-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545687


Какими были древнерусские женские головные уборы с рясами и колтами

Среда, 23 Января 2019 г. 12:06 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Какими были древнерусские женские головные уборы с рясами и колтами

Древнерусский женский головной убор с рясами и колтами.

Древнерусский женский головной убор с рясами и колтами.
 

На территории Древнего Изяславля (городище у села Городище Шепетовского района Хмельницкой области Украины) было сделано немало уникальных исторических находок - как отдельных предметов, так и целых комплексов ювелирных украшений. Благодаря этому перед нами предстает срез материальной культуры населения Юго-Западной Руси второй половины XII – первой половины XIII вв.



Среди украшений на этом городище наиболее частой находкой являются дротовые перстневидные кольца, загнутые в полтора оборота. Половина рассмотренных в статье комплексов содержала только эти изделия. Достаточно много серебряных колтов и трехбусинных серег или височных колец. По всей видимости, большая часть найденных украшений была произведена на месте.

О местном производстве колтов свидетельствуют как их стандартизированная форма, так и находки на памятнике разнообразного ювелирного инструментария, в том числе и металлической матрицы для тиснения щитка подобного украшения.

 

 
Фрагмент рясы и звездчатый колт, XII век. Серебро; литье, скань, зернь. Размеры без подвески 11x10 см. / Оружейная палата, Москва, Россия.

Фрагмент рясы и звездчатый колт, XII век. Серебро; литье, скань, зернь. Размеры без подвески 11x10 см. / Оружейная палата, Москва, Россия.



Предметами единого убора, по всей видимости, являлись изделия, представленные в кладе № 5, найденном в 1958 г. неподалеку от башни городища. В его составе представлен один серебряный колт с ажурной каймой и весьма схематичными изображениями птиц и серебряные колодочки от нескольких ряс. Было найдено 32 срединные и четыре треугольные концевые колодочки от ряс, декорированные сканными петельками, две из них с замочными кольцами. Кроме того, из этого же комплекса происходят 2 непарные трехбусинные серьги. Анной Анисимовной было высказано очень интересное предположение о том, что в данном случае, подвесными украшениями, крепившимися к рясам, могли являться и трехбусинные кольца, заменившие недостающие колты (или колт). Это предположение подводит нас вплотную к вопросу о многообразии вариантов древнерусских ювелирных уборов с рясами, взаимозаменяемости ряда типов изделий внутри достаточно стандартизированных наборов украшений.

По материалам древнерусских кладов выделяется целый ряд вариантов подборок украшений, в которых присутствуют колты и рясы. Мы попытаемся выделить наиболее характерные наборы. Известны, конечно, и находки колтов без ряс. Возможно, рясы не сохранились, но вполне вероятно были и другие способы подвешивания колтов. Кроме того, есть клады, в которых найдены рясы, но нет колтов.

 

 
Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.



Возможно, эти комплексы содержат не полные комплекты, но можно предположить, что к рясам крепились какие-то иные украшения. В таком случае вполне вероятно, что подвесными украшениями являлись как раз бусинные кольца.

Однако вначале хотелось бы вкратце остановиться на вопросах терминологии. В археологической литературе металлические височные подвески, крепившиеся к головному убору или повязке-очелью, и служившие для подвешивания колтов или самостоятельными головными подвесками, называют, как правило, рясами. В письменной традиции присутствует несколько иной термин «ряса»/«рясы».

 

 
Рясы и золотые колты с перегородчатой эмалью, XII в. / Киев, Десятинная церковь.

Рясы и золотые колты с перегородчатой эмалью, XII в. / Киев, Десятинная церковь.



Это название зафиксировано уже в древнерусских письменных источниках XII–XIII вв. Словарь В. Даля дает достаточно подробное толкование термина «ряса». Согласно этому словарю основной круг значений – подвеска, низка, обильная гроздь. И. И. Срезневcкий знает это слово в значении «бахрома». Он приводит цитаты из Козьмы Индикоплова и Георгия Амартола. В первом случае описание более подробное: «рясы пришвены и по между их златы клаколты». Интересно, что, по мнению М. Фасмера, слово «рясно – украшение, ожерелье» произведено от слова «ряса».

В XV–XVI вв. рясами называли подвески, составленные из жемчужин и драгоценных камней. Головные уборы с подобными украшениями хранились в царских сокровищницах: «царевы венцы золоты со кресты, и украшены камениями яхонты
червчатыми, искры алмазными, у одного венца рясы жемчужные в три ряда в пронизь, в трех местах каменья, яхонты червчатые и изумруды гранены»
.

Что касается колтов, то они («колтки») упомянуты в берестяной грамоте XII в.; позже, в XV в., этот термин употреблялся для обозначения ушных украшений. В польском языке также сохранился аналогичный древнерусскому термин kołtka.

 

 
Золотые древнерусские рясы с перегородчатой эмалью, XII в. / Коллекция Государственного Русского музея, поступили в 1917 г. из собрания М. П. Боткина;

Золотые древнерусские рясы с перегородчатой эмалью, XII в. / Коллекция Государственного Русского музея, поступили в 1917 г. из собрания М. П. Боткина;



Древнерусские головные уборы с колтами и рясами датируются в основном XII – первой половиной XIII в. Необходимо отметить, что эти украшения, по всей видимости, рассматривались именно как убор и выполнялись в едином стиле. Для древнерусских серебряных и золотых колтов были выработаны своеобразные типы подвесок-ряс. Все типы ряс состоят из подборок отдельных бляшек. Так же как и пластинки диадем, бляшки ряс, как правило, двойные, наружная сторона подчас выпуклая, оборотная – гладкая. 

К настоящему времени найдено несколько колтов и ряс, соединенных вместе при помощи цепочек или колечек. Эти конструкции в ряде случаев дополнительно укреплены нитками, текстилем, кожей. Но, к сожалению, подобные находки не многочисленны, причем обнаружены пока только комплекты с рясами одного типа – составленными из тисненых колодочек. В тех случаях, когда в кладах представлено по несколько колтов, в отсутствии сохранившихся крепежей мы не можем быть точно уверенными, какой именно из них крепился к рясам, и как это крепление было выполнено. Поэтому многие варианты реконструкций, встречающиеся в литературе, достаточно умозрительны и основаны на традиционном представлении о том, что эти украшения должны носиться совместно.

Считается, что золотые с эмалями колты крепились к золотым же рясам, составленным из круглых или квадрифолийных по форме бляшек, украшенных изображениями птиц и растительным или геометрическим орнаментом. На одном конце таких ряс прикреплена, как правило, застежка в виде перстневидного кольца с замочком, на другом – цепочка. Перстневидная застежка-кольцо являлась частью шарнирного крепления звена бляшки и изготовлялась совместно с шарниром.

 

 
Рясы и колты из клада из Старой Рязани 2005 г. / Собрание Историко-архитектурного музея заповедника, Рязань, Россия

Рясы и колты из клада из Старой Рязани 2005 г. / Собрание Историко-архитектурного музея заповедника, Рязань, Россия



Первоначально, после первых находок, назначение этого типа украшений было совсем неясным, потом их стали считать шейными цепями. В литературе встречаются упоминания, что часть из них была найдена в кладах соединенными попарно. Подобная композиция, напоминающая ожерелье из круглых бляшек и цепочек, представлена в киевском кладе 1887 г., найденном в ограде Михайловского монастыря. Схожим образом были соединены и рясы из квадрифолийных бляшек в Сахновском кладе 1900 г. Уже в первых публикациях этих изделий перед нами предстают конструкции из двух низок бляшек с эмалевым декором, объединенных между собою цепочками. При таком использовании бляшки могли располагаться на груди и вдоль шеи сзади, а на плечах находились цепочки. 

К мысли о том, что часть подобных изделий действительно могла быть использована и в качестве нагрудных украшений, подводят находки цепей с бляшками без эмалевого декора. Так, из Старорязанского клада 1868 г. происходит украшение, состоящее из двух подборок (по 7 и 10 экз.) серебряных позолоченных тисненых бляшек квадрифолийной формы, декорированных изображениями 
процветшего креста. Между собой бляшки крепились при помощи шарниров. У крайних бляшек – только петельки, наборы бляшек между собой соединены двумя цепочками. Застежка отсутствует. Создается впечатление, что перед нами именно цепь-ожерелье в своем изначальном виде. При этом логично было бы поместить меньшее количество бляшек в шейной области, а большее – на груди. Интересно, что «сдвоенными» (соединенными попарно) бывают и рясы самого распространенного типа – серебряные из тисненых колодочек. Подобная композиция известна из Тереховского клада 1876 г.
 

 
Золотой колт с перегородчатой эмалью из клада 1887 г., найденного в ограде Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, Украина. Собрание Государственного Русского музея, Санкт-Петербург, Россия

Золотой колт с перегородчатой эмалью из клада 1887 г., найденного в ограде Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, Украина. Собрание Государственного Русского музея, Санкт-Петербург, Россия



Г. Ф. Корзухина причисляла цепи с эмалевыми изображениями к нагрудным украшениям. Кроме того, она отметила, что при постоянном наличии в золотых рясах десяти круглых бляшек между пятой и шестой бляхами всегда есть двойной шарнир, что исследовательница связывала с конструкцией ожерелий.

В настоящее время существует несколько вариантов реконструкции способов ношения этих изделий в качестве подвесных украшений для крепления колтов. В реконструкции, предложенной Б. А. Рыбаковым, рясы фиксируются к верхнему краю высокого головного убора типа кокошника, а колты, подвешенные к цепочкам ряс, свисают на грудь на уровне ожерелья. Т. И. Макарова считала, что рясы перегибались пополам. Как раз в том месте, где расположен двойной шарнир, подвешивался колт, а к головному убору конструкция крепилась при помощи застежки и цепочки. В таком варианте рясы становятся короче и компактнее, а некоторые изображения птичек не оказываются перевернутым вверх ногами, как бы они располагались, если бы рясы использовались развернутыми в соответствии с гипотезой Б. А. Рыбакова. Однако Т. И. Макарова не была категорична, она отмечала, что «рясна, иногда находимые скрепленными, могли использоваться и как-то по другому – в виде ожерелья, например». Однако парность изделий и сгиб посредине все же заставили исследовательницу достаточно уверенно связывать их с колтами.

Свои варианты реконструкции уборов с рясами предлагает и Н. В. Жилина. Исследовательница называет этот тип украшений «рясна-цепи» и придерживается мнения, что низки были двойными и служили для крепления колтов.

 

 
Серебряные колты и рясны из клада женских украшений XII века, найденного на территории Украины.

Серебряные колты и рясны из клада женских украшений XII века, найденного на территории Украины.



Золотые изделия с круглыми бляшками, декорированными эмалями, известны пока только из киевских кладов (1842, 1880, 1887, 1906 и 1938 гг.). Оформление ряс весьма стандартизировано, для него характерно строгое чередование бляшек с птичками и растительно-геометрическим узором. По мнению Т. И. Макаровой, к подобным рясам крепились в основном колты с жемчужной обнизью, оформленные с ними в едином стиле и, вероятно, изготовлявшиеся одними и теми же мастерами. 

На золотых рясах из квадрифолийных бляшек присутствуют практически те же изобразительные сюжеты – фигурки птиц и растительно-геометрический орнамент. Но здесь явно прослеживается преобладание бляшек с разнообразным растительно-геометрическим узором (примерно на 3 таких бляшки приходится одна с птичками). Отличительной чертой является и применение в декоре жемчуга, служившего для украшения концов штырей, соединяющих шарнирные крепления ряс. Две находки этих ряс связаны с городищем Девичья гора у с. Сахновки (Каневский район, Черкасская область, Украина). Пара ряс происходит из Сахновского клада 1900 г. Еще одна пара, найденная на этом памятнике в качестве отдельной находки, хранится в собрании Киевского Музея исторических драгоценностей. В обоих случаях рясы содержат по 10 бляшек. Известны такие рясы и из киевского клада 1827 г. Рясы, соединенные в виде цепи, содержали 23 бляшки квадрифолийной формы 4. Кроме того, в Москве в Оружейной палате хранится одна беспаспортная бляшка. Но она отличатся размерами и характером петлей и вполне может быть нашивкой, а не деталью рясы. Бляшки-нашивки с эмалями достаточно многообразны, некоторые из них очень напоминают детали ряс.

 

 
Клад серебряных женских украшений XII века, найденный на территории Украины.

Клад серебряных женских украшений XII века, найденный на территории Украины.



Как для колтов, так и для золотых с эмалями ряс исследователи выделяют изделия, выполненные предположительно византийским мастером. Это рясы с круглыми бляшками из Киевского клада 1938 г., найденного на Б. Житомирской улице.

Изображение раскинувших крылья птиц, декорирующее эти подвески, аналогично изображению павлина на киевском колте, предположительно связываемом с византийской работо. С этим утверждением можно согласиться в том смысле, что эмальерное дело в Киеве начинали, по всей видимости, именно византийские мастера. При этом древнерусские золотые колты по характеру оформления представляют собой достаточно выразительную компактную группу, заметно отличающуюся от византийских прототипов. По нашему мнению, среди находок золотых колтов на территории Древней Руси к работам византийских мастеров наиболее близко декорированное геометризированным узором украшение из Старого Галича. Это изделие имеет весьма четкий круг аналогов среди византийских колтов (например, незаконченный колт из византийской крепости на острове Пэкуюл луй Соаре [Păcuiul Lui Soare] на Дунае, коммуна Остров, жудец Констанца, Румыния). Что касается древнерусских цепей-ряс с эмалированными бляшками, то именно такие украшения среди вещей византийско-дунайского круга пока не известны. Можно предположить, что своеобразные комплекты «колты-рясы» с эмалевым декором складывались на Руси под влиянием вкусов местных заказчиков.

По мнению Т. И. Макаровой, рясы с круглыми бляшками представляют собой более совершенные произведения, чем изделия с квадрифолийными бляшками, на которых уже нет той четкости орнамента, в размещении декора появляется «боязнь пустоты». Н. В. Жилина считает, что рясы с квадрифолийными звеньями появляются несколько позже, сосуществуют, а затем и переживают время бытования цепей с круглыми бляшками (до первой трети XIII в.). По мнению исследовательницы, постепенно отмечается и тенденция к миниатюризации бляшек.

 

 
Древнерусские золотые колты с перегородчатой эмалью, 11-12 век.

Древнерусские золотые колты с перегородчатой эмалью, 11-12 век.



Известны и золотые рясы без эмалевого декора. Они составлены из тисненых полых колодочек и аналогичны более широко распространенным серебряным образцам. Подобные украшения известны из двух киевских кладов (Десятинная церковь 1906 г. и Стрелецкая ул. до 1914 г.), из клада 1900 г. из Сахновки и из черниговского клада 1850 г.

Заканчивались такие рясы кольцом и цепочкой или двумя цепочками. Можно предположить, что золотые цепочки из рубчатых звеньев также являлись рясами-цепями. Об этом свидетельствует находка в киевском кладе 1911 г. золотых колтов с продетыми сквозь дужки цепочками и изображениями святых.

Аналогичные золотые цепи известны и из киевских кладов 1876 и 1938 гг. и 1891 г. с Княжой Горы. Интересно, что сходные серебряные (иногда озолоченные) цепочки находят совместно с серебряными же колтами. Они обнаружены в киевском кладе 1902 г. и кладе у с. Вербов (Бережанский район, Тернопольская область, Украина).

Уникальным для территории Древней Руси является серебряное позолоченное украшение с розеткообразными бляшками, соединенными при помощи шарнирного крепления, происходящее из клада № 2 с Городца (Хмельницкая область, Украина). Бляшки декорированы в центре вставочками из турмалина (5 бляшек) и изумрудами (2 бляшки). К сожалению, мы не можем быть твердо уверенными, что это необычное изделие, оканчивающееся с двух сторон цепочками, является именно рясой. Так как крепление с колтами отсутствует (в кладе присутствуют несколько экземпляров колтов), можно предположить как вариант его ношения в качестве нагрудного украшения, так и рясы.

Серебряные рясы предназначались, как правило, для колтов, изготовленных из серебра, округлых с черневым декором или звездчатых, усыпанных зернью. Но встречаются и исключения из этого правила. Так, в Киевском кладе 1901 г. и в кладе 1897 г., происходящем с Княжой Горы, были совместно найдены серебряные рясы и золотые колты.

 

 
Серебряный ажурный колт с чернью, 12 век.

Серебряный ажурный колт с чернью, 12 век.



Наиболее распространенным вариантом серебряных ряс является лента, составленная из тисненых колодочек. На колодочках фиксируются маленькие дырочки, предназначенные для соединения их в рясы.

По количеству колодочек выделяются несколько групп ряс, отличающихся по длине. Например, в Святозерском кладе 1908 г. найдено два комплекта ряс. В одной паре были рясы с 35 колодочками, другую составляли рясы с более крупными колодочками, имевшие по 25 колодочек в каждой.

В Льговском кладе 1879 г. (Черниговская область, Украина) содержится 50 колодочек от ряс. Можно предположить, что длинные рясы складывались пополам и продевались сквозь дужку колта, а при помощи цепочек и колечек крепились к головному убору.

Однако документально зафиксировано, что цепочки на длинных рясах могли служить и непосредственно для подвешивания колтов. В кладе 1970 г. с Болховского городища (Деражнянский район, Хмельницкая область, Украина) на дужках двух парных колтов сохранились остатки толстых полуистлевших ниток, служивших, по всей видимости, для фиксации на них цепочек от ряс. Среди обрывков ниток сохранились звенья цепочек. Зафиксированы и сами цепочки, соединенные с колодочками ряс. Всего в комплексе содержится 122 колодочки от ряс.

 

 
Парные колты с птицами. XII век. Серебро выколотка, монтировка, пайка, чернь, резьба, золочение. / Коллекция Государственного Русского музея.

Парные колты с птицами. XII век. Серебро выколотка, монтировка, пайка, чернь, резьба, золочение. / Коллекция Государственного Русского музея.



Известны и совсем короткие рясы, составленные из одного-двух десятков колодочек. Они типичны, например, для кладов Старой Рязани. Здесь найдены рясы, содержащие по 10–16 колодочек. В этих комплексах их находят совместно с колтами (серебряными звездчатыми или округлыми с обнизью из крупных шариков). В ряде случае сохранилось и крепление колтов при помощи цепочек к концевым треугольным пластинкам ряс. На рясе из клада 1974 г. найдены остатки кожи (обрывок кожаного ремешка). Возможно, изделие было укреплено с оборотной стороны полоской кожи. На рясах из Старорязанского клада 2005 г. присутствуют фрагменты текстиля. По мнению исследователей, они представляют собой остатки тесьмы, дублировавшей подвеску колта к цепочке или заменившей сломанное крепление. Возможно, тканью укреплялись и колодочки ряс. Рясы из тисненых колодочек с одной стороны, как правило, заканчивались проволочными колечками, с другой – цепочками. Однако известны случаи, когда цепочки расположены с обеих сторон, двумя кольцами заканчиваются рясы из старорязанских кладов 1967 и 1970 гг. Кроме того, на двух позолоченных рясах 8 из клада 1993 г., найденного в летописном Воздвигле (Новоград-Волынский, Житомирская область, Украина) есть небольшие петельки, по всей видимости, для крепления к головному убору. С другой стороны расположена цепочка, оканчивающаяся колечком-застежкой.

Целый ряд ряс имеет плоские концевые пластинки треугольной формы (иногда форма более сложная с выступом на конце). У этих ряс длинные цепочки отсутствуют. Можно достаточно уверенно говорить, что в верхней части изделия расположено кольцо для крепления к головному убору. В нижней части – плоская пластинка. Пластинки зачастую закачиваются небольшой петелькой, а к ней крепится колечко. В это колечко и продевается дужка колта. Именно такой способ крепления демонстрируют украшения из Старорязанского клада 1974 г. Пластинки могли быть гладкими, украшенными тисненым орнаментом или сканью. Рясы с пластинчатыми окончаниями представлены в кладах Киева 1899 г., Старой Рязани, Изяславля 1958 г. В кладе из Вербова представлены ажурные концевые пластинки, декорированные изображением пальметты. Судя по тому, что в упомянутом выше кладе из Изяславля найдены 32 срединные колодочки и 4 концевые треугольные, то каждая ряса из 16 колодочек была обрамлена с двух сторон треугольными пластинками.

 

 
Серебряные рясы и колты с чернью, найденные в составе одного из кладов Старой Рязани. 12 век.

Серебряные рясы и колты с чернью, найденные в составе одного из кладов Старой Рязани. 12 век.



Вполне возможно, аналогичная картина представлена и в Вербове, где найдено 40 срединных колодочек и 3 концевых. Таким образом, рясы с треугольными пластинками, по всей видимости, демонстрируют два варианта крепления этих окончаний – с одной стороны или с двух.

Находки ряс с концевыми пластинками из Старой Рязани дают нам редкую возможность увидеть воочию способ крепления ряс и колтов. Так, в кладе 1974 г. было найдено три пары и фрагмент седьмого крупного серебряного звездчатого колта c грушевидными лучами. У двух пар сохранились крепления с рясами. Дужка колта крепится к концевой пластинке при помощи колечка. Рясы совсем небольшие – состоят всего из 10–12 основных звеньев. Концевая пластинка, также как и основные, изготовлена в технике тиснения.

Клад 2005 г. представляет иной вариант ношения ряс. Здесь колты с обнизью из крупных тисненых шариков крепятся сразу к двум рясам, состоявшим, по всей видимости, из 15 колодочек. Кроме того, в кладе 2005 г. были найдены трехбусинные полукольца, укрепленные на тканых лентах.

Н. В. Жилиной был предложен вариант реконструкции сложной рясы, составленной из тисненых колодочек и бусинных дужек, прикрепленных на ткань. Дужки расположены в этой реконструкции между низками колодочек.

В целом выделяется несколько вариантов ношения ряс из тисненых колодочек. Часто упоминаемый в литературе вариант со сложенной рясой логичен, но пока не документирован находкой in situ. Документированы варианты крепления колтов к цепочкам ряс (на экземплярах без концевых пластинок) и к колечкам, прикрепленным к концевым пластинкам.

Недавняя находка ряс из Старой Рязани (2005 г.) демонстрирует вариант ношения колта сразу на двух коротких рясах с концевыми пластинками. По мнению Н. В. Жилиной, может быть прослежена хронологическая тенденция к уменьшению самих колодочек, а также укорочению длины ряс.

 

 
Клад женских украшений, найденных в Старой Рязани. 12 век. / Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Клад женских украшений, найденных в Старой Рязани. 12 век. / Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.



Подобную миниатюризацию исследовательница прослеживает как на материалах «золотого» убора, так и «серебряного». Более редкими находками являются серебряные рясы, составленные из соединенных шарнирами круглых выпуклых бляшек, гладких или украшенных зернью и сканью. Подобное украшение, у которого сохранилось 14 бляшек, декорированных ромбовидными зерневыми композициями, и два замочных кольца происходят из Рязанского клада 1937–1950 гг.

Из Киевского клада 1903 г., найденного в ограде Михайловского монастыря, происходит ряса, составленная из серебряных выпуклых бляшек, украшенных проволочными колечками, которые соединены шарнирами. В этом же комплексе найдена и необычная серебряная позолоченная ряса, составленная из 15 прямоугольных полых бляшек, нанизанных на 4 нити, разделенные мелким жемчугом. Бляшки декорированы одинаковым гравированным растительно-геометрическим орнаментом. Линии гравировки покрыты чернью. На одной концевой бляшке сохранилась петелька и цепочка.

В кладе 1891 г. на Княжой Горе было найдено несколько полых тисненых бляшек с подвешенными к ним желудевидными бусинами. Конечно, данная компиляционная композиция в своем последнем использовании рясой являться не могла. Можно предположить, что перед нами деталь ожерелья, причем, по всей видимости, в нем были совмещены разные по происхождению украшения, о чем свидетельствует нетипичная для древнерусских изделий форма бусин.

Из перечисленных выше ряс парными являются лишь украшения, найденные в составе клада в Дорогобуже в 1975 г. Остальные не имеют пары, что заставляет предположить возможность их использования и в качестве нагрудных украшений. Являлась ли рясой упомянутая ранее прекрасная серебряная позолоченная цепь с квадрифолийными бляшками
из Старорязанского клада 1868 г., мы тоже не можем утверждать с уверенностью. Не исключен вариант и ее ношения в качестве рясы, но в сложенном виде.

 

 
Детали декорации головного убора населения<br>Балканского региона: 1 – фрагмент диадемы, Болгария; 2 – фрагмент изображения головного убора жены архистратега Десиславы, церковь св. Пантелеймона, Бояна (София, Болгария); 3 – колты, Северо-Восточная Болгария; 4 – колты, Шумен (Шуменская область, Болгария), 5 – колты, Богорово (Силистренская область, Болгария). Собрания Региональных исторических музеев в Шумене и Варне, Болгария

Детали декорации головного убора населения
Балканского региона: 1 – фрагмент диадемы, Болгария; 2 – фрагмент изображения головного убора жены архистратега Десиславы, церковь св. Пантелеймона, Бояна (София, Болгария); 3 – колты, Северо-Восточная Болгария; 4 – колты, Шумен (Шуменская область, Болгария), 5 – колты, Богорово (Силистренская область, Болгария). Собрания Региональных исторических музеев в Шумене и Варне, Болгария



Таким образом, рассмотренные изделия распадаются на две группы. К первой относятся украшения, бесспорно являвшиеся рясами для подвешивания колтов. Это – ленты из тисненых колодочек, так как только они были найдены в скрепленном состоянии с колтами. Остальные рассмотренные украшения могли быть и рясами, и шейными цепями, или использоваться полифункционально. Подобная полифункциональность отчетливо видна на примере цепей из рубчатых звеньев. Мы упоминали, что они были найдены в одном из киевских кладов продетыми сквозь дужки колтов.

В тверском кладе 1906 г. такая серебряная цепь фланкирована головками драконов, соединенных кольцом. Таким образом, мы имеем дело с совсем другим украшением, изначально принадлежавшим к совсем иному культурному кругу.
В поисках аналогий и прототипов древнерусскому убору с колтами и рясами логично обратиться к региону Балкан. Пожалуй, наиболее ранней находкой колта можно считать упомянутое выше декорированное эмалями изделие из Пэкуюл луй Соаре, которое может быть отнесено к XI в. Ношение в Болгарии в XIII–XIV вв. украшений типа колтов подтверждено как изобразительными материалами (церковь св. Пантелеймона в Бояне, София, Болгария; церковь Пресвятой Богородицы в Дониья Каменица, Колубарский округ, Сербия), так и археологическими находками. Украшения типа колтов и их изображения в Сербии также нельзя назвать ранними, они относятся в основном к XIV–XV вв.

 

 
Диадемы с подвесными украшениями Балканского региона: 1 – Банатски Деспотовац (Средне-Банатский округ, Воеводина, Сербия); 2 – Гърцы (Видинская область, Болгария), Археологический музей, София, Болгария.

Диадемы с подвесными украшениями Балканского региона: 1 – Банатски Деспотовац (Средне-Банатский округ, Воеводина, Сербия); 2 – Гърцы (Видинская область, Болгария), Археологический музей, София, Болгария.



Интересно, что в Болгарии были найдены тисненые бляшки-колодочки, по форме близкие к колодочкам, носившимся на Руси в серебряных рясах. Однако они были применены здесь для декорации головных венчиков.

В памятниках XIII–XV вв. Карпато-Балканского региона известны и разнообразные диадемы, украшенные подвесными цепочками. Среди них встречаются экземпляры, выполненные в едином стиле и носившиеся в комплекте с подвесными изделиями, в том числе весьма напоминающими древнерусские рясы с колоколовидным верхом. Комплекты из диадем и подвесок происходят, например, из Брашова(уезд [жудец] Брашов, историческая область Цара Бырсей, Румыния) и Банатски Деспотовац (Средне-Банатский округ, Воеводина, Сербия). Возможно, для этого периода со временем также будут обнаружены уборы с подвесными украшениями типа колтов.

Для более позднего времени (XVI–XVII вв.) характерны целые комплекты, состоящие из налобной части диадемы (состоит из цепочек и пластинок) и ниспускающихся от нее, выполненных в том же стиле, подвесок. К подвескам крепились украшения, в том числе, типа колтов, но плоских. Подобный серебряный позолоченный комплект, найденный в с. Гърцы (Видинская область, Болгария), хранится в Археологическом музее в г. София, Болгария Интересно, что «рясы» крепятся не к дужке «колта», а к специальному колечку рядом с дужкой «колта». Такие гарнитуры были, по всей видимости, достаточно характерны для убора населения Карпато-Балканского региона (сходная диадема-ряса, но без колтов, известна из клада Ковей (уезд [жудец] Долж, Румыния). Одним из центров изготовления таких вещей являлась болгарская Чипровская ювелирная школа XVI–XVII вв. (Чипровцы, Монтанская область, Северо-Западная
Болгария).

 

 
Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг.

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг.



Таким образом, мы можем констатировать факт, что под влиянием византийской традиции и на Руси, и в Карпато-Балканском регионе сформировались своеобразные уборы с подвесными украшениями типа колтов. Археологический материал Балканского региона пока не дает нам прямых прототипов для древнерусского комплекта «колты-рясы». В древне-русской традиции колты практически выходят из употребления после татарского нашествия. В Карпато-Балканском регионе как раз в XIII–XIV вв. налаживается свое производство подобных изделий. По всей видимости, в XIII–XVI вв. здесь формируется и тип диадемы-прочельника, изготовлявшейся в комплекте с металлическими подвесными украшениями, аналогичными по функции древнерусским рясам. К этим подвескам крепились, в том числе, и украшения, сходные по форме с колтами.

Ситуация со сложением древнерусских ювелирных уборов полностью аналогична той, которую исследователи прослеживают и в истории древнерусской архитектуры. По мнению О. М. Иоаннисяна, к концу XI в. «теснейшая связь с византийской традицией продолжает существовать, но это приводит не к появлению еще одного варианта провинциально-византийской архитектуры, а, наоборот – к созданию на основе византийских традиций уже собственного архитектурного языка». В это же время на Руси под византийским влиянием формируются и своеобразные ювелирные уборы.

Автор: С.С. Рябцева 
Источник: 
https://kulturologia.ru/blogs/240918/40631/

Серия сообщений "***Россия 2":
Часть 1 - Русская история в картинках.Часть 1.Русь легендарная.
Часть 2 - Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
...
Часть 29 - Каких невест 300 лет назад русские женихи считали лучшими, а каких девушек замуж не брали
Часть 30 - Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв.,рисунки-реконструкции Олега Федорова
Часть 31 - Какими были древнерусские женские головные уборы с рясами и колтами
Рубрики:  Россия. Города. Культура
Ювелирное искусство, украшения
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку