — арм€нска€ поэтесса VIII века. —естра кн€з€ √охтна ¬агана √охтнеци. Ѕиографических данных не известно. ¬ св€зи с мученической гибелью брата (737 год) написала стихотворение «Ўаракан ¬аану √охтнеци». ѕроизведение включено в канонический сборник гимнов јрм€нской јпостольской ÷еркви.

–ождество ≈вангелие

≈вангелие. –укопись 1549. г. ¬ан. ѕисец «акари€.

≈вангелие. –укопись 1549. г. ¬ан. ѕисец «акари€.

‘ото zavar-vera



ѕродолжение

–убрики:  ћои мечты о дальних странах, фотопутешестви€/ѕарки и сады. ћузеи и сокровища мира
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 50 пользовател€м