Альгамбра и сады Хенералифе |
Альгáмбра (аль-хамра — «красная») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку).
Жилой район современной Гранады, архитектура и планировка которого унаследованы от мусульманского периода средневековой Испании. Альбайсин был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО к уже охраняемым крепости Альгамбра и садам Хенералифе как «богатое хранилище народной архитектуры мавров, которая гармонично соединяется с традиционной архитектурой Андалусии».В одной из комнат, откуда открывается вид на старую Гранаду, несколько месяцев прожил Вашингтон Ирвинг.
Хенералифе (Сад архитектора, или Верхний сад, или Высокий сад) – это бывшая летняя резиденция эмиров династии Насридов, которые правили в Гранаде в XIII—XIV ст.
Название "Альгамбра" буквально переводится с арабского, как "красный замок". Некоторые связывают это с цветом высушенной солнцем глины, из которой построены дворцы, другие считают, что название произошло от "красных пламен факелов", которыми освещали замок во время многолетнего строительства. Альгамбра- древняя цитадель возвышается над Гранадой. На возведение ее 37 башен и могучих стен понадобилось более 150-ти лет.
Альгамбра возводилась преимущественно арабами. Замок является превосходным образцом мавританского стиля, который родился в мусульманской, арабской культуре, но органично впитал черты испанского искусства.
Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе.
Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34×7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда. По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название.
Сады Парталь находятся , на территории, где раньше находились жилища арабских вельмож.
Сады Хенералифе расположены на холме Серро-дель-Соль. Вместе с крепостью-резиденцией Альгамбра и районом Альбайсин, образующими средневековую часть города, садово-парковый комплекс Хенералифе занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Садово-парковый комплекс Хенералифе носит статус самого старого из маврских садов, которые сохранились до наших времен, и является истинным шедевром садоводческого искусства, воссоздающим образы рая из Корана.
Сейчас войти в Хенералифе можно только по кипарисовой аллее, которая была создана сравнительно недавно – в 1931 году - Франсиском Морено. С помощью декоративного садоводства архитектор смог создать великолепные композиции из кипарисов.
Сады служили уютным приютом, куда султаны часто удалялись, чтобы отдохнуть от дворцовых забот. А близость Альгамбры позволяла им быть наедине с природой, чувствовать себя в отрыве от дворцовой суеты и при этом быть в курсе всех непредвиденных и срочных дел. Садово-парковый комплекс Хенералифе был построен в 1319 году и много раз перестраивался. Он состоит из множества зданий, дворов и садов, что делает его одной из самых крупных достопримечательностей Гранады.
Альбайсин -один из древнейших арабских кварталов Гранады.Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления.Когда-то Альгамбра являлась политическим центром и резиденцией эмиров Гранады. Творение мавританских архитекторов называли «земным раем», «Восьмым чудом света». Гранадский эмират в XIII-XIV вв. был богатейшим государством Испании. В этот период арабское владычество на Пиренеях вступило в свою последнюю фазу. Цитадель Альгамбра стала последним мусульманским оплотом на полуострове.По мнению арабских историков, предполагающих, что не только красный кирпич повлиял на то, как люди описывают атмосферу дворца, но и строители, которые трудились ночью при свете факелов, что придавало красноватый оттенок стенам. Альгамбру не напрасно называют «восьмым чудом света» - она потрясает своим великолепием, масштабом и фантазией творцов. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе.
Архитектура мавров имеет ярко выраженную специфику. В первую очередь это связано с отношением к постройкам. Арабы исконно жили в пустынях, где комфортная жизнь возможна только в оазисах. Вот на такие оазисы они и старались сделать похожими все свои дворцы, отсюда возникает такая любовь к созданию садов, такая особая значимость воды в замках и парках.
На протяжении 250 лет Гранада являлась центром просвещения и искусства. Насриды отличались высокой образованностью и страстью к наукам и искусству. В их столицу приглашались ученые, художники, музыканты и поэты со всей Европы. Дворец Альгамбра стал памятником этой династии, в нем проявились лучшие черты мавританского искусства и культуры.
Вход в Зал Послов.В Андалузских горах на юге Испании возвышается величественная крепость, вошедшая в легенды, Альгамбра. Эта древняя цитадель возвышается над Гранадой. На возведение ее 37 башен и могучих стен понадобилось более 150-ти лет, но Альгамбра - это не только неприступная крепость, это и роскошный дворец, с изящными двориками и сцена где разворачивались кровавые интриги и самые знаменитые из сохранившихся памятников мусульманской архитектуры в западном мире.
Замок является превосходным образцом мавританского стиля, который родился в мусульманской, арабской культуре, но органично впитал черты испанского искусства.
Строительство крепости и дворцового комплекса Насридов начал в 1238 г. Мухаммад ибн Наср. Это был смелый и чрезвычайно затратный проект. Арабским инженерам пришлось отрегулировать потоки воды, бегущие с вершин Съерра-Невады, чтобы горная влага питала все дворцовые сады, пруды, фонтаны.
Именно в Посольском зале Альгамбры королевской четой Фердинандом и Изабеллой был утвержден указ о путешествии Христофора Колумба. Здесь же последний мавританский правитель Боабдил провел совещание перед сдачей дворца христианам и своим побегом. По одной из легенд, во время побега он остановился, чтобы кинуть последний взгляд на свой дворец. И тогда его мать сказала: «Оплакивай, как женщина, то, что не смог защитить как мужчина».
Струи воды тонкими незримыми ручейками и вполне осязаемыми фонтанами бегут через мраморные плиты и растекаются по глади внутренних водоёмов. Здесь нет никакой беспорядочности – направление движения воды и точки падения водяных струй точно рассчитаны.Огромная роль здесь принадлежит зеркальной, поднятой до уровня пола поверхности водоема. Отражая в изменчивом преломлении башню Комарес, ажурные тимпаны арок, темную зелень мирт, синеву неба и сам воздух, водоем создает ощущение простора, расширяет пространство, вводит в образ временное начало.Все полно гармонии, благородства и ясного покоя.
Альгамбра была в списке финалистов на звание Новых Чудес Света, но в заветную 7-ку не попала. Зато попала в число 12-ти Сокровищ Испании.
Эмиры стремились создать вокруг себя райский сад, поэтому природе во дворцах уделялось порой больше внимания, чем зданиям.
Журчащая вода, аромат цветов и шелест листьев создают атмосферу абсолютного покоя и гармонии.
Стены снизу на треть высоты инкрустированы мавританскими глазурованными плитками с геометрическим узором из многоугольников кpacнoгo, голубого, желтого, зеленого цветов. Эта изразцовая панель мерцает наподобие серебра, слоновой кости или перламутра, рождая ощущение прохлады и влаги.
Посольский Зал, высотой 18,2 м, Окна, забранные узорными решетками, идут и по второму ярусу. Все стены, ниши, арки, переходы в обилии заполнены надписями, резьбой и лепниной. Фантастический кедровый потолок зала, состоящий из 8 тысяч элементов, символизирует семь небес мусульманского рая.
Альгамбра является музеем исламского искусства и культуры, который ежегодно посещают миллионы туристов со всего света.
Сотовый свод, мукарны, мукарнасы, сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты. Окаймлен вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов.
Вода, поступавшая с горных склонов Сьерра Невада, наполняла каналы и фонтаны Альгамбры и была той стихией, которую мавры ценили больше всего. Неслучайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».
Дворец Львов — это частные покои правителя и его гарема. Он был возведен при эмире Мухаммеде V. Это один из самых прекрасных памятников арабо-исламского искусства. Его сердцем является Львиный дворик (Patio de los Leones), поражающий зрителя своей гармонией, красотой и утонченностью.
Посредине дворика расположен Фонтан львов , изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу.Уже 1000 лет эти 12 мраморных львов украшают и стерегут покой в этом дворце.
Центральный двор дворца, по периметру окруженный арочными галереями по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124.
Главную роль в архитектурном облике Альгамбры играют арки – обычные полуциркульные и затейливые стрельчатые, подковообразные, многолопастные. Они опираются на беломраморные арабскuе колонны, особенность которых состоит в изящном соединении тонкoгo ствола и массивной капители.
Подлинной жемчужиной Альгамбры можно назвать третью часть дворца, предназначенную для частной жизни гранадских эмиров. Здесь находился сераль (или гарем) и личные покои эмира. Эта часть дворца носила имя Львиных покоев - по имени Львиного дворика, вокруг которого она формировалась.
Предназначен для жен гранадского мавританского короля и наложниц, у которых были маленькие дети.Обязан своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Звездчатый купол зала, составленный из пяти тысяч сталактитовых ячеек на основе тончайшего расчета, создает совершенно фантастическое впечатление. В его ячеистой и слоистой структуре есть что-то зыбкое, неуловимое, не поддающееся описанию. Эффект парения, странной подвижности усилен освещением из окон, расположенных в нижней зоне восьмиугольной обрамляющей звезды. Космическая символика изменчивого и в то же время вечного небесного свода находит здесь поразительное зримое воплощение.Кажется, что фантастический цветок-звезда, пульсируя, растет на глазах. Впечатление сверкающих льдинок еще более усиливала позолота ячеек, кое-где сохранившаяся. Вдоль изразцовой панели стен Зала помещены вписанные в медальоны стихи придворного поэта Ибн Зумрака.
Вдоль стен, в нишах, находились оттоманки и ложа, обитые нарядными тканями. Столики из лимонного дерева, инкрустированные перламутром, стояли на персидских коврах вперемежку с диковинными померанцевыми деревцами в медных кадках. Их ветви были усеяны пахучими белоснежными цветами, зеленой завязью и оранжевыми плодами. С потолка спускались серебряные подвески и лампы, заливающие покои светом и распространяющие аромат арабских благовоний. Повсюду были развешаны клетки из золотой и серебряной проволоки с певчими птицами самой изысканной расцветки и самых нежных трелей.Между капителью и основанием колонны мавританские мастера проложили свинцовые пластинки, чтобы предотвратить разрушение мрамора из-за тепловых расширений.
Каждый квадратный сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, надписями, орнаментальной мозаикой; с арок и сводов свисают архитектурные "сталактиты" - форма декора, присущая искусству ислама. Золотистый цвет камня придает залам особый, "драгоценный" характер.
Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов был близок с женой султана.Это строение имеет необычный купол в форме восьмиугольной звезды, украшенной сталактитами. Через окна в куполе льется мягкий свет.
Мавританские эмиры пожелали на покоренных землях солнечной Испании создать кусочек земного рая - так среди тенистых садов Гранады возникла Альгамбра, которая стала резиденцией эмиров-завоевателей.
Зал с двойным окном Мирадор Дарахи , из которого открывается вид на сад Дарахи. Считается, что в этой небольшой элегантной комнате отдыхали женщины гарема.Низко расположенные окна рассчитаны на мусульманский обычай сидеть на полу, на подушках.
Верхняя часть стен, тимпаны арок, капители колонн облицованы резным орнаментом из стука ( материал, пригoтовленный из гиnсового порошка, воды, меда, яиц) , изобретенным в Дамаске. Он составлен из длинных пластинок, отлитых по форме и соединенных так искусно, что кажется непрерывным плетением – арабеской – из растительных форм, фантастических существ, арабской вязи.
Посредине находится мраморный фонтанчик, по четырем углам — столетние кипарисы. Фонтан 1626 года, воздвигнут на месте более старого и сохранившего арабскую надпись: «Как прекрасен сад, где земные цветы соперничают со звездами небесными! Что может сравниться с чашей этого алебастрового фонтана, наполненного хрустальной водой? Ничто, кроме полной луны, сияющей на безоблачном небе!» .
Надпись на мраморе фонтана, через края котopoгo переливается вода, уподобляет eгo тающему льду, обретая зримую конкретность в городе, расположенном у подножия гop:
Тает лед, и струятся потоки,
Словно змеи в траве шелестят,
и сшибаются пенные струи,
Словно в битве – с отрядом отряд,
И, подобные звеньям кольчуги,
Пузырьки серебрятся, дрожат.
Сердцем Альгамбры являются Дворцы Насридов , принадлежавшие правителям из рода Насридов в Гранадском халифате. Дворцы, каждый из которых уникален, были построены один за другим разными эмирами. Каждый эмир хотел превзойти своего предшественника, оставив тем самым след в истории. Так образовался комплекс соединенных между собой зданий, считающийся одним из самых изысканных, прекрасных и утонченных дворцовых ансамблей в мире. Дворцы Насридов условно делятся на три части: Мешвара, Дворец Комарес и Дворец львов.
Арабские сады стали подобием истинного рая» — архитектура ислама здесь рассказывает реальную историю словно из сказки «Тысяча и одна ночь»
А.С.Пушкин после посещения Альгамбры написал «Сказку о золотом петушке». Среди туристов был и посол Соединенных штатов Америки, писатель Вашингтон Ирвинг, перу которого принадлежит книга «Альгамбра».
В одной из легенд рассказывается, что Иисус Христос превратил звёзды в лютики, чтобы преподнести их своей Матери в знак почтения и любви.
Удивительные цветы, напоминающие маленькие розочки или полураспустившиеся пионы-очаровательные лютики азиатские или садовые .
Одна из самых старинных построек Альгамбры. Строительство этих ворот относят к эпохе Мухаммеда III, то есть к 1302—1309 гг.По одной версии, название ворот объясняется тем, что здесь продавали вино, не облагаемое налогом, по другой — что просто произошло искажение старинного арабского названия «Bib al-hamra'» (Красные ворота), превратившегося в «Bib al-jamra» (Винные ворота). Именно этим воротам французский композитор Клод Дебюсси посвятил прелюдию «Ворота Альгамбры».
Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада — испано-мавританский.
Альгáмбра (исп. Alhambra, от араб. الحمراء аль-хамра — «красная») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе.Хенерали́фе (исп. Generalife, от араб. Jannat al-'Arif — «сад архитектора») — бывшая загородная резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой в XIII—XIV веках. Сады Хенералифе находятся на холме Серро-дель-Соль; вместе с расположенными немного западнее крепостью-резиденцией Альгамбра и жилым районом Альбайсин, которые образуют средневековую часть города, Хенералифе включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «бесценный пример королевских арабских резиденций средневекового периода».
Огромная благодарность за фото и описание к ним ЛанаС
Рубрики: | Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия/Туризм, путешествия,транспорт, города Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия/Парки и сады. Музеи и сокровища мира |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |